«- Скажите, эта дорога приведет к храму?
- Не эта улица ведет к храму.
-Тогда зачем она нужна? К чему дорога, если она не приводит к храму?»
(фильм «Покаяние», реж. Тенгиз Абуладзе, 1984г).
Образ Храма является одним из главных понятий в религиозной жизни различных культур, в философии, искусстве и архитектуре.
В данной работе с точки зрения философской, психологической и искусствоведческой аналитики рассматриваются храмовые традиции в древности, средневековье и современности.
«Из Храма, - как говорил Хайдеггер, - издалека виден мир». Храма может уже не быть или ещё не быть, но пока существует храмовое сознание, идея Храма жива.
Что же такое Храм? Каково его прошлое и будущее? В силах ли Храм и порождаемая им культура удержать при себе современного человека? – сегодня эти вопросы приобретают всё большую актуальность.
Мы живем во времена господства науки, техники и информации, которые постепенно превращают нас в человеко-машины. Человек, ощущающий новый ход времени и равнодушную пустоту интернета, обладающий знаниями о бескрайности космического пространства и нано-технологиях, - это уже не человек прошлого Бога, совершенно другие силы преобладают в его сознании, а тем более мышлении.
Появляется массовая тенденция к преображению идеи Храма. «Сегодня есть несметное множество тех, кто посещает церкви с чисто музейными намерениями, так что и церкви обустраиваются именно в расчете на это» (Эрнст Юнгер). Процесс превращения храмов в музеи и театры перечеркивает все прежние позитивные представления о Храме как месте встречи Бога и человека.
Опустевшее место Храма (и Бога, и человека) занимают сверкающие небоскрёбы, выставочные залы в огромных торговых центрах, кинотеатры и прочее, что занимает сознание современного человека.
Поэтому крайне важно обрести в душе истинные ценности, напоминание о прошлом, о Боге, о старом человеке, о когда-то величественном Храме, сохранить память о нашей памяти.
Пока существует храмовое сознание, велика вероятность сохранения человеческой культуры. И тогда Бог и человек вновь встретятся в пространстве Храма.
Храм (от старорус. «хоромы», «храмина») – архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
Христианский храм также называют церковью. Само слово «церковь» происходит от греч. Κυριακη (οικια) — дом Господа.
Изучением образа Храма занимается особая наука – теменология.
В теменологии Храм считается стержнем культуры, поэтому иконографический образ Храма соотносится с молитвенным образом, с тем, посредством чего Человек обращается к Богу.
Храм и молитва находятся в глубинном родстве, которое основывается на нескольких правилах:
Молитва, как и Храм, делается, творится.
Молитва аналогична Храму, она либо следует внутренней структуре Храма, либо сама предопределяет организацию его внутреннего пространства. Таким образом, молитва оказывается вербальным образом Храма.
Храм и молитва изоморфны сердцу – духовному центру человека. Выражение «Храм сердца» - не метафора, а реальность духовной жизни подвижника. И в то же время молитва творится не сердцем, а умом. Храму и молитвенному сердцу присуща одна обобщенная форма – пирамида. Сердце – есть Храм. Тема эта особенно излюблена в мистических учениях Востока и Запада.
Молитва и Храм не разделимы. Об этом отчетливо говорит средневековая изобразительная традиция, например, встречающаяся в разных культурах практика каллиграфического воспроизведения храмового сооружения.
4. Теменология ввела новое понятие – архитектурный образ молитвы - теснейшая структурная связь молитвы и здания Храма, одним из основных назначений которого является ритуальное отправление молитвы Господу. Молитва определяет все последующее: собственно ритуал, ритуальные жесты, меблировку храма, весь интерьер храма.
Собор в истории христианского искусства
В истории христианского искусства существовало три базовых измерения: небесное искусство, искусство Земли, искусство преисподней.
Все искусство Древней церкви до конца романского периодаявлялось искусством Неба. Все располагающееся ниже Неба – Земля и преисподняя – возносилось в мистическое потустороннее состояние будущего века.
Христианское церковное здание с 4-го века означает Небо. Представление о Небесном Граде известно и другим культурам (напр., индийское сакральное искусство).
Христианское церковное здание означает Небесный Иерусалим. И это первичное значение церковного здания основывается на твердом фундаменте - на церемонии закладки первого камня в основание здания храма и освящения церкви, что актуально и в наши дни.
