МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА «Я – БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА «Я – БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ»

Ганиева Л.Ф. 1
1ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Г. И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1.Перечень подлежащих разработке вопросов:

а) по теоретической части рассматривается состояние проблемы проведения воспитательных мероприятий в вузе на сегодняшний день, приводится статистика успешности образовательных проектов.

б) по практической части разрабатывается методикапроведения мероприятия конкурс «Я – будущий учитель информатики».

2.Исходные данные:

Методики проведения внеклассных мероприятий.

3.Список рекомендуемой литературы:

  1. Боброва, И. И. Макашова. В. Н. Теория и методика обучения информатике : Учеб.-метод. Указания / МаГУ ; Сост.: И. И. Боброва, В. Н. Макашова. - Магнитогорск : Изд-во магу, 2003. - 41 с. - Библиогр.: с. 39-41

  2. Зеркина, Е.В. Проблемы организации учебно-воспитательной деятельности со школьниками в целях нейтрализации негативного воздействия ИКТ / Е.В. Зеркина, Г.Н. Чусавитина // Вестник Московского государственного открытого университета. Серия «Открытое образование». — 2 (33). Том 1. – 2006. - М. : Изд-во МГОУ. – 128 с. – с. 97-102. (Реестр ВАКа МО и Н РФ).

  3. Мовчан. И. Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза [Текст] : [монография] / И. Н. Мовчан ; магу ; [рец.: В. Д. Тутарова, И. Г. Овчинникова]. - Магнитогорск : [Изд-во магу], 2013. - 118 с. - Библиогр.: с. 108-118. - ISBN 978-5-4463-0072-3.

  4. Чернова Е.В. Информационные технологии как инструмент развития компетенций педагогов в сфере обеспечения информационной безопасности личности в ИКТ-среде. // Современные информационные технологии и ИТ-образование [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции / под ред. В.А. Сухомлина. - Москва: МГУ, 2012. – Т.1. – 431с. – 1 электрон. oпт. диск (СD-ROM). – ISBN 978-5-9556-0141-0. – с. 221-228.

4.Контрольные сроки представления отдельных разделов курсового проекта (работы):

25% - «15» ноября 2015г.

50% - «18» декабря 2015г.

75% - «25» декабря 2015г.

100% - готова курсовая работа«15» января 2016г.

5. Срок сдачи: «16» января 2016г.

6. Руководитель: ___________________ Г.Н. Чусавитина

7. Задание получил: ________________ Л.Ф. Ганиева

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..6

§1 Внеклассные мероприятия как элемент обучения информатике и ИКТ…8

§2 Планирование конкурса «Я – будущий учитель информатики»…..…….19

§3 Критерии оценивания конкурса..………………………………………......22

Заключение…………………………………….…………………………...27

Список литературы…………………………………..………………….29

Приложение А………………………………………………………...………...32

Введение

Современная жизнь и деятельность человека устроена таким образом, что работа практически невозможна без использования компьютера или любых других электронных устройств и ресурсов. Даже новая бытовая техника практически вся программирована. В современной жизни просто необходимо обладать основными знаниями в области информатики и применять их в повседневной жизни. Одним из важных качеств любого человека является правильное обращение с информацией, грамотное ее анализирование и конечно непосредственно ее обработка.Для успешного современного человека в условиях постиндустриальной экономики неотъемлемойчастью можно считать изучение информатики.

Изучение информатикиэто основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологичных достижений современной цивилизации. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе способствует повышению профессионального уровня преподавателя и студента, повышению эффективности анализирования информации, развитию личности обучаемого и подготовке его к жизни в условиях нового информационного общества, а также позволяет успешно решать многие задачи современной образовательной системы, например:

  • доступность образования;

  • разнообразие форм, средств и методов представления учебного материала;

  • использование новых технологий.

Информационные и коммуникационные технологии– это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, обеспечения равных возможностей получения образования в информационном обществе является информатизация образования[1]. В условиях информатизации общества и развития новых технологий научная концепция системы образования должна обеспечить подготовку высокообразованных и высококвалифицированных специалистов и выпускников, способных обеспечить социально-экономическое развитие государства и общества в целом.

Актуальность работы определена необходимостью усовершенствования учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в системе профессионального образования с применением ИКТ и существующими противоречиями:

  • между необходимостью развития учебно-воспитательного процесса с применением средств ИКТ и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы эффективного использования ИКТ для решения существующих проблем;

  • между постоянно повышающимися требованиями к учебно-воспитательному процессу и низким уровнем его реализации в большинстве современных программных средствах ИКТ.

Вышеперечисленные противоречия обусловили выбор нашей темы: «Методика проведения конкурса «Я – будущий учитель информатики».

