Ключевые слова : миграционные потоки РФ , внешняя миграция
История становления и развития России неразрывно связана с миграцией населения, которая играла и будет играть первостепенную роль в жизни нашей страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких кругов общественности.
В связи с этим актуальна работа по исследованию прогнозирования миграции в России, а также особенностей прогнозирования процессов миграции в РФ. Для того чтобы избежать негативных последствий , которые может принести миграция и использовать её преимущества необходимо представлять возможные последствия миграции, т.е. попытаться её спрогнозировать и быть готовым к её последствиям. Очень много здесь зависит от существующих программ, от их направленности, от того как они реализуются на практике.
Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему развитию личности. Существует необходимость в более четком контроле государственных органов за миграционными процессами протекающими на нашей территории. Россия должна извлекать из неё максимум пользы и стараться сгладить все отрицательные моменты. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и практическом плане. В этом и заключается актуальность изучения данной темы.
Миграция (по Рыбаковскому Л.Л.) – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.[15,c.39]
Миграция населения – сложный социальный процесс, тесно связанный с изменением экономической структуры и размещением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения.
В период после окончания Гражданской войны и до начала Второй Мировой войны внешняя иммиграция как массовое явление практически отсутствовала. Сразу после Второй Мировой войны, по разным оценкам, в СССР было репатриировано около 3 млн. человек (узники немецких концентрационных лагерей, военнопленные немцы, итальянцы, японцы и т.д.). Большая их часть - три четверти - были репатриированы насильно. Около 60% репатриированных остались на территории России.
Современная ситуация в области внешней миграции складывается, с одной стороны, из интенсивного притока в Россию мигрантов из бывших республик СССР и существенно меньшего по объему выезда из России на постоянное место жительства в страны СНГ и развитые страны (Германию, Израиль, США и др.).
С 1989 по 2002 в Россию въехали 11 млн. чел., выехали - 5 млн., т.е. чистый миграционный прирост составил 6 млн. чел. Более половины мигрантов из бывших союзных республик приходится на русских по национальности.
Внешние миграции обладают следующими особенностями:
1. Трансграничные миграции в их современных формах и масштабах - совершенно новое для России явление. Это кажется парадоксальным, учитывая то, что наша страна в своем современном виде сложилась, превратилась из Московии в Россию, именно в ходе мощных миграционных процессов. Но это были, по преимуществу, внутренние миграции. В ХХ веке трансграничные миграции если и были, то как следствие общественных катаклизмов.
2. Трансграничные миграции, причем в огромных масштабах, - это теперь надолго, если не навсегда. Это стратегическое явление, которое во многом будет определять траекторию экономического, этнического, культурного, политического, геополитического развития страны.
3. Они неизбежны, потому что жизненно необходимы России - в условиях демографического спада, уменьшения численности населения, особенно в восточных, слабо заселенных регионах, его неизбежного старения. Эти демографические процессы происходят в контексте развития открытой рыночной экономики, ее интеграции в мировое хозяйство и открытости границ. Растущий спрос на рабочую силу, просто на население, может быть удовлетворен только за счет мигрантов из-за рубежа.
4. В результате, Россия неизбежно станет (уже становится) страной мигрантов. Это совершенно новое и неизвестное для российского общества состояние. К этому психологически не готово общество, особенно в тех регионах, где и внутренние миграции были не очень распространены. Идеологически, институционально и законодательно не готово государство - нет привычки и установившихся, рутинных бюрократических практик, нет сложившейся системы институтов, фактически нет полноценной законодательной базы (от внутренне непротиворечивых законов до ясных и четких ведомственных инструкций). А к этому состоянию необходимо готовиться заранее, анализируя все проблемы и угрозы, которые уже возникли, или неизбежно возникнут. Это можно и нужно делать на примере тех стран (прежде всего, Западной Европы), которые раньше вступили на этот путь.
Роль миграции в пополнении населения России в период 2000-х гг. на фоне предшествующего 10-летия выглядит довольно скромно. В 90-е гг. страна получила беспрецедентный миграционный прирост, равный 4,6 млн. чел., в 2,4 раза больше по сравнению с 80-ми гг. Вал возвратного движения как реакция на распад СССР наглядно виден на рис. 1.
