ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одним из значимых средств формирования личности ребенка. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

К сожалению, в обществе утрачено уважительное отношение к труду, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Министерством образования и науки Российской Федерации разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Данный документ обозначает современные критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.). Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательном процессе и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

Актуальность проблемы развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении продиктована тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста.

На данный момент явно обозначились следующие объективно существующие противоречия между:

  1. социальным заказом общества на выполнение функций, связанных с воспитанием социально активной личности, любящей труд и способной к преобразованию окружающего мира, и существующими традиционными подходами в дошкольных образовательных учреждениях, не всегда обеспечивающими должный уровень трудолюбия детей;

  2. ситуацией переходного периода ФГОС ДО и обусловленными внутренними противоречиями и изменениями;

  3. стремлением дошкольных образовательных учреждений обеспечить воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности и отсутствием разработанных методических рекомендаций, программ в практике педагогов.

Сформулированные противоречия обусловили актуальность проблемы, связанной с поиском модели, направленной на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Рассмотрим понятие трудолюбия современных исследователей. З.М. Асланова рассматривает трудолюбие как чувство удовольствия от труда; работа с душевным подъемом и охотой.

По мнению И.В. Житко, трудолюбие – это формирующееся качество личности, которое выражается в устойчивом интересе и уважении к труду взрослых и сверстников, участии в различных видах деятельности без принуждения, в старательности. К показателям проявления трудолюбия исследователь относит понимание важности, общественной ценности труда; представления о труде взрослых по определенным специальностям; представления о различных материалах и свойствах; о своих обязанностях; личные и общественные мотивы; владение умениями и навыками; участие в деятельности без принуждения; доведение дела до конца.

Г.М. Киселева определяет трудолюбие как качество личности, сущность которого составляет наличие потребности в труде, привычки трудиться. Способность видеть красоту труда, преодоление трудностей в работе выделяет как показатель проявления трудолюбия.

Проблеме формирования трудолюбия детей дошкольного возраста посвящены труды таких педагогов и психологов, как P.C. Буре, Т.Н. Година, В.И. Логинова, ТА. Маркова, Я.3. Неверович, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и других, к настоящему времени создана система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка.

Рассматривая развитие трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста, необходимо упомянуть об особенностях данного периода. Мы придерживаемся взглядов А.Г. Гогоберидзе, где она отмечает своеобразие труда дошкольников. Наиболее существенной особенностью детского труда является отсутствие значимого результата, имеющего материальную ценность, продукты детского труда имеют ценность для самого ребенка или группы детей.

При сравнении детского труда и трудовой деятельности взрослых усматривается различие в результативности, неспособности ребенка в силу возрастных особенностей создавать материальные и духовные ценности, необходимые человеку. Отмечается неустойчивость целевой установки в труде, преобладание игровой мотивации, отсутствие предварительного планирования, несформированность трудовых умений и способов самоконтроля, недостаток волевого усилия для преодоления внешних и внутренних препятствий для достижения цели.

Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия.

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер. Особенностью детского труда является то что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока находятся в стадии развития и предполагают участие и помощь взрослого.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Рассматривая вопросы трудового воспитания как важнейшего в дошкольном воспитании, педагоги не могли не видеть плодотворного взаимного влияния игры и труда.

Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой, у этих видов деятельности общий источник - потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. На всем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется. С одной стороны, часто необходимость в определенных игровых предметах диктует выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры.

В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, дети постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Особенно близки к трудовой деятельности взрослых игры со строительным материалом. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: постановка цели, планирование работы, предвидение результата труда, доведение начатого дела до конца, умение не переключаться на другой вид деятельности, подбор необходимого материала, способность критически оценивать результат своей работы, творческий подход к осуществлению поставленной цели.

Развитие умения строить, предвидя необходимый результат игры - одна из важнейших педагогических задач. Её решение поможет воспитывать у детей инициативу, умение практически, своими руками добиваться результата.

Рассматривая взаимосвязь игры и труда в старшем дошкольном возрасте, отечественные педагоги пришли к выводу, что развитие активной трудовой деятельности в процессе игровой деятельности детей опирается на их активность и самодеятельность на их стремление все мастерить своими руками. Связь игрового и трудового процессов сохраняется при господствующем положении игры, которая пронизывает собой и трудовой процесс. Дети спешат выполнить работу, чтобы возобновить игру. Расширение замысла игры происходит под влиянием тех впечатлений, которые дети получают при чтении книг, рассматривании иллюстраций, исходя из жизненного опыта. Многообразие игровых действий, позволяющих реализовать замысел, создается разнообразием игрушек, приспособлений, которые придают игре новизну.

Ценные качества могут быть воспитаны у детей по окончании игры, в процессе уборки строительного материала: развитие у детей бережного отношения к игрушкам, трудолюбия, умения проявлять усилие, преодолевать трудности, заканчивать начатое дело.

Многие исследователи детских игр отмечают силу и подлинность чувств, переживаемых в игре. Эти чувства богаты и разнообразны. В творческих ролевых играх дети переживают чувства, связанные с выполняемыми ролями: заботу, теплоту, ответственность водителя или доктора и т.д. Ребенку доставляет радость достижение в игре результата, преодоление трудностей.

Дошкольник играет не ради получения или закрепления знаний – к игре его побуждают другие мотивы, а именно: желание действовать как взрослый, стремление к общению, к активным действиям, привлекательность игровой задачи, соревновательный момент и т.д. Даже в дидактическую игру дети играют не ради того, чтобы научиться чему-нибудь. Совершенствование знаний, развитие познавательных способностей является сопутствующим процессом, который незаметен для ребенка, происходит непреднамеренно.

Таким образом, формирование трудолюбия в старшем дошкольном возрасте должно восприниматься, как одна из важных задач дошкольного образования. Познание ценности труда для дошкольников, радости от работы в коллективе превращает труд в потребность, служит источником моральных чувств ребенка. Единство цели и совместное достижение ее в работе, общие переживания и помощь товарищам, будет воспитывать в детях нравственные черты, такие как верная дружба, понимание интересов коллектива, бескорыстность.

Просмотров работы: 2406