Цель исследования разработать методику проведения конкурса «Я – будущий учитель информатики» для студентов 1-3 курсов.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в вузе, по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс с использованием ИКТ. Из вышеизложенного можно выделить следующие задачи исследования:

  1. Изучить принципы организации, формы учебно-воспитательной работы в высшем учебном заведении и определить наиболее подходящее для достижения поставленной цели.

  2. Разработать планирование проведения конкурса «Я – будущий учитель информатики».

  3. Разработать критерииоцениванияконкурса «Я – будущий учитель информатики».

§1 Внеклассные мероприятия как элемент обучения информатике и ИКТ

Как известно, информация (лат. informatio – разъяснение, изложение, осведомленность) – это одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. Само понятие информации обычно предполагает наличие, по крайней мере, трех объектов: источника информации, потребителя информации и передающей среды. Информация не может быть передана, принята или хранима в чистом виде. Носителем ее является сообщение [2]. Именно этот аспект делает обеспечение безопасности информации такой сложной проблемой.

Принципы организации учебно-воспитательной работы

Дидактические принципы – это исходные пополнения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении занятий. Они вытекают из задач воспитания, закономерностей процесса обучения и определяют его содержание, формы организации и методы. Принципы имеют характер объективных законов, но в отличие от законов естественных стихийно не действуют. Для успешного осуществления учебного процесса они должны быть реализованы учителем [6].

В дидактике рассматриваются принципы, которые являются общими для преподавания всех предметов. Но каждый предмет имеет свои особенности, которые оказывают влияние и на принципы обучения ему. Поэтому наряду с общедидактическими положениями преподавание каждой дисциплины определяется также специфическими для нее принципами. Принципы организации внеклассной работы сформированы на основе обобщения педагогического опыта и результатов научных исследований. Система их следующая (Рис.1):

Рисунок-1 Принципы организации внеклассной работы

Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом. Рассмотрим сущность каждого принципа и особенности его реализации на внеклассных занятиях по информатике.

Связь теории с практикой

Средством реализации этого принципа является соединение обучения с практической деятельностью и трудом школьников. Участие в труде порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. На практике они убеждаются в необходимости приобретения знаний как руководства к деятельности. Благодаря применению на практике знания конкретизируются, становятся более жизненными. В свою очередь, труд обогащает жизненный опыт школьников, дает им конкретный материал, который в дальнейшем используется во внеклассной работе для формирования научных понятий и обобщений, раскрытия научных закономерностей.

Научность

Принцип требует, чтобы изучение информатики велось на строгой научной основе, чтобы учащимся давались только достоверные, проверенные практикой научные знания. Для работы необходимо отбирать новейшие достижения науки и техники, передовые методы технологии, опыт новаторов производства. Принцип научности требует, чтобы на внеклассных занятиях использовались новейшее современное оборудование, рабочие инструменты и вычислительная техника.

В ходе практической работы учащиеся должны овладевать наиболеецелесообразными приемами ее выполнения и способами самоконтроля своих действий и их результатов. В числе других требований принципа научности можно указать на необходимость ознакомления учащихся с историей научного и изучаемого явления, методами его открытия и внедрения в производство.

Систематичность и последовательность в обучении информатике

Данный принцип такой организации обучения, при котором материал усваивается в строгом логическом порядке, отвечающем логике науки. Только систематические знания будут усваиваться сознательно, и учащиеся смогут свободно использовать их в своей практической деятельности.

Этот принцип находит отражение в системе учебных программ и учебников. По мере повышения уровня подготовки дидактическая система все больше приближается к системе науки. Точное следование программе при проведении занятий и работе с учебником будут способствовать усвоению учащимися знаний в определенной системе. Для полной реализации этого принципа учителю информатики необходимо знать и применять различные методы обучения и так организовать внеклассное мероприятие, чтобы оно вело к систематизации знаний и умений учащихся. Технико–технологические сведения должны сообщаться в строгой последовательности, когда знания и умения по новому разделу опираются на ранее полученные знания по основам наук и уже изученных разделов обучения. Для устранения пробелов в знаниях следует организовать самостоятельную проработку школьниками материала.

При реализации этого принципа необходимо учитывать уровень познавательных возможностей учащихся и способность развить их. Это достигается постепенным усложнением работ. Нужно добавлять все новые операции. Вместе с тем имеет место концентрация в овладении школьниками видами работ использовавших одних и те же материалов, инструментов и приспособлений. Систематизация знаний учащимися достигается обобщающим повторением материала по каждой теме. Этому способствует также установление межпредметных связей и опора действий на теоретические знания. Систематизация умений и навыков обеспечивается усложнением выполняемых задач.

