ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Личность – это системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Компьютерные игры развиваются со стремительной скоростью. Ежегодно в мире создание компьютерных игр увеличивается на 1%. Сотни тысяч пользователей ежедневно проводят за экранами своих мониторов большую часть времени, проходя сложные уровни, убивая противников, освобождая пленных, покупая экипировки для своих героев, разрабатывая планы сражений и т.д.

Разнообразие компьютерных игр очень велико, - это экшн, аркады, квесты, симуляторы, стратегии, ролевые игры.

Зачастую разработчики этих игр преднамеренно вуалируют реальный жанр той или иной игры, чтобы ее можно было продать широкому кругу людей. Большая часть компьютерных игр одновременно можно отнести сразу к нескольким жанрам.

Как отмечают психологи, у людей компьютерные игры вызывают психологическую зависимость, выражающуюся в необходимости испытывать различного рода эмоции. Их дает игра. Согласно Д.Б. Эльконину, игра – это важнейший источник развития сознания, произвольности поведения, особая форма моделирования отношений [1, с.6].

Всем известно, что увлечение компьютерными играми начинается с самого раннего возраста. Современные компьютерные игры делают настолько приближенными к реальности, чтобы дети вовлекались в игровой процесс. Чаще всего большая часть компьютерных игр основана на насилии и убийстве, что является основной целью игры. Безусловно, есть ряд стран, где устанавливается запрет на распространение подобного рода игр, хотя на развитие игровой индустрии это никак не влияет.

В компьютерные игры любят играть многие, даже дети, начиная с 4-5 лет и старше. Мальчики любят играть в различные «стрелялки», содержащие сцены убийств, кровь, драки, сопровождающиеся звуковыми эффектами в виде истерических криков, воплей и т.д. Как предполагают некоторые ученые, компьютерные игры блокируют процесс позитивного личностного развития, делает ребенка безнравственным, чёрствым, жестоким и эгоистичным.

Некоторые дети начинают вести себя так на улице, ночами им снятся кошмары, пытаются повторить движения. Это особая степень концентрации на каком-либо объекте внутреннего или внешнего мира. В компьютерных играх внимание концентрируется на повторяющихся, стереотипных действиях (бежит — стреляет), происходящих на экране. Теряется ощущение реального времени, ребенок погружается в своеобразный транс. Если часто и подолгу используются игры, сюжеты которых включают только погони и убийства, а в роли жертв выступают люди, то постепенно закладывается и закрепляется на бессознательном уровне информация о том, что можно убить и не понести за это наказания. Такое бессознательное отношение к насилию может резко снизить психологический барьер на подобные поступки в реальной жизни. Существует проблема «зависания» в виртуальном мире, когда ребенок по нескольку часов не может оторваться от экрана. При этом ограничивается взаимодействие ребенка с людьми, теряются навыки общения, необходимые ребенку для нормального психического и социального развития.

Посредством компьютерных игр дети абстрагируются от множества проблем в их реальной жизни и скрываются от них в виртуальной, проводя в ней все больше и больше времени. Здесь наблюдается замещение ценностей. Этому влиянию подвергаются дети, имеющие тонкую и ранимую психику, имеющие проблемы в общении со сверстниками. Зачастую они переживают непонимание со стороны их родителей. Увлечение играми становится настолько сильным, что оно начинает вытеснять естественные детские занятия. Сюда относится чтение книг, игры на свежем воздухе с друзьями, просмотр добрых мультиков и многое другое.

В итоге, если компьютерные игры и развивают ребенка, то лишь его техническое мышление. Если ребенок слишком сильно увлекается компьютерными играми, он может стать более эгоистичным и циничным.

Существует ряд игровых жанров, которые способствуют развитию у детей логики, координации, творчества, смекалки. Психологи очень часто рекомендуют родителям покупать развивающие компьютерные игры. Вот только перед их приобретением следует приобщить детей к компьютерным играм. При этом нужно четко установить время, которое ежедневно будет выделяться на компьютерные игры.

Некоторые исследователи считают, что игра в агрессивные «игрушки» дает ребенку возможность освободиться от негативных эмоций, которые привычно сдерживаются, и воспитать в себе отвращение к насилию и жестокости. Однако нередко дети при сюжетно-ролевых подвижных играх со сверстниками или в серьезных жизненных ситуациях имитируют насилие, примеры которого они видели по телевидению или «отрабатывали» сами во время компьютерной игры. Как правило, агрессивные реакции наиболее выражены у подростков, но закладываются и закрепляются они в раннем детстве. Уже младшие школьники склонны к подражанию так называемых асоциальных героев из кино - и телепередач, видео - и телефильмов, компьютерных героев, чья агрессия, как правило, вознаграждается и предстает в выигрышном свете. Дети склонны не только отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессорами, но и переносить эти роли в реальные ситуации. Кроме того, ребенок может стать нечувствительным к грубости и жестокости после просмотра большого количества сцен насилия.

Исследователи обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь определенную часть детского мозга, поэтому дети должны больше читать, писать и заниматься математикой. К тому же, детям полезно играть на улице и как можно больше общаться с другими детьми. Вместо того, чтобы «традиционно» заниматься спортом, например, футболом, предпочтение отдается симулятору «FIFA». Так что проблема есть. Общество не обращает на это должное внимание. А компьютер продолжает вовлекать в виртуальный мир всё больше и больше людей, делая их зависимыми.

В заключение хочется сказать следующее. Так же как родители заботятся о качестве и достаточном количестве питания для ребенка, им следует позаботиться о качестве и количестве потребляемой ребенком компьютерной продукции, заинтересовать ребенка обучающими и развивающими играми, не допускать использования низкопробных игр и следить за временем, которое ребенок проводит за компьютером.

Литература:

  1. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия /Под. Ред. Е. А. Ливановой – СПб.: Питер, 2006. – 208с.

  2. Пилипенко А.В., Соловьева И.А. Зависимые, созависимые и другие трудные клиенты: Психологический тренинг.- М.: Психотерапия, 2011.- 192с.

Просмотров работы: 3076