Молитвы, произносимые во время освящения храма, обращаются к человеческим чертам земного Христа: слабости, страданиям и искушениям, со всей отчетливостью говоря: «Церковное здание, основание которому мы полагаем и которое мы освящаем, представляет собой отображение Небесного Иерусалима». [5]. В текстах молитв мессы на освящение Храма присутствуют мотивы, передающие «идею жилища Бога, града на горе, зала Бога, небесных врат». Эта идея наделяет церковное здание его духовным значением.
В религии и искусстве 12 века существовала колоссальная тяга любым способом Бога и все божественное делать ближе, представлять его актуально в настоящем. Создание соответствующего образа храма являлось одним из основных средств достижения этой цели.
Средневековый храм представлял собой мощный синтез искусств: архитектуры, скульптуры, живописи.
Храм в искусстве романского периода
Храм являл собою путь восхождения к Богу. Христос есть «путь, истина и жизнь». В Романском искусстве понятие пути, странствия является одним из основных понятий в Евангелии. Человек – странник, ищущий царствие небесное. Паломничество, которое было непременным атрибутом средневекового человека, понималось как путь к Богу.
Романский стиль – это «гимн одухотворенной тяжести, тяжелое молчание» - по образному выражению Огюста Родена [3].
Романский храм – это храм-крепость, суровый, массивный, величественный. Башня над средокрестием, увенчанная шпилем, образует центр композиции. Основной строительный материал храма – камень. Масштабность лежит в основе средневековой архитектуры - и это одно из существенных отличий ее от античного зодчества, где важны были пропорции, а не величина здания. Внушительные и монументальные объемы романского храма уподобляют его мировой горе, достигающей небес.
Аббатство Марии Лаах, Германия |
Церковь Натр-Дам-ла Гранд в Пуатье, Франция |
Храм в искусстве готического периода
Готическая культура – это городская культура. Город был центром общественной и культурной жизни. Собор становится местом, где сосредотачивается общественная жизнь, в нем происходят не только богослужения, но и собрания горожан и богословские диспуты. Города расширялись, становились все более многолюдными и храмы должны были соответствовать новым требованиям времени.
Изменилась конструкция храма в сравнении с романским храмом. В основе готического собора лежит каркасная система, состоящая из стрельчатых нервюр крестового свода с подпорами (столбами с контрфорсами и аркбутанами), которая дала возможность распределения тяжести перекрытия, а несущие части могли свободно развиваться вверх. Стена в романском храме, принимавшая на себя значительную часть тяжести свода, в готическом храме освобождается и может быть прорезана огромными окнами с витражами.
Готический храм есть гениальное соединение рационального и духовного начал. Готическое искусство называют эпохой соборов. Готический собор рассматривается как мощный синтез всех культурных и духовных сил эпохи. Этот синтез выражается, прежде всего, в том, что внутренняя структура здания проецируется на внешнюю, поэтому конструкция храма четко прочитывается. Внешнее оформление здания также подчиняется архитектурной конструкции. Фасад состоит из 3-х или 5-и порталов в форме стрельчатых арок. Над порталами выступает горизонталь карниза и часто расположенные в ряд статуи. Над ними в центре находится огромное круглое окно – роза. По бокам высятся башни собора, обычно две, с горизонтально-плоским или устремленным ввысь пирамидальным покрытием. Чувственная красота готического собора подчеркнута цветными витражами. Основу витража составляет свинцовый переплет, образующий контуры изображений, которые выкладываются цветными стеклами [2].
Искусство готики и эпохи ренессанса-барокко по своей сути – искусство Земли: небо и ад тоже низводятся на Землю и возводятся до Земли. При этом если готика стоит под знаком Богочеловека, то Ренессанс-Барокко – под знаком Богочеловека.
19-й–начало 20-го века – Мане, Сезанн – с их изображением разбожествленного человека и «голой» природы представляет собой нулевую точку, «точку равнодушия». «Отстранение от истинного культа и равнодушие к нему – это только переход от него к культу демонов. И первые следы этого мы уже обнаруживаем» (Франц фон Баадер, ок.1830) [5]. Фактически же, с конца 19 века демоническое «настроение» властно вторгается в искусство, демонстрируя силу, которую ни с чем невозможно сравнить в более ранние эпохи. Изображение неба и земли теперь удается исключительно через перспективу демонического, как бы из преддверия ада: из Апокалипсиса, из разоблачения.