Доступность и посильность выполнения заданий

Принцип доступности требует, чтобы знания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их познавательным возможностям. Доступность определяется наивысшей границей возможностей ученика с постепенным усложнением заданий. Благодаря этому у школьника развивается познавательные возможности, растет предел допустимости.

Важным средством реализации принципа является дифференциация знаний: для слабых – более легкие задания, которые помогают им восполнять имеющиеся пробелы и подвести к выполнению особых работ; сильным даются задания повышенной трудности. Выполнение их может быть связанно с работой в кружке. Доступность изучаемого материала и труда для учащихся зависит от организации внеклассного мероприятия, применяемых методов, от реализации других принципов обучения.

Сознательность и активность

Этот принцип требует так организовать мероприятие или обучение, чтобы учащиеся могли сознательно овладевать знаниями и методами применения их на практике, умениями и навыками, чтобы у них развивались творческая инициатива и самостоятельность, мышление, речь и формировалась информационная культура. Реализация принципа начинается с раскрытия перед учащимися задач и конкретных целей. Активность их проявляется в ходе самостоятельного овладения теоретическим материалом, решением творческих задач. Большую роль в развитии сознательности и активности играет обучение школьников анализу информационных процессов, организации своего рабочего места, приемам творческой деятельности. Средствами развития мышления учащихся и сознательного усвоения знаний является постановка перед ними познавательной задачи.

Прочность усвоения учащимися знаний, умений и навыков

Прочность усвоения достигается в ходе всего процесса обучения. Одним из условий этого процесса является знание учащимися целей данного материала и выполнение практических заданий. Наряду с этим, применяются специальные дидактические средства. К ним относятся закрепление материала, закрепление показанных приемов работы. Большую роль в достижении прочности усвоения знаний, умений и навыков поддержание у учащихся интереса к работе. Это достигается путем подбора конструкторских задач для учащихся, включение их в работу по рационализации и творчеству.

Наглядность

Этот принцип требует, чтобы учитель широко опирался на чувственно–практический опыт школьников, непосредственное восприятие ими предметов и информационных процессов. Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап – абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, дает план наблюдений, сообщает его результаты. По способу демонстрации и форме наглядные пособия можно разделить на следующие группы (Рис.2):

Рисунок-2 Виды наглядных пособий

Учитель должен руководить восприятием показываемого учащимся, направлять их внимание на главные и существенные стороны объекта, не перегружать наглядными пособиями, использовать их в таком количестве, которое необходимо для достижения цели. Если на занятии предстоит показать несколько пособий, то рассматривать их следует по мере надобности, а не все сразу.

Воспитание учащихся во время трудового обучения

Процессы обучения и воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель – формирование всесторонне развитой личности. Однако воспитание в процессе внеклассного мероприятия осуществляется не стихийно. Его цели, содержание, направленность и эффективность воздействия на учащихся зависит от многих условий: содержание труда, его организация и методики, условий труда, коллектива, личности учителя и др.

Содержание внеклассного мероприятия по информатике определяется программой. Однако при отборе видов мероприятий необходимо учитывать интересы учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки. Большую воспитательную работу играет строгое выполнение учениками правил техники безопасности, требований культуры труда, норм времени, взаимных обязательств в коллективе и т.д.

Учебно-воспитательное воздействие на учащихся во многом и в различной мере зависит от нравственного облика учителя, проводящего занятия, его знаний и умений, организаторских способностей, отношение к делу учащихся, педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинстве случаев это воздействие является решающим.К формам внеклассной работы по информатике относятся (Рис.3):

Рисунок-3 Формы внеклассной работы

Каждая из них имеет свои цели и задачи и используется учителем в работе не так часто как урок, но довольно регулярно.Рассмотрим подробно несколько из перечисленных форм внеклассной работы по информатике.

Факультативы

Целями факультативных занятий являются: углубленное знание в области информатики или другой дисциплины, изучение которой связано с ЭВМ; профориентация, в том числе и на профессию педагога.

Примерный перечень тем факультативного курса может быть следующим:

  • общее направление – компьютер как средство;

  • компьютер и физика (биология, математика и т.д.);

  • компьютер и управление школой;

  • компьютер как средство общения (коммуникации);

  • компьютер (и ПО) как объект изучения: изучение языка программирования; изучение устройства ЭВМ.

Особого внимания заслуживают межпредметные факультативы. Не стоит далеко выходить за рамки школьных предметных программ. Ведь нынешнее школьное образование настолько разрозненно, фрагментарно, поделено на непересекающиеся дисциплины и темы, что никаких дополнительных занятий не хватит, чтобы привести его в голове учащегося в какую-то систему. Поэтому можно начать с малого – с применением компьютера в дисциплине, которой владеет учитель информатики. Это может предшествовать систематической компьютеризации второй дисциплины [4].

