Важнейшим качеством человека, занимающегося педагогической деятельностью, является любовь к детям. На это обращали внимание многие из великих педагогов: А. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др. Так, например, Я. А. Коменский указывал, что главное в педагоге — человеколюбие, а более всего любовь к детям.
Необходимую работу по исправлению и перевоспитанию подростков невозможно проводить без четкого планирования, которое и является основой воспитательной работы. План воспитательной работы - это строго установленный порядок проведения воспитательных мероприятий в определенный отрезок времени определенными силами и средствами.
Планирование воспитательной работы - это творческий процесс, процесс сложный и трудный, как и процесс воспитания. С составления плана работы, имеющего целевую установку, и начинается организация процесса исправления и перевоспитания подростков. В каждом коллективе несовершеннолетних процесс воспитания в определенной степени своеобразен и неповторим, что объясняется особенностями как воспитуемых, так и воспитателей. Это неизменно выражается в планировании. Поэтому не может быть, да и недолжно быть шаблонов в планировании, рецептов, годных на все случаи.
Однако наукой и практикой выработаны определенные требования к планированию, которые могут быть полезными.
План воспитательной работы с подростками отделения составляется воспитателем. В известной степени в этом принимают участие учитель и мастер.
Рациональное планирование предполагает изучение коллектива подростков отделения, учет основных факторов исправления и перевоспитания несовершеннолетних, применение научно обоснованных форм и методов воспитательной работы.
Целесообразно сопровождать план характеристикой отделения, состоящей из двух частей уголовно-правовой и психолого-педагогической.
Психолого-педагогическая характеристика. В ней отражается характер взаимоотношений в коллективе подростков, характеристика малых групп, их лидеров, особенности межличностных отношений, уровень развития актива и степень его влияния на коллектив.
Далее в плане определяется работа с коллективом и индивидуальная работа. В настоящее время мы не имеем документа, который бы в абсолютной точности устанавливал форму плана. В практике сложились планы, в которых каждый вид воспитательных мероприятий сгруппирован в зависимости от цели, содержания, объема: нравственное, эстетическое воспитание, правовая пропаганда, что соответствует общим требованиям, предъявляемым к работе воспитателя в отделении.
Целесообразно разделить план на две части: работа с коллективом осужденных и индивидуальная работа, поскольку именно эти две составляющие и есть основные направления деятельности воспитателя. В первую часть плана включаются такие мероприятия, как собрания отделения, заседания советов отделения, мероприятия по эстетическому, нравственному воспитанию и т.д.
Тематика этих мероприятий является для всех отделений одинаковой. И это в определенной степени исключает самостоятельность воспитателя при разработке данной части плана. Конкретность, реальность, целеустремленность являются условиями эффективности планирования.
Особого внимания требует планирование индивидуальной работы. В эту часть плана следует включать такие разделы, как: беседы или иные педагогические мероприятия, проводимые воспитателем, учителем, мастером с каждым подростком, переписку с родителями осужденных, учреждениями и организациями; написание характеристик; работу с документами, относящимися к кому-то из осужденных.
Заслуживает внимания и такой вопрос, как планирование личной работы воспитателя. Практические работники относятся к этому по-разному. Опыт показывает, что планирование личной работы необходимо. Наиболее приемлемым является ежедневный план работы, а не еженедельный. Во-первых, в условиях ВК в сравнении с иными учреждениями более вероятна возможность изменения обстановки, возникновения конфликтных ситуаций, которые, как известно, зачастую резко меняют все планы. В связи с этим появляется непредусмотренная работа, образуется наслоение невыполненных дел. Во-вторых, подростки часто обращаются к воспитателю с вопросами, требующими скорейшего разрешения, а предусмотреть это заранее, на неделю вперед не всегда возможно. Выполняя в таком случае одно, приходится упускать другое.
