РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ" - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ"

Валеева Э.С. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время наблюдается определенный интерес к обучению английскому языку детей дошкольного возраста. При этом большое значение приобретает первоначальный этап вхождения в мир английского языка, который, в соответствии с принципами обучения, должен быть направлен на развитие познавательного интереса. И если ребенок еще не готов по каким-то причинам к такому роду деятельности, не надо пытаться заставлять его, чтобы не создать с самого начала отрицательное отношение, которое сформирует стойкое неприятие, нежелание (так как это трудно, неинтересно, невыполнимо) изучать любой другой иностранный язык в будущем.

Дошкольник не может долго и продуктивно заниматься предметом, который его не интересует. А.Ю. Дейкина отмечает, что «наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности дошкольника, усиливается эффект воспитания, развития, обучения».

Познавательный интерес является мощным двигателем в обучении. Одним из механизмов его развития может стать обучение детей дошкольного возраста английскому языку по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Английский для малышей», реализуемой в учреждениях дополнительного образования.

Обучение английскому языку детей дошкольного возраста предполагает высокие результаты, поскольку оно осуществляется в сензитивный период развития ребенка, когда врожденная способность к овладению языком еще не утрачена. Кроме того, язык может стать действенным средством развития личности ребенка.

Оригинальностью и новизной программы должно стать обучение английскому языку посредством игровых технологий. Игровая технология – это ориентированная на зону ближайшего развития деятельность, совмещающая педагогическую цель с привлекательным для ребенка мотивом деятельности.

Занятия помогут детям дошкольного возраста сделать первый шаг в страну английского языка, как иноязычной культуры, независимо от того, по какой программе будет продолжено изучение английского языка в школе. Темы занятий, разработанные с учётом специфики детей дошкольного возраста, и словарный минимум станут хорошей опорой для изучения английского языка в школе на любом этапе.

Особенностью программы должна стать организация процесса обучения английскому языку в форме путешествия в сказочный английский лес с английскими героями (Winnie the Pooh, Tiger, Piglet, Donkey), каждое занятие как логическое продолжение предыдущего, интересная история с использованием материала английского языка. Для поддержки высокого интереса и активизации мыслительных процессов дошкольников при изучении английского языка должны использоваться разнообразные лексические, подвижные игры, фонетическая сказка, простые сюжетные диалоги (в контексте сказки) для отработки разговорных навыков. В рамках программы обязательным становится использование на каждом занятии массового детского английского танца, исполняя который в течение 4-5 минут дошкольники не только получат радость от забавных движений, но и запомнят фразы английского языка, повторяя за педагогом несложные движения. Доказано, что инсценировка стихов и песен повышает внимание дошкольников, способствует быстрому усвоению языкового материала. В рамках программы «Английский для малышей» должно быть предусмотрено ознакомление дошкольников с обычаями и традициями англоязычных стран (просмотр презентации по страноведению, подготовленных педагогом для детей 4-6-летнего возраста, просмотр несложных мультфильмов на английском языке, видео-общение с героями сказки). Это позволит «разбудить» познавательный интерес ребенка, сделает обучение занимательным. Сущностью занимательности являются новизна, необычность, неожиданность. Все эти особенности занимательности - сильнейший побудитель познавательного интереса, обостряющий эмоционально-мыслительные процессы, заставляющий пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.

Акцент в работе по программе должен быть поставлен на развитие познавательного интереса к изучению английского языка на основе разнообразной, красочной наглядности, многообразия игр, применения нескольких форм работы на одном занятии. Ключевой момент – доступность представляемого детям языкового материала, понимание детьми всех лексических структур, диалогов, стихов и песен, активизация активного словарного запаса.

Педагогическая технология, отражающая суть программного материала, должна состоять в организации каждого занятия в форме игры-путешествия в сказочный английский лес с английскими героями: Винни Пухом, Пятачком, Тигрой и Осликом. Каждая тема представлять собой сюжетный рассказ из жизни героев.

В качестве героев могут выступать куклы-перчатки, используемые педагогом. Педагог должен активно применять артистические данные для создания правдоподобных ситуаций общения кукол с детьми, передаче основных характеров героев. Каждое занятие – это путешествие в Англию и рассказанная педагогом история (в соответствии с темой) из жизни английских животных. Эти же персонажи могут применяться при работе над фонетической культурой речи.

Дошкольники всегда проявляют большой интерес к изучению английского языка и могут расстроиться в случае любой, даже незначительной критики. От педагога требуется большое терпение и готовность повторить, объяснить материал, отработать его в разных доступных формах. Ошибки и небольшие неудачи детей при обучении неизбежны, но исправлять их нужно очень осторожно, так, чтобы это не привело к боязни говорить и экспериментировать с языком. Атмосфера на занятиях должна быть только доброжелательная. Не стоит любыми средствами добиваться запоминания грамматических и лексических структур, т.к. дети столкнутся с ними ещё раз на протяжении всего периода обучения и обязательно запомнят. Детям дошкольного возраста требуется время, чтобы воспринять и переработать новую для них информацию.

Очень важным при работе с дошкольниками является сочетание на одном занятии нескольких форм работы, видов деятельности, игровой характер обучения. Использование ролевых игр, инсценировок является одним из эффективных средств развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к изучению английского языка. Детально продуманная и методически грамотно организованная игра является таким приемом обучения, который позволяет комплексно решать задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера. В связи с этим игры на занятиях иностранного языка должны являться неотъемлемой частью на начальной ступени обучения.