Полезен по направленности факультативный курс, связанный с управлением школой: именно через него может начаться компьютеризация управления. Можно создавать, к примеру, следующие базы данных: «Родители» – когда понадобится ремонт школы; «Оборудование» – где, что, когда приобретено и сколько стоит… Большое будущее у базы данных «Библиотека». Перечень можно продолжать.

Нацелен на будущее факультатив «Компьютер как средство общения». Можно исследовать, что и как позволяет передавать локальная сеть школьных ЭВМ. Это предваряет работу учащихся с «настоящими» сетями.

Изучение устройства ЭВМ может провести учитель физики. Следует помнить, что через конкретный компьютер учащийся может понять и увидеть, как устроены компьютеры вообще, а главное, ощутить уверенность в том, что он сможет справиться с этим сложнейшим атрибутом цивилизации [20].

Для факультативных занятий характерны большая самостоятельность, самоуправление познавательной деятельностью, меньшее число обучаемых.

Кружки

Кружок – наиболее гибкая, глубоко индивидуальная форма работы с разнообразным содержанием. В кружке могут заниматься дети разных возрастов. В кружке занимаются только те, кто проявил явный и повышенный интерес к делу. Легкое ограничение на численность участников кружка вызовет полезное соревнование за право участия в нём.

Для старшего возраста можно ставить задачи-проекты большого объёма, связанные целостным содержанием: создание баз данных для школы, разработка сервисных средств – программ для учителя информатики. Проект выполняется несколькими участниками.

Работая с младшими школьниками, следует избегать крена в стандартный курс информатики, который они ещё не изучали. Оптимальный путь – освоение готовых программных средств, способствующих усвоению знаний из других дисциплин, изучаемых ими параллельно: через диалоговые вычисления, работу с готовыми моделями без программирования.

Экскурсия

Можно сформулировать три основные цели экскурсии: показать «живую» информатику в управлении или на производстве; провести профориентацию на профессии, связанные с использованием ЭВМ; скорректировать у учащихся «книжные» и умозрительные представления о настоящей информатике.

Экскурсия может проводиться до и после изучения курса. В первом случае одна из её целей – формирование интереса к предмету, во втором – обобщение знаний, их систематизация, связь с реальностью.

Экскурсия должна быть обязательно подготовлена. Основное её отличие от туристической:

  • большая компетентность экскурсантов;

  • большая точность приобретаемых знаний.

Учителю следует предварительно пройти по маршруту экскурсии, выяснить и договорится, что и как будет показано, кто конкретно будет комментировать деятельность. Целью наблюдения является именно конкретная, практическая деятельность людей, использующих компьютер во время работы.

Полезно заготовить перечень вопросов, на которые учащимся придётся ответить в результате экскурсии. Вопросы должны показывать информатику всесторонне. Например: сколько килобайт вводит секретарь-машинистка за одну минуту; как обеспечивается сохранность информации,; какой тип ЭВМ используется в данной организации,; каковы её технические характеристики [3].

Конкурс

Конкурсом считается процесс определения самого лучшего претендента на победу (конкурсанта), или лучших претендентов на победу (конкурсантов), в соответствии с правилами, определёнными перед началом проведения процесса. Определение победителей осуществляется путём «качественного исследования» (экспертизы) и/или «количественного исследования» (голосования), следующими методами

В качественном исследовании, конкурсанты оцениваются назначенным экспертным жюри, судейской коллегией, группой или группами специально уполномоченных лиц, способных профессионально и объективно оценить качественные характеристики конкурсантов, по определённым правилами конкурса критериям. Определение победителей осуществляется путём суммирования оценок, которые были даны конкурсантам от каждого члена жюри, и выявление конкурсанта или конкурсантов, которые получили высочайшие оценки.

Примеры конкурсов с качественными исследованиями: «Оскар», «Грэмми», Green Awards и другие.

В количественном исследовании, конкурсанты выбираются путём общественного голосования, в котором участники голосования выражают свою симпатию к конкурсантам, пользуясь субъективными мотивами, а принять участие в голосовании может любой рядовой человек (в некоторых случаях человек, который соответствует определённым критериям, например, достиг определённого возраста). Это vox populi (глас народа), референдум, плебисцит. Определение победителей становится возможным за счёт суммирования голосов, отданных конкурсантам в период проведения исследования, и построения рейтинга всех конкурсантов, где победителем считается конкурсант получивший наибольшее количество голосов и занял первое место в рейтинге.

