ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время готовность ребенка к школьному обучению определяется его физическим и психическим развитием. Состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, то есть имеет значение весь комплекс выделенных ранее факторов.

Психологическая готовность к школе — готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности. Она заключается прежде всего в том, что к моменту поступления в школу у ребенка должны сформироваться те психологические черты, которые присущи школьнику. Их формирование возможно тогда, когда итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки этих черт.

В.С. Мухина подробно рассматривает основные направления психологической готовности к школе. Она выделяет следующие аспекты готовности: желание ребенка стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться; достаточный уровень волевого развития ребенка, наличие соподчинения мотивов; относительная произвольность познавательных процессов; достаточный уровень развития познавательных процессов; наличие качеств личности, помогающих ребенку войти в коллектив класса, найти свое место в нем [4].

По мнению Е.Е. Кравцовой, готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности, к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции [5].

Дошкольник переходит от внешней регуляции поведения к внутреннему управлению своими действиями, то есть происходит развитие произвольности.

Произвольность, согласно Л.С. Выготскому - это способность овладеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью. В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать не только поведение ребенка, но и его психические процессы, протекающие во внутреннем плане: восприятия, память, внимание, воображение. К 6-7 годам так же складывается произвольность в сфере общения со взрослыми [1].

Развитие воли и произвольности как один из показателей готовности ребенка к школе.

К 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:

- поставить цель;

- принять решение;

- наметить план действий;

- исполнить намеченный план;

- проявить усилие в случае возникновения препятствий;

- оценить результат своего действия.

В этом возрасте ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им все свои поступки.

В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать не только поведение ребенка, но и его психические процессы, протекающие во внутреннем плане: память, внимание, воображение.

Начиная с этого возраста дети способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Заметно возрастает устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности.

Важной особенностью дошкольного возраста является и то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что старший дошкольник начинает использовать различные приемы запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

Появление произвольности в воображении способствует тому, что оно становится управляемым, приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности.

К 6-7 годам также складывается произвольность в сфере общения со взрослыми. Исследуя эту проблему (в том числе с помощью методики «Запрещенные слова»), Е.Е. Кравцова выявила, что дети даже одного и того же возраста различаются степенью выраженности произвольности в общении [5].

Показателями произвольности общения выступает умение принять и понять просьбы и задания взрослого, действовать по предложенным правилам. Дети могут удерживать контекст общения и воспринимают взрослого как участника общей деятельности и источник правил.

Все это свидетельствует о том, что к семи годам поведение ребенка и его психические процессы приобретают специфические особенности, которые позволят ему легче приспособиться к школьной жизни:

- подчиняться правилам и требованиям взрослого;

- запоминать и производить необходимые материалы;

- быть внимательным во время урока.

То есть произвольность поведения является центральным звеном волевой готовности к школе. Это вывод подтверждает и эксперимент, проведенный Д.Б. Элькониным с помощью методики «Графический диктант». Сначала ребенок под диктовку подчеркивает линии по клеточкам, в итоге получается узор. Далее предлагается продолжить рисовать получившийся узор самостоятельно до конца страницы. Предполагалось, что если у ребенка сформирована психологическая готовность к школьному обучению, то он сможет справиться с заданием вопреки своему непосредственному желанию прекратить это не слишком увлекательное задание. За выполнением правил, считал Д.Б. Эльконин, лежит система отношений между ребенком и взрослым. Сначала правила выполняются лишь под четким руководством взрослого, затем – с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило, заданное взрослым-учителем, становиться внутренним регулятором действия ребенка. Управление своим поведением приобретает особый «внутренний механизм». Данный «механизм» поведения характеризует высшую форму произвольности, возможную в дошкольном возрасте. Управление своим поведением становится предметом сознания ребенка. Произвольно управляемым становятся поведение в целом, поступки ребенка, а не только отдельные действия. Поведение ребенка сначала опосредуется образами, данными в конкретной форме поведения другого человека, а затем все более и более обобщенными образами, выступающими в форме словесно формулируемого правила и нормы [7, с. 267-270].

Согласно О.Б. Коневой, произвольность поведения может проявляться в разных формах:

- умение самостоятельно выполнять последовательность действий;

- умение воспроизводить наглядный образец;

- умение действовать по устной инструкции взрослого;

- умение подчинить свои действия правилу[3].

По мнению С. Штребела, А. Керна, Я. Йирасека, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. К умственной области авторы относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и так далее.

Под эмоциональной зрелостью понимается эмоциональная устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а также со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие социальных эмоций. Отечественные ученые А.В. Запорожец, Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова, Г.М. Бреслав выделяют несколько этапов развития социальных эмоций в онтогенезе, от механизмов эмоциональной синтонии до эмоциональной децентрации, появления социальных переживаний и эмпатий переходящих к умению эмоционально оценивать себя и других [2].

В свою очередь, как отмечает Г.А. Урунтаева, симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Исследования Р. Ибрагимовой позволило проследить, как развивается чувство долга на протяжении дошкольного возраста. Наиболее ярко чувство долга проявляется у детей 6-7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. От сюда следует, что в дошкольном возрасте эмоции социализируются [6].