Рис. 1 Миграционный прирост России, тыс.чел.
И тем не менее, этого оказалось недостаточно для полного возмещения естественной убыли населения, точка отсчета которой тоже совпала с коллапсом СССР. Миграция в 90-е гг. компенсировала только 70% естественных потерь.
В 2000-е гг. нетто-миграция упала до 1,9 млн чел. Это выглядит как возврат к позиции 80-х, т.е. к нормальному положению. Но это внешнее сходство обманчиво, за ним скрываются принципиальные различия. Отнюдь не маленький миграционный прирост 80-х составил лишь 20% по отношению к общему приросту населения, основным источником пополнения которого в тот период был естественный прирост. В рассматриваемое же десятилетие почти аналогичной по величине миграции хватило для возмещения лишь небольшой части естественных потерь, всего 30%. Вместе с тем реальность существенно отличается от статистической картины из-за значительного количества неучтенных мигрантов. Не случайно обе переписи населения, проведенные в новой России, сильно увеличили миграционную компоненту его роста: в 2002 г. – на 1,7 млн чел., в 2010 г. – на 1 млн [6].
С учетом миллионной переписной поправки уровень возмещения естественных потерь населения миграцией в 2000-е гг. повышается до 45%, что тоже гораздо ниже, чем в 90-е. Таким образом, в 2000-е гг. произошло снижение компенсаторной роли миграции, что представляет серьезный вызов будущему развитию России, поскольку в условиях естественной убыли миграция – это единственный источник роста населения.
Миграция таким образом приобрела значение одного из стратегических факторов развития страны, во многом определяющим заселенность ее территории, безопасность, экономическое развитие и «обличье» народа.
В 2000-е гг. произошло снижение компенсаторной роли миграции, что представляет серьезный вызов будущему развитию России, поскольку в условиях естественной убыли миграция – это единственный источник роста населения.
Рис. 2 Миграционный тренд (нетто-миграция), тыс. чел.
Приток мигрантов улучшает структуру населения России, сглаживает половые диспропорции и частично компенсирует дефицит предложения рабочей силы в самых востребованных возрастных группах. Подавляющая часть мигрантов 75–80% находятся в трудоспособном возрасте. При этом более половины мигрантов находились в самых активных возрастах – от 20 до 39 лет. Напротив, доля населения в возрастах старше трудоспособного среди мигрантов более чем в 2 раза ниже по сравнению с населением России. Миграционный тренд 2000-х крайне нестабилен, отличается крутыми спусками и взлетами (рис. 2). Однако, это – не следствие действительных изменений в динамике потоков, а отражение неоднократно меняющихся в течение прошедших 10 лет правил приема и учета иностранных граждан. Недооценка значения надежной статистической информации привела к несопоставимости погодовых данных и искусственно созданным зигзагам миграционного тренда, а также сильно затруднила экстраполяционный прогноз. После введения в действие в 2004 г. закона «О правовом положении иностранных граждан» была резко сужена информационная база первичной регистрации мигрантов, поступающая в статорганы; перестали поступать сведения и о мигрантах, пребывающих в России в течение 1 года и более, кого прежде всегда включали в миграционную статистику [11].
По сути многолетний устоявшийся порядок миграционного учета был разрушен. Учет еще больше отдалился от реальности. Как следствие, миграционный прирост в 2005–2006 гг. упал до мизерных значений (рис. 2.2). С 2006 г. благодаря корректирующим усилиям Росстата статистика миграций стала постепенно приближаться к действительности. С 2009 г. стали учитываться лица, впервые получившие разрешение на временное проживание на срок 1 год и более, а в 2013 г., кроме того, на срок от 9-ти месяцев до 1 года и более [12].
Таким образом, значительная часть мигрантов была выведена из тени, что сразу же отразилось на миграционном приросте. После завершения переездов, связанных с размежеванием по новым странам связи России со странами СНГ приобрели односторонний характер, стали работать почти целиком на иммиграцию, движение же из России в бывшие республики практически прекратилось.
Таблица 1
Внешняя миграция России, тыс.чел., 2003-2014 гг.
