ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Лысцова О.О. 1
1СФУ Институт педагогики, психологии и социологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию. Вместе с тем, у некоторых дошкольников наблюдается снижение познавательных интересов, способностей, что обусловлено нестабильными социальными условиями и изменением ценностных ориентаций. В связи со сложившейся обстановкой развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность как один из способов решения социально-педагогических проблем.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) одной из задач познавательного развития указывается задача развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Поэтому, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию.

Познавательный интерес, согласно ФГОС ДО – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.

Изучение и анализ педагогической деятельности дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) позволил выявить следующие негативные факторы, сложившиеся в массовой практике дошкольного образования:

- заорганизованность, регламентированность жизнедеятельности дошкольников, в ходе которой не всегда учитываются интересы и желания детей. Игровая деятельность часто заменяется учебной деятельностью, характерной для начальной школы. В результате выявляется слабая мотивация познавательной деятельности большинства дошкольников, дети часто проявляют пассивность в решении поставленных перед ними задач;

- крайне редко используются нестандартные формы совместной деятельности взрослого и ребенка, позволяющие интегрировать различные задачи и виды детской деятельности, способствующие развитию высокого уровня развития познавательного интереса (конкурсы, экспериментирование, совместный поиск, творческие диалоги, игры-фантазии, игры-путешествия, занятия-погружения, занятия-соревнования), проявлению самостоятельности детей;

- педагоги испытывают затруднения в подборе методов, приемов, способствующих повышению познавательной активности воспитанников, формированию адекватной самооценки у воспитанников в процессе разнообразных видов детской деятельности.

Анализ психолого-педагогических исследований и объективных условий массовой практики дошкольного образования позволил выделить противоречия между [2]:

- возрастающей потребностью общества в активизации личностного развития ребенка-дошкольника, одним из показателей которого является познавательный интерес, и не разработанностью теоретического аспекта, адекватных путей и средств развития познавательного интереса в педагогической деятельности ДОО;

- необходимостью использования личностно-деятельностного подхода, оказывающего решающее влияние на развитие познавательного интереса ребенка, и недостаточной компетентностью педагогов в решении данной проблемы;

- большими потенциальными возможностями ребенка в дошкольном детстве и неудовлетворительной организацией педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях по развитию познавательного интереса у воспитанников.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, изучения опыта работы дошкольных образовательных организаций, была определена и сформулирована проблема: как формировать и поддерживать познавательный интерес у детей в ДОО «без занудных обучалок».

Исходя из вышесказанного, возникало предположение, что эффективность процесса формирования познавательного интереса у дошкольников в условиях ДОО обеспечивается:

- использованием составляющих развивающей предметно-пространственной среды ДОО;

- внедрение активных методов и форм организации познавательно-исследовательской деятельности.

Требования к построению предметно-пространственной развивающей среды прописаны в ФГОС ДО. «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей» [4]. Но для организации разных видов деятельности с детьми необходимо создавать условия в группе и на участке, так как вне дошкольной организации (дома) это сделать невозможно. Таким образом, предметно-пространственная развивающая среда должна обеспечивать индивидуальное развитие каждого ребенка, учитывая его интересы, особенности, склонности и т.д.

Основными средствами воспитания познавательного интереса выступают:

- эмоциональный рассказ педагога, образное описание событий с зарисовкой деталей для воспроизведения перед слушателями картины явления или события;

- игры и занимательные игровые задания;

- прием занимательности, эмоциональное воздействие на ребенка;

-виды детской деятельности, способствующие развитию высокого уровня развития познавательного интереса – конкурсы, экспериментирование, совместный поиск, творческие диалоги, игры-фантазии, игры-путешествия, занятия-погружения, занятия-соревнования.

Основным условием является создание положительной обстановки познавательной деятельности, которая предусматривает:

-тщательный отбор содержания материала;

- использование эмоциональных средств его сообщения и обобщения (в старшем - дошкольном возрасте к ним относятся праздники и развлечения);

- эмоциональное подкрепление процесса познавательной деятельности детей (отсутствие эмоциональной обстановки в процессе деятельности разрушает эмоциональное состояние ребенка и как следствие тормозит развитие интереса);

- побуждение дошкольников высказывать свое отношение к предмету;

- взаимодействие воспитателя и воспитанников на основе доброжелательности и взаимного уважения;

-выражение отношения к явлению, объекту самого воспитателя.

Условия для развития познавательного интереса в условиях ДОО должны быть следующие:

- детско-взрослая совместность: доброжелательность, эмоциональная вовлеченность педагога; создание ситуации успеха у дошкольников; благоприятный эмоционально-психологический климат;совместная деятельность педагога и ребенка.

- поддержание детской активности: организованная среда может выступать как средство для поддержания детской активности: организация уголков экспериментирования (доступные, насыщенные; многообразные); моделирование элементов естественной среды; создание положительной обстановки для познавательной деятельности.

провоцирование детских вопросов:

- систематичность деятельности: проведение занятий несколько раз в неделю; создание ситуаций занимательности.

В процессе исследования было установлено, что реализация единства составляющих предметно-развивающей среды ДОО; внедрение активных методов и форм организации познавательно-исследовательской деятельности и особым образом построенный педагогический процесс является фактором развития у дошкольников познавательного интереса.

Формирование познавательного интереса в условиях ДОО требует целенаправленной, скоординированной и педагогически организованной деятельности руководителей, педагогов, других должностных лиц системы дошкольного образования.

Список используемых источников:

  1. Баранова, Э. А. Формирование у дошкольников познавательного интереса как интегративного психического образования /Э. А. Баранова// Интеграция образования. –2006. –№ 3. – С. 124–128.

  2. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников/ Н.А. Короткова// Ребенок в детском саду. – 2003. – № 3, 4.

  3. Прохода, М. В. Организационно-педагогические условия формирования познавательной мотивации старших дошкольников к дальнейшему обучению / М.В. Прохода // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 74-2

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Просмотров работы: 2419