В таких исторических событиях определяется и место Храма. Он помещается в таком месте, где небесное искусство превращается в искусство Земли, где небо опускается на землю и где преисподняя становится «реалистической».
Собор, как классическое искусство
«Шартр напоминает нам, что в известные великие часы человеческий дух оживает, возвращается к светлому и радостному порядку и творит красоту, предназначенную для вечности»(Роден. Соборы Франции) [4].
Шартр и Реймс – вершины нового европейского искусства, его Олимпия и Парфенон.
Они воплощают высшую меру искусства – классическое - то, в чем дух и природа внутри произведения удерживают гармоничное равновесие, это произведение искусства, ставшее совершенством.
Чтобы возникло классическое законченное творение, необходимо, чтобы встретились в одном времени великий художник (применительно к Средневековью – величайшие художники) и величайшая задача, которую эпоха в состоянии поставить.
Величайшей задачей того времени было именно чувственное выражение одновременно и Неба, и совершенного человека в его просветлении. Поэтому Храм, применительно к Шартру, стоит под знаком вознесенного до Неба совершенного человека – Марии. Постройка собора и есть «бракосочетание Неба и Земли»: собор - осуществленная возможность христианской классики. Шартр и Реймс – ее завершение.
Шартрский собор, Франция |
Реймский собор, Франция |
Собор как кризис религии
Историко-художественный анализ развития образа Храма свидетельствует о том, что в соборе кульминация искусства совпадает с кризисом религии и наоборот, апогей в развитии религии ввергает в кризис искусство.
«Оглушающее величие» собора неизбежно становилось искушением. Причиной этого было то самое «удовольствие для глаз», что пробуждал собор. В результате могло произойти или полное отвержение искусства, или игнорирование его духовной значимости, именно как тайнодействия. В этом случае искусству угрожала деградация и исключение из жизни и мыслей верующих.
Собор как революция
«Ибо в результате каждой революции ниспадает кусок Неба и притягивается Землей»(Ойген Рейзеншток) [5].
Опасность, заключенная в стремлении приблизить Небо и в нарастающем желании зрелища, принимает роковые формы, когда появляется мысль воплотить Небесный град на Земле, сотворить Земной рай. Но это желание зрелища ведет к отказу от реального причастия с Богом и Божественным Духом, к отвержению его, как принципа жизни и природы.
С другой стороны, в какой-то «крайний» момент возникает опасность «анти-кафедрального» отвержения искусства. Именно этим отказом вызваны слова Фердинанда Эбнера: «Как смеет культура помещать себя под знак Духа? … можно вспомнить хотя бы о том архитектоническом обмане готического соборного и крепостного строительства, который … понял уже Шопенгауэр. Это строительство вводит в заблуждение, будто бы, преодолевая силу земного притяжения и всякий груз материи, будто бы давая возможность от Земли улетать прямо к Небу» [5]. Такая критика Храма переходит в слепой аффект, в несправедливость, когда Эбнер называет готику «этим двойным преступлением и против духа красоты, и против духа христианства» [5]. Ибо если лишен красоты Шартр, значит, отсутствует красота во всяком христианском искусстве.
Шарль Пеги думает иначе, с большей любовью и справедливостью: «О народ, что изобрел собор, как нелегко мне было в тебе обрести веру…» [1].
В зрелых соборах, в Реймсе начался тот раскол, который существует и поныне: раскол на абстрактную и натуралистическую формы (он осязаем в типах орнамента собора), раскол на техническую и поэтическую сферы, раскол на рассудок и чувство.
Список литературы:
1. |
Журбей Ю.В. Самые знаменитые шедевры готики. М.: Белый город, 2011.- 104 с. |
2. |
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство М.: Высшая школа, 2009.- 368 с. |
3. |
Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. М.: Архитектура-С, 2015.- 512 с. |
4. |
Соловьев Н.К. История интерьера. Древний мир. Средние века М.: Издательство В.Шевчук, 2007.- 384 с. |
5. |
Шукуров Ш.М. Храм земной и небесный. М.: Прогресс-Традиция, 2004.-584 с. |