Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу и объекту. В тоже время авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.
Первые исследования природы агрессии принадлежат З. Фрейду.
Ученые А. Басс и А. Дарки [3, с.10] выделили пять видов агрессии, а именно:
Физическая агрессия (физические действия против кого – либо).
Раздражение (вспыльчивость, грубость).
Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.).
Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики, топанье).
Негативизм (оппозиционное поведение).
Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются: повышение тона и громкости голоса, аффекция (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары). Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому – то, причинении вреда.
Агрессия может быть направлена на:
окружающих людей вне семьи (на педагогов, сверстников)
близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку)
животных (птиц, кошек, насекомых)
себя (своё тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей)
внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества)
символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).
Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других. Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия).
Наиболее распространёнными целями агрессивного поведения, не связанного с психическими расстройствами, в переходе от враждебности к манипулятивности могут быть:
причинение боли жертве, её страдания;
месть за перенесенное страдание;
причинение ущерба;
доминирование, власть над другим человеком;
получение материальных благ;
аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;
самоутверждение (повышение самооценки, сохранение самоуважения);
защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;
отстаивание автономии и свободы;
завоевание авторитета в группе сверстников;
удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;
привлечение внимания.
Однако чаще всего агрессия вызывается словами и поступками, т.е. имеет социальный контекст. Чем выше уровень фрустрации, т.е. переживания неудачи, обиды, чем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего. Под фрустрацией понимается эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижении определённой желаемой цели [2,с.682]. Фрустрация может вызвать две взаимоисключающие эмоции – страх или гнев и, соответственно два вида реагирования – бегство (уклонение) или нападение. Выбор стратегии реагирования зависит от личностных особенностей, состояния человека, а также от внешнего стимулирования того или иного вида поведения. Вербальная агрессия чаще распространена, чем физическая. Чем более несправедливым кажется проступок другого человека, тем выше вероятность агрессивной реакции.
Навязывание моделей агрессивного поведения реализуется в масс-медиа и референтными группами. Сцены насилия в средствах массовой информации провоцируют агрессивность зрителя, если выглядят реальными и захватывающими, если зритель отождествляет себя с агрессором или ассоциирует враждебную персону с жертвой агрессии из фильма. Особенно сильно влияние фильмов на рост агрессивных настроений у раздражённой личности.
Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться [1, с.22]:
По степени личностной вовлеченности:
ситуативные личностные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию);
агрессивное состояние (на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации);
устойчивое агрессивное поведение личности.
2. По степени активности:
пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего – либо);
активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).
3. По эффективности:
конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совладению со стрессовыми ситуациями);
деструктивное агрессивное поведение (наносящее ощутимый успех самой личности или окружающим её людям).
4. По выраженности психопатологической составляющей:
нормальное агрессивное поведение;
агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (например, зависимое поведение);
агрессивное поведение в рамках личностных расстройств;
агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических расстройств.
Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты – специализированной регулятивной системой стабилизации личности, направленной на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознание конфликта. Таким образом, и само агрессивное поведение ребёнка может быть защитным, и механизмы психологической защиты могут активизироваться для оправдания агрессивного поведения. Но судить о том или ином виде психологической защиты можно только по косвенным проявлениям. Отражаться на поведении может многое из того, что было воспринято неосознанным образом [15, с.56].
Литература:
Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. - М. : Владос, 2001. - 512 с.
Большой психологический словарь // под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М. : АСТ, 2009. – 816 с.
Ганова Л. А. Феномен агрессивности и особенности личности / Л. А. Ганова // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Сб. научных трудов. - Вып. 2. - 1998. - С. 108-115.