Воспитателю в своей работе приходится много внимания и времени уделять изучению и составлению документов. Они разные и по своей форме, и по содержанию, и по юридическому значению. Одним из основных документов, с которыми работает воспитатель, является личное дело подростка. В деле могут иметься сведения об источниках опасности, как со стороны самого несовершеннолетнего, так и по отношению к нему. Обеспечить же безопасность своим воспитанникам – первейшая обязанность педагога. Изучая личное дело, следует сделать для себя необходимые пометки, имеющие как педагогическое, так и юридическое значение: сведения об окончании срока наказания.
Рекомендуется иметь «рабочий журнал» воспитателя, где и содержатся все необходимые учетно-регистрационные данные. Сведения рабочего журнала затем помогут при составлении планов работы и на месяц, и на неделю. Имеющиеся в журнале учетные сведения обеспечивают своевременность подготовки юридически значимых документов: характеристик, справок и пр. В этот же журнал рекомендуется включить и учет переписки с родителями. Воспитателю необходимо наладить переписку с родителями несовершеннолетних. Это очень важный элемент в работе по воспитанию подростков. Ведь корни поведения, особенности характера, морального облика нередко уходят в семью, где формировались и развивались многие черты его личности, вырабатывались взгляды, навыки поведения и отношение к жизни. Кроме того, семейные связи часто оказываются разрушенными и задача воспитателя - их восстановить.
Основными документами, организующими работу по перевоспитанию подростков в воспитательных колониях, являются дневник индивидуальной работы и педагогическая характеристика. В дневнике индивидуальной работы отражается процесс изучения подростков. Дневник воспитателя это сугубо индивидуальный и творческий документ, в котором записываются отдельные наблюдения за воспитанниками, случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ними, движение воспитанника вперед, анализ явления кризиса или перелома. Этот дневник ни в коем случае не должен иметь характера официального журнала.
Он должен просматриваться только заведующим педагогической частью и только в том случае, если он желает получить более полное представление о том или другом воспитаннике. Ведение дневника может характеризовать качество работы воспитателя и служить известным мерилом его ценности как работника, но формально требовать от него, чтобы он такой дневник вел, не следует, ибо в этом случае самым опасный является обратить такой дневник в официальный отчет. Фиксируя в дневнике свои наблюдения, воспитатель привыкает систематически обдумывать различные факты жизни коллектива, глубже изучать характеры своих подопечных. Периодически перечитывая дневники, воспитатель видит тенденции развития и роста как отдельных воспитанников, так и коллектив воспитанников в целом. Это дает возможность воспитателю предвидеть дальнейший рост коллектива, правильно намечать те или иные мероприятия в отделении. Кроме того, дневник контролирует воспитателя, учителя, мастера, напоминая им о том, какие мероприятия надо довести до конца, за какие следует уже приниматься, что в работе было упущено, помогает помнить многое из «мелочей» их педагогической деятельности.
К числу документов, которые составляет воспитатель, относятся характеристики. Они составляются по установленной форме. Характеристики в свою очередь составляются на основании данных «Дневника индивидуальной работы с несовершеннолетними осужденными». Планы для составления характеристик могут быть разными. В заключении следует указать какие изменения произошли с подростком за полугодие и чем они вызваны. Какая работа, приемы и методы оказались успешными в процессе перевоспитания. Перспективы дальнейшей работы по исправлению и перевоспитанию. Необходимо, чтобы характеристика отражала состояние нравственного, умственного и физического развития подростка, показала его рост и моральный облик, была насыщена фактическим материалом.
Информация, данная воспитателем в характеристике, дневнике, становится достоянием многих людей, которые на ее основе принимают решения, так или иначе затрагивающие судьбу человека, находящегося в зависимости от них в силу лишения свободы. В процессе индивидуального изучения необходимо проявлять педагогический такт, умение войти к подростку в доверие, глубоко верить в его силы, уметь найти и обнаружить все то лучшее что у него есть, разнообразить формы и методы. Сведения, которые имеются в указанных документах, должны быть максимально объективными.