Примеры конкурсов с количественными исследованиями: «Евровидение» (конкурс), шоу «Україна має талант», государственные конституционные выборы, и другие.

Также существуют комплексные методики оценки, где победителей одновременно определяют одно или несколько экспертных жюри, вместе с количественным опросом общественного мнения. Причём каждая из респондентских групп имеет определённый приоритет, важный для построения интегрального комплексного рейтинга конкурсантов.

Примеры конкурсов с комплексными исследованиями: «Евровидение» (отбор, 50/50% мнение экспертов и симпатий телезрителей).

Понятию «конкурс» также соответствуют специальные премии, награды, которые вручаются по результатам конкурсного отбора лауреата среди ряда номинантов на премию. Кроме лауреатов-победителей за особые достижения могут отмечаться дипломанты.

Можно проводить обобщающие параллели между материалом и тем, что показывалось на экскурсии. Итогом экскурсии является коллективное обсуждение результатов и ответов на поставленные вопросы.

Таким образом, организация учебно-воспитательных мероприятий дает возможность всесторонне учитывать запросы учащихся, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеклассной работе больше, чем на уроках то информатике, нельзя исходить только из их желаний. Учитель должен выполнять свою направляющую роль.

§2 Планирование конкурса «Я – будущий учитель информатики»

Целью конкурса является выявление талантливых будущих педагогов, их поддержки и поощрения; повышения социального статуса педагогов и престижа учительского труда, распространения инновационного педагогического опыта лучших учителей. Конкурс направлен на развитие творческой деятельности будущих педагогов, поддержку инновационных технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства будущих педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.

Проведение конкурса в рамках воспитательной работы ввузе представляет собой комплекс связанных между собой мероприятий, а также предлагает разнообразные формы деятельности, способствует личностному развитию обучающихся. Для более детальной проработки представленного материала нами была разработан конкурс «Я – будущий учитель информатики», для студентов первого и второго курсов, с целью привлечения внимания студентов, развития их креативного и логического мышления, а также с целью сплочения коллектива.Инструкция для участников конкурса.

Конкурс проводится в три этапа:

1 этап:

  1. Фотоконкурс «Представление команды и её капитана»;

  2. Посещение 2-3 лекций ведущих преподавателей вузов;

  3. Поиск информации для проведения занятия.

2 этап:

  1. Составление плана урока, распределение ролей среди участников команды;

  2. Разработка презентации к занятию.

3 этап:

  1. Фотоотчет проведенного занятия;

  2. Стенгазета «Я – будущий учитель информатики».

Инструкция для организации конкурса

«Я – будущий учитель информатики»

Перед началом конкурса необходимо ознакомить участников с инструкцией и правилами проведения игры.

  1. Конкурс проводится от 2-х до 4-х дней.

  2. Организатору необходимо выдать участникам шаблон заявки на участие в игре, заявку заполняет капитан от всей команды (Приложение А). Количество участников в команде должно равняться 5 (организатор в зависимости от ресурсов определяет количество).

  3. Все работы необходимо собрать в распечатанном и цветном виде, для удобства проверки.

  4. Все работы по итогам игры необходимо собрать до указанного времени (время указывается по желанию организатора), результаты будут объявлены также в определенное время (время указывается по желанию организатора).

  5. Победителянеобходимо выбирать по количеству набранных баллов.

  6. По итогам будет проведено награждение победителя.

1 этап:

Первое конкурсное задание, «Фотоконкурс «Представление команды и её капитана»».

Цель: познакомить жюри с участниками команды.

Второе конкурсное задание, «Посещение 2-3 лекций ведущих преподавателей вузов».

Цель: получение необходимых знаний о структуре проведения занятия.

Третье конкурсное задание, «Поиск информации для проведения занятия».

Цель: поиск и анализирование необходимой информацию для проведения занятия.

2 этап:

Четвертое конкурсное задание, «Составление плана урока, распределение ролей среди участников команды».

Цель: демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению педагогической деятельности.

Пятое конкурсное задание, «Разработка презентации к занятию».

Цель: демонстрация умения использовать программы для показа презентаций и способность к правильному предоставлению информации.

3 этап:

Шестое конкурсное задание, «Фотоотчет проведенного занятия».

Цель: умение составлять фотоотчет о проведенном мероприятии.

Седьмое конкурсное задание, «Стенгазета «Я – будущий учитель информатики»».

Цель: показать уровень креативного мышления команды.

При определении абсолютного победителя учитывается сумма всех баллов, полученных по итогам первого, второго и третьего этапов.

