КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной темы обусловлена все более стремительно развивающимися рынками, на которых с каждым годом создается большое количество новых предприятия, появляются новые товары и услуги, в связи с чем увеличивается число конкурентов, превосходящих друг друга по различным параметрам. Постоянные изменения в экономической, политической, социальной и других наиболее важных сферах общества требуют от владельцев предприятий принятия своевременных и оперативных решений относительно обеспечения конкурентного преимущества фирмы, если она хочет продолжать эффективно функционировать в выбранной ею рыночной отрасли.

Именно поэтому разработка конкурентной стратегии предприятия является одним из наиболее важных мероприятий, осуществляемых организацией в рамках стратегического планирования развития своей деятельности. Качественно разработанная конкурентная стратегия позволяет фирме достигнуть значимого преимущества на рынке производимой ими продукции либо услуг над конкурентами, а также снизить риски при возможных негативных изменениях во внешней среде предприятия.

Конкурентная стратегия фирмы рассматривалась Майклом Портером, разработавшим метод стратегического выбора, основанный на выборе стратегии, основой которых является конкурентное преимущество, на основе которого фирма и выбирает ту или иную стратегию конкурентной борьбы. Также конкурентные стратегии на примере автомобильной промышленности в 1980-1990 гг. рассматривал Дж. Томпсон. Также значительный вклад в развитие взглядов на конкурентную стратегию внесли профессор стратегического и международного менеджмента Лондонской школы бизнеса Г. Хамел и профессор делового администрирования К.К. Прахалад, которые ввели новый термин для обозначения конкурентной стратегии – «стратегическая архитектура». Также конкурентные стратегии рассматривались И. Ансоффом, Трейси и Вирсемой, Г. Минцбергом, М. Месконом, А. Томпсоном, А. Стриклендом, Ф. Котлером, Л.Г. Азоевым, А.Ю. Юдановым и многими другими исследователями.

Часто и непредсказуемо изменяющаяся внешняя среда, развитие технологий, возникновение новых рынков, смена ценностей и приоритетов потребителей приводит к тому, что для любого предприятия становится необходимым подстраиваться под эти изменения, чтобы не потерять прибыль и спрос на свою продукцию. Нестабильная внешняя среда требует немедленного реагирования на происходящие изменения, а потому любой организации необходимо осуществлять непрерывное планирование своей деятельности, и применять конкурентную стратегию, чтобы не потерять свои позиции на рынке относительно компаний-конкурентов, которые могут оказаться более оперативными в отношении мониторинга изменений условий внешнего окружения. От качественного выбора стратегии и правильности ее применения зависит эффективность деятельности фирмы, ее устойчивое развитие в условиях постоянно меняющейся внешней среды. До сих пор не существует истинно верного определения понятия стратегия, так как имеется множество мнений, рассматривающих данное понятие с разных позиций.

Конкурентная стратегия является одним из направлений стратегии, выбранным предприятием. Она может применяться как в качестве основного направления развития фирмы, так и в совокупности с другими возможными стратегиями, реализующимися на предприятии. Наличие конкурентной стратегии фирмы является основой для ее успешного функционирования, так как она позволит предприятию прочно укрепиться в занимаемой им рыночной нише при постоянно меняющихся условиях внешней среды, а также даст возможность конкурировать с другими фирмами.

Рассмотрим, что понимают под конкурентной стратегией исследователи и ученые в области экономики и менеджмента:

Таблица 1.2 - Определение понятия «конкурентная стратегия»

Определение

Автор

Конкурентная стратегия это комбинации целей, преследуемых предприятием, и средств, с помощью которых оно намерено их достичь. Наступательные или оборонительные действия, предпринимаемые для защиты позиции от пяти конкурентных сил

М. Портер1

Конкурентная стратегия это вопросы о том, что надо сделать уже сегодня, чтобы подготовиться к овладению значительной долей будущих доходов на арене возникающих возможностей.

Г. Хамел и

К. Прахалад2

Конкурентная стратегия - это прежде всего искусство создания и использования таких преимуществ, которые обладают наибольшим весом, наибольшим постоянством и которые труднее всего воспроизвести.

