ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Повседневная деятельность ставит перед человеком массу задач. Для их решения не всегда есть необходимые знания, а воображение восполняет этот пробел: оно комбинирует, создаёт новое сочетание имеющихся сведений. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира.

Изучение воображения и его роли в жизни человека, позволяет познать механизмы возникновения новых образов. Подтверждает, что воображение способствует прогрессу в любом виде деятельности человека.

Воображение характерно только для человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Его материальная, духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать он представляет, что нужно делать и как он будет делать. Таким образом, человек уже заранее создаёт образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных.

Р.С. Немов отмечает, что воображение рассматривается как процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

В работах О.В. Боровика «Развитие воображения», Ю.А. Полуянова «Воображение и способности» В.А. Скоробогатова и Л.И. Коноваловой «Феномен воображения», Л.Ю. Субботиной «Детские фантазии: Развитие воображения детей», раскрываются вопросы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема развития творческого воображения изучалась многими учеными, педагогами, психологами и отражена в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Р. Ассаджиоли, Д. Дидро, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Е.Г. Игнатьева, А.В. Петровского, В.А. Крутецкого и др.

Начальные формы воображения впервые появляются в раннем возрасте. В связи с зарождения сюжетно-ролевой игры и развития знаково-символической функции сознания. Развитие воображения идёт по трём направлениям. Во-первых, по линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения. Во-вторых, по линии совершенствования операций воссоздающего воображения. В-третьих, развивается творческое воображение. На развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности, а в особенности рисование, игра, конструирование, чтение художественной литературы, музыка.

Психологи, исследовавшие особенности психического развития дошкольников отмечают, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте — сюжетно-ролевая игра. Обучение, впервые появляющееся в дошкольном возрасте, возникает, прежде всего, в игре: ребенок-дошкольник начинает учиться, играя. Формируется активное воображение, произвольность внимания и памяти. Происходит освоение общественной функции и норм поведения людей, что является важным моментом формирования личности дошкольника. Игра имеет важное значение для развития детей. Ребенок получает в игре возможность сыграть определенную роль. В ходе проигрывания этой роли образуется отношение ребенка к действительности.

Т. С. Комарова указывает, что благодаря связи с игрой деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает мягко значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ей более высокую эффективность.

В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает контролировать и определять характер воображения. При этом он сам контролирует движение образов воображения.

Л.С. Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений». По его мнению, «привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» [2, С.15].

В дошкольном детстве активно развиваются познавательные процессы, в том числе, и воображение. В старшем дошкольном возрасте важно заниматься развитием творческого воображения, так как ребенок в будущем будет более социализирован, творчески подходить к решению тех или иных проблем.

Список литературы:

  1. Битянова М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. М.: Генезис, 2011 г. 352с.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 2014 305с.

  3. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 1. М.: Владос, 2010. 608с.

  4. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 2012 г. 50с.

  5. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2012 г. 192с.

Просмотров работы: 3288