Межличностные отношения характеризуют взаимодействие между людьми. Р. Бейлсом были выделены следующие виды взаимодействий, которые в четырех сферах:
- В сфере позитивных эмоций: солидарность, согласие, снятие напряжения.
- В сфере решения проблем: предложение, указание, мнение, ориентация других.
- В сфере постановки проблем: просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании.
- В сфере: несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма [19].
Типы взаимодействия отражают характер, особенности межличностных отношений. Соответственно, в межличностном взаимодействии находят свое проявление эмоционально-чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты межличностных отношений. Эмоции и разум сочетаются, определяя всю глубину, многообразие и сложность изучаемого феномена.
В системе межличностных отношений важен, прежде всего, сам субъект (субъекты) отношений, со своей уникальностью и неповторимостью (в отличие от официальных, деловых, партнерских отношений). В противном случае любой акт взаимодействия можно обозначить как межличностные отношения, но с разной степенью психологической близости.
Согласно Т. Шибутани межличностные отношения являются взаимными ориентациями, развитие и кристаллизация которых происходит у индивидов при длительном контакте. Характер этих взаимоотношений определяется личностными чертами индивидов, которые включены во взаимодействие. Следует учитывать шаблон межличностных отношений, развивающихся между включенными в совместное действие людьми: он создает еще одну матрицу, накладывающую дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать [57, с. 274]. Следовательно, межличностные отношения, в отличие от других типов отношений, предполагают определенные ограничения и ответственность за себя и за человека, с которым вступают в отношения.
А. В. Петровский изучал межличностные отношения в аспекте деятельности, согласно ему в любой реально развитой (не диффузной) группе межличностные отношения опосредуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности этой группы. Группа, осуществляя свою цель, изменяет себя, свою структуру и внутренние отношения. Характер и направление этих преобразований зависят от степени опосредования их содержанием деятельности и социальной ценности самой совместной деятельности [19].
В. Н. Куницына и соавторы так же рассматривают межличностные отношения с точки зрения совместной деятельности. Согласно им, межличностные отношения представляют это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, которые определяет содержание и организация совместной деятельности, и ценности, лежащие а основе общение людей [29].
Значительный вклад развитие психологической мысли внесла психологическая теория деятельности, особенно в нашей стране. Однако считаем, что не все формы человеческого бытия поддаются объяснению с позиции деятельностного подхода. Что касается развития отношений в трудовом коллективе, на производстве, то для объяснения их развития этот подход вполне уместен. В данном случае отношения (их развитие) обусловлено производственной, трудовой необходимостью в совместной деятельности. Однако он не учитывает личностные особенности субъектов отношений, их оценку, восприятие, понимание и принятие друг друга.
В отношениях между людьми проявляются, обозначаются и взаимодействуют свойства их психических реальностей, что создает пространство межличностных отношений [37].
В отношении человека к человеку следует различать объективные и субъективные аспекты, аспекты осознания и переживания личностью тех объективных отношений, в которых она находится с другими [37].
Сущность межличностных отношений состоит в том, что субъектом отношения выступает другой человек, при этом отношения людей имеют взаимную направленность. Эти межличностные отношения отличаются от таких видов, как самоотношение, отношение к предметам, межгрупповые отношения, да и, пожалуй, от некоторых видов внутригрупповых отношений.
Исследование межличностных отношений в контексте межличностной коммуникации предполагает осуществление анализа межличностных отношений - обращения не к случайным кратковременным ситуативным контактам между людьми, а к относительно устойчивым длительным взаимоотношениям (для их анализа, в общем, даже неважно, соприсутствуют ли партнеры в данной ситуации).
Ядром отношений являются сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга. Чувства и сопровождающие их действия задают матрицу отношений, в соответствии с которой строится общение. Тем самым межличностные отношения, рассмотренные как система определенных шаблонов поведения, структурируют общение, обеспечивают его преемственность между данными партнерами.
Исходя из этого, межличностные отношения определяются «как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте» [25, с. 15].
В межличностных отношениях реализуются известные, знакомые, узнаваемые, понятные, ожидаемые формы активности. В них как бы минимален риск неизвестности, они вводят в индивидуальное и коллективное сознание людей такое содержание, как долженствование, как большую вероятность присутствия будущего в настоящем, как осуществление будущего, его потенциальную реальность, как воплощение надежды [1, с. 233].
Е. В. Андриенко рассматривает межличностные отношения как внутригрупповые, имеющие формальную и неформальную структуру. Характеризуют межличностные отношения согласно Е. В. Андриенко :
а) социальный статус человека;
б) его позиция в системе формальных отношений;
в) чувства, которые испытывают люди друг к другу в процессе совместной деятельности [5].
В психологической литературе можно найти такое понятие, как «близкие отношения», которое по своему смысловому содержанию приближается к межличностным отношениям. Так, Д. Вэлвуд отмечал, что в «близких отношениях» доминируют внутренние личностные факторы, основную роль играют чувства и близость. Эти отношения пробуждают глубинные возможности человека, направляют его на путь личностного и духовного развития. Главными чертами таких отношений выступают: осознанность, открытость, отказ от социальных и ролевых стереотипов, традиций, защит. Это предполагает большую личностную работу по созданию отношений, которые не даются в готовом виде, а формируются самим человеком [19].
В межличностных отношениях участники одной стороны, стремятся понять друг друга, вникнуть во внутренний мир и увидеть, «каким является в самом деле другой человек», а с другой — каждый из участников стремится быть адекватно понятым со стороны партнера.
Классифицируя отношения в контексте межличностного общения, В. А. Лабунская отмечает, что совокупность отношений человека как субъекта общения располагается в пространстве трех координат, имеющих как позитивный, так и негативный полюс. На основе этого автор выделяет три группы отношений:
степень аффилиации (притяжение, любовь и отталкивание, ненависть);
доминирование—подчинение;
включенность—отсутствие [19].
Потребность во включенности характеризует стремление устанавливать и сохранять благоприятные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. Она проявляется в поведении, имеющим целью возбудить внимание и интерес у окружающих, при этом акцент делается на процессе взаимодействия и объединения, т.е. это – потребность быть включенным в группу. Степень выраженности данной потребности варьирует от интенсивного взаимодействия до полного отказа от него.
Потребность в контроле определяется как потребность в достижении и поддержании удовлетворительных отношений с людьми в области контроля и распределения власти.
Диапазон варьирования этой потребности – от желания доминировать над другими, оказывать на них влияние, быть авторитетом, принимать ответственные решения – до желания подчиняться, избегать ответственности, быть контролируемым.
Таким образом, мы можем сказать, что межличностные отношения –это субъективно переживаемые в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Межличностные отношения охватывают значительный круг явлений, но все они могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия: восприятия и понимания людьми друг друга; межличностной привлекательности (притяжение и симпатия); взаимовлияния и поведения (в частности, ролевого).
Литература:
1.