Ричард Румельт3

Стратегия конкуренции – это набор методик и инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов, противостояние конкурентам и укрепления позиции на рынке.

А. Томпсон,

А.Стрикленд4

Конкурентная стратегия – способность проводить гибкие комбинации: сочетать чистое соперничество с сотрудничеством.

Бранденбургер, Б. Нейлбафф5

Конкурентная стратегия, как концепция конкурентной рациональности – способность развивать внутренний организационный потенциал фирмы

П. Диксон6

Конкурентная стратегия, как концепция обеспечения рыночного лидерства

М. Трейси и

Ф. Вирсема7

Конкурентная стратегия как концепция предпринимательской экосистемы – способность строить взаимоотношения с конкурентным окружением, трансформируя его в систему сотрудничающих субъектов

Джеймс Ф. Мур8

По приведенным в таблице трактовкам можно выявить некоторое совпадение взглядов различных авторов. Так, например, Г. Хамел, К.К. Прахалад, М. Трейси и Ф. Вирсема, А. Томпсон и А. Стрикленд рассматривали конкурентную стратегию как способ достижения лидерства на рынке. Адам М. Бранденбургер, Барри Дж. Нейлбафф и Джеймс Ф. Мур под конкурентной стратегией понимали построение взаимоотношений с конкурентами с целью дальнейшего сотрудничества. Р. Румельт и П. Диксон видели осуществление конкурентной стратегии в реализации преимуществ фирмы. М. Портер под конкурентной стратегией понимает комбинацию целей и действий, направленных на защиту от конкурентных сил.

Невозможно выбрать верную и максимально эффективную стратегию конкурентной борьбы, не приняв во внимание воздействие внешней среды, оказывающее существенное влияние на деятельность предприятия, его успешное функционирование.

Определения понятия нестабильной внешней среды, трактуемые различными авторами, работающими в области менеджмента, представлены в таблице 1.4.

Таблица 1.4 - Определение понятия «нестабильная внешняя среда»

Определение

Автор

Нестабильная внешняя среда - внешнее окружение с высоким уровнем взаимосвязанности факторов, что влечет за собою сложность, подвижность и неопределенность среды.

Мескон М.9

Нестабильная внешняя среда – совокупность факторов, изменения которых происходят очень быстро и непредсказуемо.

Петухов Д.В.10

Нестабильность внешней среды - разнообразие состояний внешней среды и нарастание скорости их смены.

Папин С.Б. 11

Нестабильная внешняя среда - элементы окружающей среды меняются внезапно в нестабильных условиях.

Ричард Дафт12

Нестабильная внешняя среда - внешнее окружение с высоким уровнем взаимосвязанности факторов, что влечет за собою сложность, подвижность и неопределенность среды.

Словарь терминов антикризисного управления13

Таким образом, все вышеуказанные авторы сходятся во мнении, что нестабильная внешняя среда характеризуется неопределенностью, изменчивостью и непредсказуемостью. Поэтому организации, чтобы эффективно осуществлять свою деятельность, необходимо учитывать данные изменения для оперативного принятия решений.

Существует множество факторов, которые оказывают существенное влияние на разработку и реализацию конкурентной стратегии. Для обеспечения эффективности деятельности организации следует учитывать совокупность этих факторов. Так, например, выделяют факторы внутренней и внешней среды

 

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

 

 

Особые возможности и угрозы для предприятия

Состояние экономики (уровень занятости, инфляции, и т.д.)

Привлекательность отрасли, условия конкуренции (рост рынков, новые продукты)

Гос. регулирование, природная среда, ресурсы, инфраструктура

 

 

Конкурентная стратегия компании

 

 

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА

 

 

Влияние разделяемых целей и культуры компании на стратегию

Персональные амбиции, философия бизнеса, этические убеждения управляющих

Сильные и слабые стороны организации, ее способность к конкуренции

 