Таким образом, организация подобных мероприятий дает возможность всесторонне учитывать запросы учащихся, их индивидуальные наклонности, а также дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеклассной работе больше, чем на уроках по информатике, нельзя исходить только из их желаний и предпочтений. Преподаватель должен выполнять свою направляющую роль.

§3Критерии оценивания конкурса

Для оценивания конкурсных заданий первого тура создается жюри, которое формируется по предложению создателей конкурса. Основными принципами формирования жюри являются: участие в подобных конкурсах, опыт организации и проведения каких-либо конкурсов.

По каждому конкурсному заданию члены жюри заполняют оценочные ведомости.Для оценивания конкурсных заданий второго и третьего туров формируется другое жюри, в состав которого входят победители подобных конкурсов и руководители таких конкурсов, а также ведущие преподаватели вуза.Количество членов жюри – от 5 до 10 человек.

Для подготовки сводных оценочных ведомостей по результатам выполнения участниками финала конкурса конкурсных заданий, создается счетная комиссия. Состав комиссии утверждается Оргкомитетом конкурса.

1 этап:

Первое конкурсное задание, «Фотоконкурс «Представлениекоманды и её капитана»» (Табл.1).

Таблица-1 Критерии оценивания первого конкурсного задания.

Критерии

Баллы

  1. Дизайн

Оригинальность стиля

1-5

Адекватность цветового решения

1-3

Корректность обработки изображения

1-3

  1. Информационная насыщенность

Содержательность

1-5

Краткость

1-3

Второе конкурсное задание, «Посещение 2-3 лекций ведущих преподавателей вузов» (Табл.2).

Таблица-2 Критерии оценивания второго конкурсного задания.

Критерии

Баллы

  1. Присутствие

Лекция №1

1

Лекция №2

1

Лекция №3

1

  1. Наличие конспекта лекции

Лекция №1

1

Лекция №2

1

Лекция №3

1

  1. Выступление с вопросами по теме к лектору

Лекция №1

1

Лекция №2

1

Лекция №3

1

Третье конкурсное задание, «Поиск информации для проведения занятия» (Табл.3).

Таблица-3 Критерии оценивания третьего конкурсного задания.

Критерии

Баллы

Структурированная информация

1-3

Связанная между собой информация

1-3

Логический вывод

1-2

2 этап:

Четвертое конкурсное задание, «Составление плана урока, распределение ролей среди участников команды» (Табл.4).

Таблица-4 Критерии оценивания четвертого конкурсного задания.

Критерии

Баллы

Одинаковая нагрузка на каждого участника команды

1-3

Ценность и методическое обоснование предлагаемых способов обучения

1-5

Способность к импровизации

1-3

Коммуникативная культура

1-3

Пятое конкурсное задание, «Разработка презентации к занятию».

Таблица-5 Критерии оценивания пятого конкурсного задания.

Критерии

Баллы

  1. Дизайн

Оригинальность стиля

1-5

Адекватность цветового решения

1-3

Корректность обработки изображения

1-3

  1. Информационная насыщенность

Содержательность

1-5

Краткость

1-3

3 этап:

Шестое конкурсное задание, «Фотоотчет проведенного занятия» (Табл.6).

Таблица-6 Критерии оценивания шестого конкурсного задания.

Критерии

Баллы

  1. Дизайн

Оригинальность стиля

1-5

Адекватность цветового решения

1-3

Корректность обработки изображения

1-3

  1. Информационная насыщенность

Запечатлить всех членов команды во время выступления

1-5

Седьмое конкурсное задание, «Стенгазета «Я – будущий учитель информатики»» (Табл.7).

Таблица-7 Критерии оценивания седьмого конкурсного задания.

Критерии

Баллы

  1. Оригинальное оформление всех пройденных этапов конкурса

1 этап

1-5

2 этап

1-5

3 этап

1-5

  1. Использование всех цветов радуги

Красный

1

Оранжевый

1

Желтый

1

Зеленый

1

Продолжение таблицы 7

Голубой

1

Синий

1

Фиолетовый

1

Фотоснимки из седьмого конкурсного задания

1-3

Заключение

Проявление огромного интереса к использованию информационно-коммуникационных технологий находит свое выражение на первых ступенях в системе профессионального образования. Понятие «информационно-коммуникационные технологии» является вышестоящим к компьютерным, телекоммуникационным и информационным технологиям. Компонентная структура ИКТ включает совокупность технологических процессов, реализованных на базе программно-технических средств, информационных и кадровых ресурсов, интегрированных с целью поиска, сбора, создания, обработки, хранения, распространения информации и предоставления продуктов и услуг для удовлетворения информационных потребностей. Использование ИКТ дает свои «плюсы» такие как: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.