В условиях ВК этот фактор приобретает еще больший вес прежде всего потому, что круг лиц, участвующих в воспитании, здесь значительно уже, чем в обычной жизни, и воспитатель в силу этого находится в центре внимания. Кроме того, воспитатель оказывает влияние на подростков, уже «зараженных» какими-то пороками, часто обиженных и разочарованных в тех педагогах, с которыми сталкивались раньше.
В ряду важнейших требований к личности воспитателей находится ее направленность, т. е. представление человека о добре и зле, о том, что нравственно и что безнравственно. Воспитатель, как человек, выполняющий волю государства, должен иметь ясные и четкие представления о характере и социальной значимости своей деятельности, преданности делу, которому он служит. С этим тесно связаны принципиальность и целеустремленность, стремление и способность ставить перед собой ясные цели и подчинение всей своей деятельности их достижению. В конкретной деятельности воспитателей это находит выражение в мобилизации всех усилий на достижение целей воспитания подростков, несмотря на те сложности, которые сопровождают воспитательный процесс в условиях ВК.
Искусство воспитателя заключается в том, чтобы из множества средств и возможностей, имеющихся в его распоряжении, выбрать те, которые в данное время, в конкретном коллективе принесут наибольший успех. Воспитатель должен уметь осознавать качественно новые явления и делать необходимые выводы для своей деятельности, то есть он должен творчески подходить к своей работе, проявлять инициативу и самостоятельность в ней. Это возможно только при условии профессионального роста и совершенствования путем учебы, повышения своей квалификации. Важным качеством является трудолюбие, любовь к своему делу, трудовой энтузиазм, новаторство, чувство гордости за принадлежность к профессии и уверенность в ее необходимости.
Индивидуальный подход, лежащий в основе исправления и перевоспитания, требует от воспитателей проявления чуткости и такта, уважения к достоинству подростков, сочетания благожелательности с нужной требовательностью и строгостью. Замечено, что в деле перевоспитания успех зависит от степени искренности в желании помочь, от меры уважения воспитателем человеческой личности воспитуемого.
Очень важным и ценным качеством для воспитателя является способность быстро устанавливать и поддерживать психологический контакт с подростками, располагать их к себе, пользоваться их симпатией. Воспитателей должны отличать и развитые интеллектуальные качества. В деятельности воспитателя возникают различные сложные и противоречивые ситуации, когда выработка и принятие решения связаны с определенными трудностями. В каждом таком случае необходимо проявлять заботу о воспитательных последствиях принимаемого решения, действия, личного поступка. Для этого нужно иметь развитое педагогическое мышление. Необходимость наличия в структуре личностных качеств воспитателей таких качеств, как способность к педагогическому анализу, педагогической зоркости, педагогическому прогнозированию.
Особенности воспитанников требуют от воспитателей проявления многих волевых качеств. Чтобы добиться выполнения поставленных задач, воспитатели, вопреки всем трудностям и препятствиям, должны обладать большой силой воли и настойчивостью. При этом, разумеется, эти качества должны основываться на профессиональной грамотности, понимании объективных общественных процессов. Без этого сила воли и настойчивость выливаются в конечном счете в упрямство и твердолобость, не совместимые с предназначением воспитателя. Сила воли должна найти выражение в проявлении инициативы, решительности, смелости в форме оправданного педагогического риска и личного поведения в минуты опасности.
При всех сложностях, в которых протекает воспитательный процесс в ВК, воспитатель должен уметь использовать весь арсенал средств, методов, приемов и форм педагогического влияния на подростков с целью их исправления и перевоспитания. При этом необходимо уметь соизмерять силу педагогического воздействия с особенностями личности подростка.
Беляева Л.И. Несовершеннолетний в ВК: что полезно знать воспитателю. М.: Изд-во Проектной группы по правам человека, 1998. с. 45
Кудимов А.Ф. Методика индивидуальной работы с осужденными в воспитательных колониях ФСИН России.// Вопросы ювенальной юстиции №2 (11) 2007 с.38