Рисунок 1.2 - Факторы внутренней и внешней среды

Все эти факторы, используемые в комплексе, позволяют руководству предприятия выбрать именно тот тип конкурентной стратегии, который позволит компании полностью реализовать свои преимущества, внутренние ресурсы и потенциал для более эффективного функционирования фирмы на рынке и адаптировать ее деятельность к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Структуру стратегического управления предприятием можно схематично представить в следующем виде:

 

Анализ среды

 

 

Определение миссии и целей

 

 

Поиск альтернативных стратегий и выбор стратегии

 

 

Реализация стратегии

 

 

Контроль за исполнением стратегии

 

Рисунок 1.4 - Система стратегического управления предприятиям

Выбор конкурентной стратегии предприятия относится к третьему этапу стратегического управления. Именно на этапе определения альтернатив и осуществляется выбор непосредственно основной стратегии предприятия, в рамках которой оно будет развиваться и осуществлять свою дальнейшую деятельность.

Таким образом, фирме, для успешного функционирования в отрасли необходимо осуществлять своевременное и оперативное реагирование на изменяющиеся условия внешней среды и осуществлять выбор конкурентной стратегии для достижения конкурентного преимущества над другими предприятиями данной отрасли.

Список использованной литературы

1) Портер Е. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Е. Портер; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — С. 26

2) Prahalad C.K., Hamel G. The Core Competence of the Corporation [Электронный ресурс] // Harvard Business Review. – 1990 – Vol. 68 N 3. – P. 79-91 Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/746160/

3) Румельт Р. Оценка бизнес-стратегии // Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. – Спб.: Питер, 2001. – С. 113

4) Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджемнт: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание; пер. с анг. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – С. 164

5) Бранденбургер А.М., Нейлбафф Б. Дж. – М.: «Кейс», 2012 – с. 91

6) Диксон П. Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. — С. 13

7) Сысоева Е. Типология конкурентных стратегий предприятия // Предпринимательство, 2011.- № 2. - С. 85-91.

8) Сысоева Е.А. Концептуальные подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия // Бизнес, менеджмент и право. – 2010. - №2. – С. 103-108

9) Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента; пер. с англ., под ред. Л.И. Евенко – М.: Издательство «Дело», 2004. – С. 486

10) Петухов Д.В. Стратегический менеджмент. – М.: МИЭМП, 2007. – С. 96

11) Папин С.Б. Развитие организации в нестабильной внешней среде. // «Российское предпринимательство» - 2004 - №4. – С. 93-97

12) Дафт Р. Л. Менеджмент. – Спб.: Питер, 2014. – С. 163

13) Электронный словарь терминов антикризисного управления. Режим доступа: http://enc-dic.com/anticrisis/Nestabilnaja-Vneshnjaja-Sreda-297.html

1 Портер Е. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Е. Портер; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — С. 26

2 Prahalad C.K., Hamel G. The Core Competence of the Corporation [Электронный ресурс] // Harvard Business Review. – 1990 – Vol. 68 N 3. – P. 79-91 Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/746160/

3Румельт Р. Оценка бизнес-стратегии // Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. – Спб.: Питер, 2001. – С. 113

4 Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджемнт: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание; пер. с анг. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – С. 164

5 Бранденбургер А.М., Нейлбафф Б. Дж. – М.: «Кейс», 2012 – с. 91

6 Диксон П. Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. — С. 13

7 Сысоева Е. Типология конкурентных стратегий предприятия // Предпринимательство, 2011.- № 2. - С. 85-91.

8 Сысоева Е.А. Концептуальные подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия // Бизнес, менеджмент и право. – 2010. - №2. – С. 103-108

9 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента; пер. с англ., под ред. Л.И. Евенко – М.: Издательство «Дело», 2004. – С. 486

10 Петухов Д.В. Стратегический менеджмент. – М.: МИЭМП, 2007. – С. 96

11 Папин С.Б. Развитие организации в нестабильной внешней среде. // «Российское предпринимательство» - 2004 - №4. – С. 93-97

12 Дафт Р. Л. Менеджмент. – Спб.: Питер, 2014. – С. 163

13 Электронный словарь терминов антикризисного управления. Режим доступа: http://enc-dic.com/anticrisis/Nestabilnaja-Vneshnjaja-Sreda-297.html

Просмотров работы: 8977