Физкультурно-спортивное образование
в общеобразовательном учреждении обучающихся и кадетов
Гордеев С.А.
учитель физической культурыМКОУ «СОШ № 1», г. Ревда
Свердловская область, Россия
ATHLETIC-SPORTING EDUCATION
IN GENERAL ESTABLISHMENT OF STUDENTS AND CADETS
Gordeev S.A.
teacher of physical culture
Municipal public general establishment
"High general school №1"
Revda, Sverdlovsk area, Russia
Для современного мира все более характерным становится динамизм – высокие темпы и уровень изменений общественного развития. Не только стремительно растет объем информации, внедряются высокие технологии, но и меняются политические государственные доктрины, изменяется общественное мнение. Становится весьма актуальным умение налаживать короткие социальные связи, быстро и продуктивно включаться во временные коллективы.
В соответствии c социально-экономическими потребностями современного общества, основными направлениями развития кадетского образования - целью физической культуры и спорта в образовательных учреждениях системы кадетского образования является содействие разностороннему и гармоничному развитию личности человека, способного к высокопроизводительному труду и защите Отечества, создание условий для рационального распределения учебной и двигательной нагрузки.
Цель кадетского образования – подготовка государственного человека. Данные государственные приоритеты не могут быть достигнуты людьми с ослабленным физическим и психическим здоровьем. Занятия физической культурой и спортом, прежде всего это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера – будь то учеба или будущая профессия.
Эффективное «физкультурно-спортивное образование» открывает возможность для формирования востребованной обществом, жизнеспособной и успешной личности.
Опираясь на основное направление развития общего образования Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - сохранение и укрепление здоровья школьников – физическая культура в общеобразовательных учреждениях представлена как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент общей культуры молодежи.
Одна из многих задач, возложенных на кадетские учебные заведения – обеспечить подготовку юношей-выпускников к прохождению службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Совершенно очевидно, что большинство практически здоровых, но не занимающихся систематически физической культурой и спортом молодых юношей успешно выполнить норматив школьной программы, а тем более нормативные требования физической подготовки армии, не могут, занимаясь только на обязательных уроках физической культуры, даже при существенном увеличении физических нагрузок на каждом уроке.
Выполнение данного направления возможно лишь при системе комплексных мероприятий, направленных на активизацию всех учащихся, пробуждение у них желания заниматься как на урочных, так и на внеклассных, внешкольных физкультурно-оздоровительных занятиях, осознавать значимость своего труда, чувствовать преемственность и умение применять навыки здорового образа жизни во взрослой жизни.
Реализация поставленных задач позволит поднять процесс физического воспитания на более качественный уровень и говорить о «физкультурно-спортивном образовании» кадетов-воспитанников. При этом каждый воспитанник получает возможность в дальнейшем самостоятельно совершенствовать свои индивидуальные способности.
Модернизированное физкультурно-спортивное образование кадетов-воспитанников нашей школы представляет собой три основных направления: программа «Здоровячок», базовая физическая культура и внеурочные формы занятий по физической культуре.
Здоровьесбережение обучающихся МКОУ «СОШ № 1»
В нашей школе действует программа «Здоровячок», которая реализуется в условиях школьного и родительского коллективов. В основу программы входят следующие направления: мониторинг состояния здоровья учащихся, общая заболеваемость, их профилактика, вакцинация обучающихся, физкультурные группы здоровья, методические рекомендации для всех участников, уровень физической подготовленности учащихся, спортивные достижения воспитанников, тематика классных часов по культуре здоровья, информация для уголков здоровья.
Школьные уроки физической культуры пока остаются одной из основных форм базового курса физической подготовки воспитанников. Погоня за высокой плотностью урока физической культуры ради тренирующего эффекта не позволяет системно решать образовательные задачи. Подчинение уроков физической культуры только тренировочным целям приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений оказываются беспомощными в организации и проведении самостоятельных занятий и вскоре прекращают их совсем.
Важнейшим условием роста показателей общей и специальной физической подготовленности воспитанников и успешного выполнения ими нормативных требований по физической подготовке в армии становится систематическое применение специальных тренировочных форм и средств.