Иммиграция |
Эмиграция |
Миграционный прирост |
|
Всего, в т.ч. |
2414 |
716 |
1698 |
Страны СНГ (включая Грузию) |
2258 |
384 |
1874 |
Другие страны |
156 |
332 |
-176 |
Миграционный прирост Россия получает исключительно за счет своих партнеров по СНГ.
Таблица .2
Миграционный прирост РФ в обмене со странами СНГ и Грузией, тыс. чел.
2005–2009 |
2010–2014 |
|
Западные страны |
114,0 |
251,1 |
Белоруссия |
-1,3 |
8,5 |
Молдавия |
33,3 |
67,1 |
Украина |
82,0 |
175,5 |
Закавказские |
80,7 |
265,5 |
Азербайджан |
18,3 |
89,3 |
Армения |
28,5 |
137,7 |
Грузия |
33,9 |
38,5 |
Средняя Азия |
248,4 |
430,5 |
Киргизия |
61,5 |
111,2 |
Таджикистан |
27,2 |
91,3 |
Туркмения |
27,3 |
19,3 |
Узбекистан |
132,4 |
208,7 |
Казахстан |
215,5 |
152,5 |
Всего |
658,6 |
1099,6 |
Представим данные графически.
Рис. 3 Структура миграционного прироста России в обмене со странами СНГ, %
Главный донор России – Средняя Азия, обеспечившая почти 40% миграционного притока (рис. 2.3). Ее роль остается стабильно высокой в течение всего постсоветского периода и продолжает повышаться (38,6% в 2000-х против 32,3% в 90-х гг.). А вот миграция из Казахстана, который долго лидировал по представительности в российском потоке, резко упала. Вклад Закавказских стран, возросший во второй половине 2000-х, в целом за 10-летие остался на уровне 90-х. То же можно сказать и об Украине.
На основании данных о динамике внешней миграции в РФ будет проведен прогноз миграции на 2014 г. Для обобщения результатов прогнозирования сопоставим прогнозы, полученные по четырем сценариям.
Второй сценарий рассматривает наиболее оптимистичный вариант, но мало вероятный. Сценарии 1 и 3 демонстрируют приблизительно единую динамику, наиболее усредненную тенденцию возможности дальнейшего роста миграции. (см. рис. 3.13).
В соответствии с инерционным сценарием, который в условиях кризиса кажется наиболее вероятным, уровень миграции в 2014-2017 будет составлять около 850 млн.р.
Рис. 4. Прогнозные сценарии развития миграции 2014-2017 гг.
Для верификации прогноза сравним полученные прогнозные данные и «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015-2017 гг» Минэкономразвития России, а также данные за январь-сентябрь 2014 г. и прогноз на 4 кв. 2014 г. (Госкомстат).
В соответствии с фактическими и прогнозными данными в 2014-2017 гг. наблюдаются следующие данные (таб.3.14)
Таблица 4
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации
Показатель |
2014-2017 г |
Миграция, прирост в % |
5,4 |
Миграция, млн.чел. |
845,43 |
Таким образом, полученный прогноз характеризуется высокой степенью точности
Прогнозы миграции более всего неопределенны, так как зависят не только от экономико-политического будущего России, но и от ситуации как на постсоветском пространстве, так и вне его.
Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья также носит в значительной степени этнический характер, хотя нельзя не отметить, что в последние годы доля русских в числе эмигрантов неуклонно повышается. С учетом этого прогноз выезда в дальнее зарубежье восполнен независимой экстраполяцией по трем странам (Германия, Израиль и США), а по другим странам — суммарно.
Как свидетельствуют данные статистики, Россия достаточно неохотно принимает представителей национальностей, не относящихся к народам и этническим группам Российской Федерации и тем более выходцев из других стран. Это объясняется и позицией общественного мнения, и геополитическими факторами.
Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов.
Список использованных источников
Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» от 23.02.2002 №232
Какая миграционная политика нужна России? // Российская Федерация сегодня №11/2007. – С.31-37.
Егоров, А. Великое переселение продолжается. // Миграция и гражданство №1(4)/2006. –С. 4-5.
4. Боярский, А.Я., Вишневский, А.Г. ,Залентей, Д.И. Курс демографии: Учеб. пособие / Под. Ред. проф. А.Я.Боярского. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2013. –С. 391.