В старшем дошкольном возрасте появляется эмоциональное предвосхищение, которое приводит к возникновению «эмоциональных образов» того, что ребенок желает и к чему он стремится. Оно помогает ребенку предвидеть результат своего поведения, возможность последствий своих действий для себя и других людей.

Изучение эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста является привлекательным как в теоретическом, так и в практическом смысле. В этом возрасте еще не утрачена непосредственность выражения эмоций, свойственных ребенку, но вместе с тем, налицо интенсивное становление эмоционально-волевой сферы, способность вербализировать собственные чувства и чувства окружающих людей, умение подчиняться требованиям и правилам.

Проблема исследования развития эмоционально-волевой регуляции в дошкольном возрасте и ее роли в формировании психологической готовности детей к школе является значимой для педагогической психологии, что и определило необходимость его изучения.

Наше исследование проходило на базе НОЧУ «СОШ «Феникс» г.Москва. Выборку составили дети в возрасте 6-7 лет в количестве 10 человек.

По результатам исследования из 10 детей старшего дошкольного возраста у 60% выявлена неадекватно завышенная самооценка, у 30% самооценка заниженная, у 10% сформирована адекватная самооценка. Завышенная, неадекватная оценка детей не является отклонением, а является характерной особенностью старшего дошкольного возраста. Но это говорит о том, что дети не оценивают своих ошибок, не могут правильно оценивать себя, свои поступки и действия. Заниженная самооценка говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

Экспериментальным путем установлена степень позитивного или негативного психического состояния детей старшего дошкольного возраста: уровень позитивной адаптации к новым условиям; наличие негативного или позитивного настроения, а так же чувства обеспокоенности, переживания и страха: у 20% эмоциональное позитивное психическое состояние, у 40% негативное психическое состояние низкой степени, 30% обладают негативным психическим состоянием средней степени и 10% обладает негативным психическим состоянием высокой степени. Из данных следует, что настроение в целом ровное и спокойное, имеется наличие чувства тревоги перед новыми задачами, можно предположить, из-за заниженной самооценки.

В ходе исследования были изучены уровень произвольного внимания: у 60 % не сформированы навыки произвольного внимания и слабо пространственная ориентировка, имеют низкий показатель при выполнении задания, наблюдается частая отвлекаемость от задания, присутствуют замены одних элементов на другие, пропорции в рисунке нарушены, при указании на допущенные ошибки некоторые были исправлены, несмотря на неточности выполнении задания, были удовлетворены своей работой, что указывает на пониженную работоспособность и неадекватную самооценку.

У 4 детей (40%) - демонстрировали средний уровень выполнения, внимательно работали, но темп деятельности замедлен, наблюдалась частая отвлекаемость от задания, после окончания работы сверили свой рисунок с образцом и были удовлетворены своей работой. Допустили по 3-4 ошибки, которые при самостоятельной проверке не замечали, но при указании на них дети с легкостью исправляли неточности, что говорит о недостаточной сформированности навыков произвольного внимания и самоконтроля.

Изучение уровня произвольного действия свидетельствует о том, что 50% дошкольников имеют низкий уровень развития произвольности. Чаще всего такой результат показывают дети, не имевшие опыта взаимодействия со взрослыми в ситуации обучения, не имеющие навыка работы пошаговой инструкции взрослого. 40% детей имеют средний уровень развития произвольности, что говорит о том, что произвольность сформирована недостаточно хорошо. У 10% детей высокий уровень произвольности, что свидетельствуют о достаточно сформированном навыке работы по инструкции взрослого, развитой способности внимательно слушать взрослого и точно выполнять его задания.

В ходе проведенного психодиагностического обследования выявлен уровень произвольного внимания и памяти, а также определена сформированность «внутренней позиции школьника»: 60% дошкольников нарушают правила, давая в большинстве случаев запрещенные ответы, 30% детей затрудняются с ответами, больше молчат, с трудом находят правильные ответы и у 10% детей уровень развития произвольности высокий, отвечают правильно соблюдая правила. Обследование показало, что у детей плохо сформирована «внутренняя позиции школьника», умение действовать по правилам и преобладание непроизвольной регуляции действия.

В подтверждении исследований ученных, можно сказать, что недостаточная сформированность эмоционально-волевой готовности к обучению в школе, может привести к нарушениям поведения, низкой успеваемости и явлениям социальной дезадаптации. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоционально-волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и положительная учебная деятельность.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Психология. – М.: Апрель Пресс: Эксмо-пресс, 2000. - 1008 с.

  2. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. – М.: Академия, 2004. – 288 с.

  3. Конева О. Б. Психологическая готовность к школе. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 42 с.

  4. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2002. – 346 с.

  5. Психологическая готовность ребенка к школе / Авт.-сост. Е.А. Грудненко. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 176 с.

  6. Урунтаева Г.А. Детская психология. – М.: Издательский центр Академия, 2006. – 368 с.

  7. Эльконин Д.Б., Детская психология. – М.: Академия, 2005. – 384 с.

Просмотров работы: 4840