Проведение конкурса по учебно-воспитательной работе в вузе представляет собой комплекс связанных между собой мероприятий, а также предлагает разнообразные формы деятельности, способствует личностному развитию обучающихся. Для более детальной проработки представленного материала нами был разработан конкурс «Я – будущий учитель информатики», который проводится для студентов первого и второго курсов по направлению «Педагогическое образование», с целью привлечения внимания студентов, развития их креативного и логического мышления, а также с целью сплочения коллектива.

Конкурс проводится в три этапа:

1 этап:

  1. Фотоконкурс «Представление команды и её капитана»;

  2. Посещение 2-3 лекций ведущих преподавателей вузов;

  3. Поиск информации для проведения занятия.

2 этап:

  1. Составление плана урока, распределение ролей среди участников команды;

  2. Разработка презентации к занятию.

3 этап:

  1. Фотоотчет проведенного занятия;

  2. Стенгазета «Я – будущий учитель информатики».

Таким образом, организация подобных мероприятий дает возможность всесторонне учитывать запросы учащихся, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеклассной работе больше, чем на уроках по информатике, нельзя исходить только из их желаний. Учитель должен выполнять свою направляющую роль.

Конкурс должен проводиться от 2-х до 4-х дней (на усмотрение организатора) среди студентов первого и второго курсов. Необходимо создать все условия дляпроведениеконкурса и предусмотреть различные неблагоприятные ситуации. По завершению конкурса студентов нужно наградить грамотами и другими призами.

По завершению мероприятия у студентов должны появиться положительные сдвиги в сторону социализации и социального поведения, что на наш взгляд, способствует принятию человеческих ценностей. Самое главное заинтересовать студентов и для дальнейшего участия в различныхконкурсах.

Список литературы

  1. Боброва И. И., Макашова. В. Н. Теория и методика обучения информатике : Учеб.-метод. Указания / МаГУ ; Сост.: И. И. Боброва, В. Н. Макашова. - Магнитогорск : Изд-во магу, 2003. - 41 с. - Библиогр.: с. 39-41

  2. Ганиева Л.Ф. Методика проведения цикла воспитательных мероприятий по антипропаганде киберэкстремизма среди молодежи в вузе // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2015» URL: http://www.scienceforum.ru/2015/890/8185

  3. Гусева. Е. Н. Информатика [Текст] : учебное пособие для вузов / Е. Н. Гусева [и др.] ; МаГУ. - Магнитогорск : Изд-во магу, 2008. - 215 с. - Библиогр.: с. 215. - ISBN 978-5-86781-607-0.

  4. Зеркина, Е.В. Защита личной информации в открытой системе Интернет / Е.В. Зеркина // Управление информационной инфраструктурой организации на основе технологии открытых систем : сб. тр. участников международного научно-практического семинара. – Магнитогорск :МаГУ, 2008 – 188 с. – с. 86-88.

  5. Зеркина, Е.В. Осторожно, Интернет! / Е.В. Зеркина. – Магнитогорский рабочий. – 20 июня 2008, № 106.

  6. Зеркина, Е.В. Проблемы организации учебно-воспитательной деятельности со школьниками в целях нейтрализации негативного воздействия ИКТ / Е.В. Зеркина, Г.Н. Чусавитина // Вестник Московского государственного открытого университета. Серия «Открытое образование». — 2 (33). Том 1. – 2006. - М. : Изд-во МГОУ. – 128 с. – с. 97-102. (Реестр ВАКа МО и Н РФ).

  7. Зеркина, Е.В. Роль учителя информатики в превенции негативного отклоняющегося поведения школьников в сфере компьютерных технологий / Е.В. Зеркина // Дистанционное образование: области применения, проблемы и перспективы развития: Научные труды III-й Международной научно-практической Интернет-конференции. Часть 2. – М. : Издательство МГОУ, 2006. – с.10-14.

  8. Конышева, Л. К. Солдатова. Г. Т. Методика проведения инициативных мероприятий в вузе на примере курса "Математика" [Текст] : учеб.-практ. Пособие / [ред. Л. К. Конышева, Г. Т. Солдатова]. - Екатеринбург : [Изд-во РГППУ], 2005. - 72 с. - ISBN 5-8050-0189-6.

  9. Курзаева Л.В., Чусавитина Г.Н. К вопросу о формировании требований к компетенциям личности в области информационной безопасности в системе высшего профессионального образования // Фундаментальные исследования. -2013. - № 8-5. - С. 1203-1207.

  10. Маленкова. Л. И. Теория и методика воспитания : Учеб. Пособие для пед. Вузов / Л. И. Маленкова ; Под ред. П. И. Пидкасистого . - М. : Пед. О-во России, 2002. - 480 с. - Рек. Уч. Сов. Пед.о-ва России. - Библиогр.: с. 474-476.

