ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ УМЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКИЙ САД-ШКОЛА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ УМЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКИЙ САД-ШКОЛА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема формирования совместной деятельности является актуальной для дошкольников и младших школьников. Сотрудничество ребенка со сверстниками является необходимым фактором первичной социализации личности, одним из существенных условий ее полноценного формирования. Попытки изменить учебный процесс, внедрив в него принципы сотрудничества, предпринимались еще в XVIII веке авторами системы взаимного обучения Э.Беллом и Д. Ланкастером. Их система представляла собой обучение в разновозрастных группах, где старшие ученики получали задания от учителя и вели занятия с младшими. В советской педагогике всегда были учёные и практики, которые пытались решать актуальные проблемы педагогического процесса, изобретая при этом новые оригинальные методы и формы образования. Первым, кто предложил эффективные решения этой проблемы, был А.С. Макаренко. Он разработал практические технологии воспитания и самовоспитания личности в коллективе, заложив основы нового направления в педагогической деятельности - сотрудничества педагога и воспитанников. А.С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; сформулировал принципы его развития (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил основные этапы развития коллектива [3, с 353].

Полноценная жизнь коллектива — динамичный, непрерывно развивающийся процесс. В основе его лежит интенсивная деятельность учащихся, направленная на совместный поиск, совершенствование форм сотрудничества и результатов деятельности. Неоценимый вклад в развитие теории и практики формирования коллективного обучения и воспитания внес В.А. Сухомлинский. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришел к выводу об определяющей роли сотрудничества учащихся в достижении тех целей, которые стоят перед школой. В.А. Сухомлинский считал, что в «сотрудничестве, с чьей-то помощью ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно» [5, с 125].

Осуществление успешной реализации системы «детский сад - школа» способствует принцип преемственности, как особой формы связи между двумя социальными институтами. С точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, умения, навыки, которые имеются у ребенка, а также на те качества личности, которые у ребенка сформированы в дошкольном периоде. Основные задачи преемственности детского сада и школы: обеспечить безболезненный переход детей к школе, должный уровень готовности детей к обучению в школе; воспитание у ребенка-дошкольника эмоционально положительного отношения к школе; способствовать непрерывности в развитии способностей, компетентности, возможностей ребенка.

Безболезненное разрешение кризиса семи лет — это результат того, как развивался весь дошкольный период. Большую роль имеет готовность детей к школьному обучению. Готовность к школе — это целостное, многогранное образование, результатом которого является взаимосвязь и интеграция всех компонентов готовности. При сотрудничестве воспитанников со сверстниками возможны конфликты, противоречия, они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон.

По мнению И.М. Витковской, понятие «умение сотрудничества» обозначает одно из ведущих понятий современной гуманистически ориентированной педагогики. Сотрудничество – это взаимодействие труда действующих вместе людей, то есть их совместная деятельность. Суть сотрудничества заключается в том, что все партнеры по взаимодействию, содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности [1].

Смыслом совместной деятельности является сотрудничество его участников. В процессе сотрудничества происходит динамическое преобразование ролевых отношений педагогов и учащихся в равноправные, что выражается в изменении их ценностных ориентаций, целей деятельности и самого взаимодействия. Наиболее высоким уровнем развития сотрудничества в совместной деятельности является творческое сотрудничество, которое позволяет ее участникам наиболее полно реализовать свои внутренние резервы. Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх, которые становятся для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении. Структура сотрудничества в процессе взаимодействия изменяется от совместного действия к поддержанному действию и далее, к подражанию и к самообучению. Установка на творчество реализуется лишь в том случае, если формы сотрудничества специально организуются и обеспечивают изменение. Полноценному проявлению сотрудничества в совместной деятельности детей препятствует недостаточное практическое освоение и применение правил и моделей сотрудничества, а также несовершенство способов взаимной регуляции, умений контроля и оценки; недостаточное овладение умением вести диалог в процессе совместной деятельности, что становится препятствием для согласования позиций и мнений партнеров.

При организации совместной деятельности, педагог должен учитывать характер взаимоотношений воспитанников, их симпатии и антипатии, мотивы межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству. Отношение со сверстниками – это, прежде всего, отношения равенства. Общение со сверстниками дает детям то, чего никак не может дать им неравноправное общение со взрослыми, критичность к мнениям, словам и поступкам других людей, независимо от их воли и желания. А за этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, а главное, иметь собственную позицию, точку зрения, отличать ее от чужой и защищать ее. Создать атмосферу сотрудничества, помочь детям услышать друг друга, а значит, высказать свое мнение, согласиться или не согласиться с мнением того, кто только что ответил, а может, даже дополнить ответ новыми фактами помогают «Правила дружной работы». Эти правила, мы составляем и обсуждаем в 1 классе и следуем им на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Большую роль в совместной деятельности играет организация групповых форм обучения. Воспитанники делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения разных вариантов решения задачи, разных точек зрения на одно и то же явление. Групповые виды работы делают урок (занятие) более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал.

Проблема формирования умений сотрудничества является важнейшим аспектом современного обучения. Сотрудничество в обучении – совместная взаимосвязанная деятельность, построенная на демократических принципах, ориентированная на достижение осознаваемых личностно значимых целей.

Список литературы

  1. Витковская И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности. Псков: ПГПИ, 2000. – с. 134

  2. Землянская Е.Н. Обучение в сотрудничестве // Учитель. – 2002. – № 3. – С. 47

  3. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. – 256 с.

  4. Самсонова, Е.В. Особенностиc общения старших дошкольников соc сверстниками// Психолог в детском саду. – 2013. – № 3. – 89с.

  5. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х томах. Т.3. М.: Педагогика, 1981. – с.125

Просмотров работы: 966