Цель уроков физической культуры – научить обучающихся творчески осмысливать образцы движений (школу движений), дополнять их в соответствии со своими индивидуальными способностями с целью решения двигательных задач в различных нестандартных ситуациях. Уроки физической культуры решают свою истинную функцию – образовательную.
Огромное значение придается организации и проведению внеурочных форм занятий по физической культуре. Внеурочные формы занятий по физической культуре и спорту реализуются через направления: прикладная физическая подготовка, оздоровительная тренировка, профильная спортивная подготовка, физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме дня (зарядки, физкультминутки, коррекционные и профилактические мероприятия, спортивно-массовые мероприятия, домашние занятия).
Прикладная физическая подготовка реализуется за счет введения обязательных занятий по спортивным играм, плаванию и силовой подготовке для учащихся 5-9 классов. Эти занятия носят, в большей степени, прикладной характер, основная цель которых, ориентируется на повышение общей физической работоспособности и физической подготовленности воспитанников. Являясь обязательными, занятия вносятся в сетку расписания после общеобразовательных уроков.
Реализация программ оздоровительной тренировки позволит повысить роль спорта как средства здорового образа жизни и обеспечить профилактику заболеваемости, социальную и физическую адаптацию; создать условия для более качественного отбора и ориентации спортивно-одаренных воспитанников в целях дальнейшего повышения их спортивного мастерства и достойного выступления на соревнованиях.
Профильная спортивная подготовка предназначена для воспитанников, сделавших осознанный выбор для занятий тем или иным видом спорта, через организацию учебно-тренировочных занятий с целенаправленным тренирующим воздействием на функциональные системы организма, развития двигательных способностей воспитанников, нацеленных на достижение определенных спортивных результатов в избранном виде.
Учебно-тренировочные занятия носят образовательный, воспитательный, развивающий характер и имеют высокий организационный и методический уровень. С учетом индивидуальных особенностей занимающихся подбираются оптимальные средства тренировки и методические приемы.
Одной из организационных форм в данном направлении являются «спортивный взвод», главная задача которого – обеспечение качественного образования, укрепления здоровья воспитанников, формирование морально-волевых и патриотических черт личности. Достигается это оптимальной организацией учебного и тренировочного процессов, увеличением объемов физкультурно-спортивных занятий, применением современных педагогических и оздоровительных технологий.
Немаловажное значение в системе физкультурного образования кадетов-воспитанников имеет организация и проведение спортивных мероприятий – спортивные праздники, спортивные фестивали, соревнования по видам спорта в течение года, проведение физкультминуток и физкультурных пауз во всех классах и на всех предметах, определение домашних заданий и их проверка на уроках физической культуры.
На всех этих мероприятиях формируются социально-значимые качества личности – уважение к окружающим, коллективизм, осознание значимости занятий физической культурой, трудолюбие, творческая активность, целеустремленность.
В нашей школе стало традицией проведение спортивных мероприятий таких как «Русские богатыри», «Прыг-скок-шоу», «Оборонно-спортивная олимпиада», «Юные кадеты, вперед!», «Королева спорта – легкая атлетика», «Спортивный калейдоскоп», «Путешествие в королевство волшебных мячей», «В здоровом теле – здоровый дух». Постоянно проводятся дни туризма и здоровья с различной тематикой. Кроме того, каждое лето учащиеся нашей школы выезжают в оборонно-спортивные лагеря.
Погоня за количеством мероприятий и воспитанников, в них участвующих, дискредитирует саму идею соревнований, делает их для большинства воспитанников формальными и не имеющими личностно-ориентированной значимости.
Благодаря сложившейся системе наши выпускники ведут здоровый образ жизни, продолжают заниматься в спортивных секциях города и показывают хорошие результаты на уровне области и Российской Федерации.
Реализация системы физкультурно-спортивного образования кадетов-воспитанников нашей школы позволит получить следующие результаты:увеличение двигательной активности воспитанников, укрепление здоровья, формирование у воспитанников устойчивой потребности к систематическим занятиям физической культурой, умение использовать воспитанниками средства физической культуры и спорта в организации собственного досуга.