В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) одной из задач познавательного развития указывается задача развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Поэтому, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию.
Познавательный интерес, согласно ФГОС ДО – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Изучение и анализ педагогической деятельности дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) позволил выявить следующие негативные факторы, сложившиеся в массовой практике дошкольного образования:
- заорганизованность, регламентированность жизнедеятельности дошкольников, в ходе которой не всегда учитываются интересы и желания детей. Игровая деятельность часто заменяется учебной деятельностью, характерной для начальной школы. В результате выявляется слабая мотивация познавательной деятельности большинства дошкольников, дети часто проявляют пассивность в решении поставленных перед ними задач;
- крайне редко используются нестандартные формы совместной деятельности взрослого и ребенка, позволяющие интегрировать различные задачи и виды детской деятельности, способствующие развитию высокого уровня развития познавательного интереса (конкурсы, экспериментирование, совместный поиск, творческие диалоги, игры-фантазии, игры-путешествия, занятия-погружения, занятия-соревнования), проявлению самостоятельности детей;
- педагоги испытывают затруднения в подборе методов, приемов, способствующих повышению познавательной активности воспитанников, формированию адекватной самооценки у воспитанников в процессе разнообразных видов детской деятельности.
Анализ психолого-педагогических исследований и объективных условий массовой практики дошкольного образования позволил выделить противоречия между [2]:
- возрастающей потребностью общества в активизации личностного развития ребенка-дошкольника, одним из показателей которого является познавательный интерес, и не разработанностью теоретического аспекта, адекватных путей и средств развития познавательного интереса в педагогической деятельности ДОО;
- необходимостью использования личностно-деятельностного подхода, оказывающего решающее влияние на развитие познавательного интереса ребенка, и недостаточной компетентностью педагогов в решении данной проблемы;
- большими потенциальными возможностями ребенка в дошкольном детстве и неудовлетворительной организацией педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях по развитию познавательного интереса у воспитанников.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, изучения опыта работы дошкольных образовательных организаций, была определена и сформулирована проблема: как формировать и поддерживать познавательный интерес у детей в ДОО «без занудных обучалок».
Исходя из вышесказанного, возникало предположение, что эффективность процесса формирования познавательного интереса у дошкольников в условиях ДОО обеспечивается:
- использованием составляющих развивающей предметно-пространственной среды ДОО;
- внедрение активных методов и форм организации познавательно-исследовательской деятельности.
Требования к построению предметно-пространственной развивающей среды прописаны в ФГОС ДО. «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей» [4]. Но для организации разных видов деятельности с детьми необходимо создавать условия в группе и на участке, так как вне дошкольной организации (дома) это сделать невозможно. Таким образом, предметно-пространственная развивающая среда должна обеспечивать индивидуальное развитие каждого ребенка, учитывая его интересы, особенности, склонности и т.д.
Основными средствами воспитания познавательного интереса выступают:
- эмоциональный рассказ педагога, образное описание событий с зарисовкой деталей для воспроизведения перед слушателями картины явления или события;
- игры и занимательные игровые задания;
- прием занимательности, эмоциональное воздействие на ребенка;
-виды детской деятельности, способствующие развитию высокого уровня развития познавательного интереса – конкурсы, экспериментирование, совместный поиск, творческие диалоги, игры-фантазии, игры-путешествия, занятия-погружения, занятия-соревнования.
Основным условием является создание положительной обстановки познавательной деятельности, которая предусматривает:
-тщательный отбор содержания материала;
- использование эмоциональных средств его сообщения и обобщения (в старшем - дошкольном возрасте к ним относятся праздники и развлечения);
- эмоциональное подкрепление процесса познавательной деятельности детей (отсутствие эмоциональной обстановки в процессе деятельности разрушает эмоциональное состояние ребенка и как следствие тормозит развитие интереса);
- побуждение дошкольников высказывать свое отношение к предмету;
- взаимодействие воспитателя и воспитанников на основе доброжелательности и взаимного уважения;
-выражение отношения к явлению, объекту самого воспитателя.
Условия для развития познавательного интереса в условиях ДОО должны быть следующие:
- детско-взрослая совместность: доброжелательность, эмоциональная вовлеченность педагога; создание ситуации успеха у дошкольников; благоприятный эмоционально-психологический климат;совместная деятельность педагога и ребенка.
- поддержание детской активности: организованная среда может выступать как средство для поддержания детской активности: организация уголков экспериментирования (доступные, насыщенные; многообразные); моделирование элементов естественной среды; создание положительной обстановки для познавательной деятельности.
провоцирование детских вопросов:
- систематичность деятельности: проведение занятий несколько раз в неделю; создание ситуаций занимательности.
В процессе исследования было установлено, что реализация единства составляющих предметно-развивающей среды ДОО; внедрение активных методов и форм организации познавательно-исследовательской деятельности и особым образом построенный педагогический процесс является фактором развития у дошкольников познавательного интереса.
Формирование познавательного интереса в условиях ДОО требует целенаправленной, скоординированной и педагогически организованной деятельности руководителей, педагогов, других должностных лиц системы дошкольного образования.
Список используемых источников:
Баранова, Э. А. Формирование у дошкольников познавательного интереса как интегративного психического образования /Э. А. Баранова// Интеграция образования. –2006. –№ 3. – С. 124–128.
Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников/ Н.А. Короткова// Ребенок в детском саду. – 2003. – № 3, 4.
Прохода, М. В. Организационно-педагогические условия формирования познавательной мотивации старших дошкольников к дальнейшему обучению / М.В. Прохода // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 74-2
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html