  11. Мовчан. И. Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза [Текст] : [монография] / И. Н. Мовчан ; МаГУ; [рец.: В. Д. Тутарова, И. Г. Овчинникова]. - Магнитогорск : [Изд-во магу], 2013. - 118 с. - Библиогр.: с. 108-118. - ISBN 978-5-4463-0072-3.

  12. Наука - Вуз - Школа :cб. Науч. Тр. Молодых исследователей. Вып. 9 / магу ; [под ред. З. М. Уметбаева, А. М. Колобовой]. - Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2004. - 438 с. - Библиогр. В конце ст. - ISBN 5-86781-387-8.

  13. Новые информационные технологии в педагогическом образовании [Текст] : Тез. Докл. 12 Респ. Науч.-практ. Конф. 24-26 апр. 1995 г. / МГПИ ; [редкол.: В И. Ефимов, М. П. Лапчик (отв. Ред.), Э. Р. Ипатова и др.]. - Магнитогорск : Изд-во МГПИ, 1995. - 157 с.

  14. Паршукова. Г. Б. Методика поиска профессиональной информации : учеб.-метод. Пособие для вузов / Г. Б. Паршукова. - спб. : Профессия, 2006. - 223 с. - Библиогр.: с. 219-223. - ISBN 5-93913111-5.

  15. Полат. Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. Пособие для вузов / под ред. Е. С. Полат. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2005. - 271 с. - (Высшее образование). - Рек. РАО. - Библиогр.: с. 268-269. - ISBN 5-7695-0811-6.

  16. Савельева. Л. А. Методика преподавания информатики [Текст] : учеб.-метод. Пособие / Л. А. Савельева ; магу. - Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2010. - 86 с. - Библиогр.: с. 77-78.

  17. Фришман. И. И. Методика работы педагога дополнительного образования : Учеб. Пособие для пед. Вузов / И. И. Фришман. - М. : Академия, 2001. - 160 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 156-159.

  18. Чернова Е.В. Информационные технологии как инструмент развития компетенций педагогов в сфере обеспечения информационной безопасности личности в ИКТ-среде. // Современные информационные технологии и ИТ-образование [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции / под ред. В.А. Сухомлина. - Москва: МГУ, 2012. – Т.1. – 431с. – 1 электрон. oпт. диск (СD-ROM). – ISBN 978-5-9556-0141-0. – с. 221-228.

  19. Чусавитина Г.Н. Подготовка педагогических кадров в области информационных технологий // Информатизация образования ‘2001. Всероссийская научно-практическая конференция. - Екатеринбург, 2001.- С. 277-286.

  20. Чусавитина Г.Н. Элективный курс «Основы информационной безопасности» // Информатика и образование. 2007. – № 4. – С.43-56.

  21. Чусавитина Г.Н., Гридина Е.В. Подготовка студентов вузов к использованию информационных ресурсов Интернет // Научно-методические и практические аспекты подготовки специалистов в современном техническом вузе. Сборник научных трудов.- Белгород, 2003. - С. 340-344.

ПриложениеА

(основной материал)

Название команды: _____________________Дата заполнения __________

ВЫРАЖАЮ ЖЕЛАНИЕ принять участие в конкурсе «Я – будущий учитель информатики» и подписываю данный документ в качестве необходимого условия участия в названном конкурсе. С правилами конкурсаознакомлен и полностью согласен следовать им.

Я СОЗНАЮ, что игра требует физического и умственного напряжения и может привести к значительным физическим нагрузкам. В случае несоблюдения правил, с которыми я полностью ознакомился и которые я полностью понимаю, возможны несчастные случаи со мною и другими игроками.

ПОДТВЕРЖДАЮ, что:

  • Я полностью осведомлен о существовании риска для меня и других игроков в ходе конкурса.

  • Я физически и морально подготовлен к участию в конкурсе и к возможному напряжению в ходе этого конкурса.

  • Я осведомлен о том, что выполнение любого задания возможно без нарушения законов и риска для жизни своей и окружающих.

  • Я обязуюсь соблюдать все действующие правила и законы. В случае несоблюдения правил и законов буду нести личную ответственность за их нарушение.

  • Я буду неотступно соблюдать все правила.

  • Во время конкурса я никогда ни при каких обстоятельствах не буду умышленно создавать ситуации, которые могут причинить вред другим участникам либо организаторам.

  • Я буду беспрекословно подчиняться всем указаниям и требованиям организаторов конкурса во время проведения данного конкурса.

Капитан команды

ФИО

Телефон

Подпись

     
     
     
     
     

Капитан

Просмотров работы: 1045