При обучении говорению приоритетным должно стать использование форм диалогов, инсценировок. Поскольку при общении говорение совмещается с какой-либо другой деятельностью (движение, жестикуляция и т.д.), дошкольникам необходимо не просто предлагать говорить и повторять фразы, а разыгрывать диалоги. Например, даже самое простое приветствие и обмен репликами: «Hello!» - «Hello» можно разнообразить, попросив ребят представить, что они оказались в домике Винни Пуха, или на Дне рождения Ослика. Педагог должен участвовать в играх и диалогах вместе с детьми, произносить фразы с выражением, если необходимо, то с различными эмоциями. Диалог и игра поможет ребятам понять, в каких ситуациях они могут использовать новые фразы и слова. Необходимо как можно чаще создавать непринужденные, юмористические диалоги, которые помогают раскрепостить дошкольников и работают на мотивацию.

Работу над говорением рекомендуется проводить по следующей схеме:

  • демонстрация диалоговой ситуации с помощью кукол или по картинке (только с использованием английского языка);

  • обсуждение увиденного (на понимание), угадывание значений слов, вопросы на понимание;

  • повторная демонстрация диалоговой ситуации;

  • демонстрация диалоговой ситуации и побуждение дошкольников повторить то, что говорят герои (2-3 раза);

  • самостоятельное разыгрывание детьми диалогической ситуации (при помощи педагога в начале изучения и без помощи педагога после нескольких тренировок).

При обучении аудированию необходимо учитывать, что большую часть времени дошкольники слышат педагога, поэтому крайне важно говорить четко и в замедленном темпе, поддерживая зрительный контакт с группой. Речь педагога должна быть понятна, инструкции или простые команда просты и не содержать незнакомых слов.

При введении новых слов требуется четкое произношение и не менее трех раз и только затем проведение игр на запоминание слов, их повторение детьми. Важно также научить дошкольников слушать друг друга, что нелегко для данного возраста. Лучший результат обычно достигается, если похвалить тех, кто внимательно слушает говорящего, чем делать замечания тем, кто отвлекается. При введении новой лексики необходимо предусмотреть использование наглядности (демонстрационные картинки-изображения, мягкие игрушки, пластмассовые игрушки, иногда и настоящие предметы (например, фрукты или овощи).

Формирование определенного лексического запаса при изучении английского языка становится одной из приоритетных задач. При запоминании слов также рекомендуется использовать форму игры. К игре необходимо привлекайте героев английской сказки.

Можно рекомендовать следующие варианты игр с лексикой:

  • необходимо спрятать картинку или предмет (из перечня слов) за спиной, дошкольники должны угадать, что спрятано, отвечая на вопрос: A (ball)? Yes/No;

  • нарисовать картину на доске, но не заканчивать её, дошкольники должны угадать, какой предмет получится в итоге (Задавайте вопрос What’s this?);

  • загадать одно слова из списка слов или позвольте детям загадать слово, все остальные должны догадаться, какое слово загадано (Is it a...?);

  • поместить на доске несколько демонстрационных картинок (из списка слов) и попросить детей закрыть глаза, затем спрятать одну картинку, дети должны угадать, что пропало;

  • разместить несколько демонстрационных карточек или предметов на столе, стуле и накрыть их «волшебной тканью»; дошкольники должны угадать, что находится под волшебной тканью (можно использовать «волшебный» мешочек или «волшебную» коробочку) и др.

Так же неотъемлемой частью занятий может стать использование подвижных активных детских игр для изучения английского языка. Например, ролевая игра. Можно начинать с традиционных игр: «дочки-матери», «школа», «инопланетяне» и т. д. Сюжеты игр должны быть самыми разнообразными. Их источниками могут служить рассказы, сказки, фильмы. Играя, дети научатся переносить действия из одних условий в другие, развивая при этом воображение, мышление, творческие способности, речь.

Известно, что у детей дошкольного возраста самооценка почти всегда завышена: «Я самый сильный», «самый хороший», но со временем появляется новое отношение к себе, своим способностям и возможностям. Он начинает анализировать свои поступки не изолированно, а уже как человек, живущий в мире людей и вещей. Поэтому можно использовать при обучении английскому языку такой вид игры, как режиссёрская игра. Режиссёрская игра требует от дошкольника одновременного исполнения множества ролей. Эта игра стимулирует воображение, требует сюжетных построений, распределения ролей, сложных ролевых взаимодействий. Этот вид

игры помогает вместить в своё «Я» множество разных образов и позиций, и тем самым стимулирует разностороннюю и более объективную оценку своих и чужих поступков.

Для режиссёрской игры нужен соответствующий материал: мелкие игрушки, с помощью которых ребёнок сможет разыгрывать сюжет. Игрушки должны быть разнообразные, но такие, какие можно использовать для разных сюжетов. Тематика устной речи поможет правильно подобрать нужную игру для введения, закрепления и повторения языкового материала. Можно использовать такие игры, как: «Теремок», «В гостях у Бабы Яги», «Репка», «Доктор Айболит», «В гостях у Карлсона», «Вежливый продавец» и т. д. В каждой игре обязательно должен присутствовать мотив, т.е. ребёнок должен знать «зачем», «почему», «для чего».

Таким образом, в процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Английский для малышей» чрезвычайно важно использовать игровые технологии, так как они являются эффективным средством развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса к английскому языку, желания проявлять умственное напряжение, умения сконцентрировать внимание на проблеме. Игровые технологии - это комплексное воздействие на развитие детей дошкольного возраста. С их помощью осуществляется умственное и волевое развитие, ребенок занимает активную позицию в самом процессе обучения. Это комплексное воздействие преследует глобальную цель – формирование познавательного интереса к занятиям посредством игрового материала. Благодаря использованию игровых технологий, ребенок успешнее и быстрее осваивает иностранный язык, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность и развивается познавательный интерес к занятиям английского языка.

Просмотров работы: 1203