В начертательной геометрии изучаются два самостоятельных раздела: «Позиционные задачи» и «Тени в ортогональных проекциях». В каждом из них своя терминология, свои способы построения. Насколько они самостоятельны проанализируем на примере построения теней архитектурной формы, представленной на рис.1. Она состоит из полуцилиндрической ниши с коническим куполом, полуцилиндрическим фонарём и гранной полуротонды с открытым верхом.
Рис. 1. Общий вид архитектурной формы
Ниже сформулированы условия задач, которые необходимо решить на каждом этапе работы с формой, и приведены объяснения этих решений с двух позиций. В каждом случае один из рассматриваемых геометрических образов является лучевым и мы создаём его своим воображением.
Определить контур собственной тени конического купола (рис. 2, а).
|
Через прямую l (световой луч) проводим плоскость, касающуюся конуса. Для этого находим точку K пересечения l с плоскостью основания конуса и проводим след KM касательной плоскости. Линия касания MS и будет контуром собственной тени купола. |
Строим контур падающей тени конуса. Для этого находим тень (tS) от его вершины на плоскость основания. Из полученной точки проводим касательную к основанию. Полученная прямая SM, проходящая через точку касания M, является контуром собственной тени конуса. |
|
а |
б |
Рис. 2. Построение теней: а) собственной, б)падающей
Построить тень, падающую на внутреннюю поверхность купола от образующей AS (рис. 2, б).
|
Строим линию пересечения плоскости Σ(AB, l) общего положения с конусом. Так как плоскость проходит через вершину конуса, то она пересечет его по образующей. BK – линия пересечения Σ с плоскостью основания конуса. Искомая образующая пройдет через точку 1. Нижняя её часть (от точкиtA) будет падающей тенью |
Строим тень tStBобразующей BS на плоскость основания конуса и отмечаем точку 1 их пересечения. Падающая тень от AB пойдет по образующей 1S в нижней её части. |
Построить тень, падающую от образующей АC цилиндрического фонаря на внутреннюю поверхность купола (рис. 3, а).
|
а |
б |
Рис. 3. Построение падающих теней конической ниши: а) от отрезка AC, б) от полуокружности
|
Строим линию пересечения проецирующей плоскости Σ с конусом. Так как плоскость параллельна оси конуса, то она пересечет его по гиперболе. Дуга гиперболы tAtCбудет искомым контуром тени. |
Тень строим методом лучевых сечений. Заранее заготавливаем конические сечения и переносим на них точки пересечения со световым лучом. |
4. Построить тень, падающую от полуокружности (нижней части кромки фонаря) на внутреннюю поверхность купола (рис. 3, б). Тень будет давать дуга AF, ограничивающая контур собственной тени конуса.
|
Строим линию пересечения двух поверхностей: конуса и наклонного цилиндра, образованного световыми лучами. Задачу решаем методом вспомогательных секущих плоскостей. Проводим горизонтальные плоскости, строим окружности, по которым плоскости пересекают конус и цилиндр. Отмечаем точки пересечения этих окружностей. Через них и пойдет контур падающей тени. |
Задачу решаем методом горизонтальных экранов. Выбираем экран, строим линию пересечения им конуса. Строим тень от полуокружности на этот экран. Находим тень от центра окружности на плоскость экрана и из полученной точки проводим дугу окружности. При пересечении тени и сечения получаем точки искомого контура падающей тени. |
Тень участка DB образующей конуса упадёт на карниз, состоящий из конической и цилиндрической поверхностей, и в цилиндрическую нишу.
5. Построить тень от образующей DB на коническую часть карниза (рис. 4).
|
Строим линию пересечения плоскости общего положения, определенной образующей AB и световым лучомl с конусом. Задачу решаем методом вспомогательных секущих плоскостей. Строим линию пересечения вспомогательной плоскости с конусом и секущей плоскостью. Точки их пересечения будут принадлежать контуру падающей тени. Она будет иметь форму эллипса. Если конус усеченный, то получим дуги эллипса. |
Задачу решаем методом горизонтальных экранов. Проводим экран, строим линию пересечения его с конусом. Строим тень от образующей на этот экран. На пересечении тени с окружностью получаем точки, принадлежащие контуру падающей тени. |
Рис. 4. Построение тени, падающей на обратный конус
Аналогичные параллели можно провести при построении любой тени.
Из приведенных выше примеров видно, что одно и то же решение можно объяснить и с точки зрения позиционных задач, и с точки зрения теории теней. Поэтому теорию теней можно рассматривать как практическое приложение позиционных задач начертательной геометрии. Это делает предсказуемым форму контура теней, что позволяет построить их с проведением небольшого количества световых лучей. Так, например, известно, что если цилиндр пересечь плоскостью, проходящей под произвольным углом к его образующим, то в сечении получим эллипс (рис. 5, а). Если же этот угол будет равен 45o , то получим окружность (рис. 5, б). На колонну, представленную на рис. 5, в, тень падает от горизонтальных ребер m и nверхней балки (антаблемента). Ребро m расположено параллельно фронтальной плоскости проекции. Следовательно, плоскость, заданная этим ребром и световым лучом проходит под углом 45o к образующим цилиндра. Тень от ребра имеет форму окружности. Ребро n не параллельно фронтальной плоскости. Поэтому тень от него имеет форму эллипса. Для его построения достаточно найти характерные точки. Отсюда вытекает и закономерность: контур тени от горизонтальной прямой, образующие которой вертикальны, повторяет контур нормального сечения, повернутого кверху.
|
а |
б |
в |
Рис. 5. Построение падающих теней на колоннах
Так форма тени от верхней и нижней кромок центральной части балки на цилиндрической нише и, примыкающей к ней, цилиндрической колонне повторяет их контур. Она состоит из дуг окружностей (рис. 1). Дуга окружности будет и на третьей колонне. Тени от кромок боковой части балки имеют форму эллипсов. Для их построения достаточно найти три точки, две из которых могут быть точками исчезновения. Тень в цилиндрической нише от боковой образующей конического купола также имеет форму эллипса, а от боковых горизонтальных участков карниза – дуги окружности.
Из всего сказанного можно сделать вывод. Разрабатывая проекты, не следует слепо применять известные шаблоны. Необходимо фантазировать и предлагать свои пути решения поставленной задачи. Тогда наши города будут интереснее.
Список использованных источников:
1. Супрун, Л. И. Геометрическое моделирование в начертательной геометрии: учебное пособие / Л. И. Супрун, Е. Г. Супрун. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. – 256 с.
2. Супрун, Л. И. Формирование научно-исследовательских компетенций при обучении начертательной геометрии бакалавров направления «Архитектура» / Л. И. Супрун, Е. Г. Супрун // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №5; URL: http://science-education.ru / 105-7033/
3. Лециус Е. П. Построение теней и перспективы ряда архитектурных форм: учебное пособие / Е. П. Лециус. – И.: «Архитектура – С», 2005. – 144 с.