ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБА ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА МЕСТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «ГРОТ – М» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБА ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА МЕСТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «ГРОТ – М»

Гришин В.А. 1
1Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» г. Челябинск, 3 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Умение ориентироваться на местности – необходимое требование в подготовке военнослужащего. Быстро сориентироваться на местности - значит правильно выполнить боевую задачу, сохранить свою жизнь и жизнь своего товарища. Навыки в ориентировании военнослужащий приобретает не только на занятиях по дисциплине «Военная топография», на занятиях по тактическим и тактико-специальным дисциплинам, но и в повседневной жизни. А для этого необходимо знать особенности пространственного расположения объектов и их характеристики, способы использования приборов и аппаратуры, работающей на различных принципах. Оттачивать это мастерство с увлечением и интересом можно и в мирные часы, – во время участия в мероприятиях по спортивному ориентированию, в походах на природу, в полевых учебно-научных мероприятиях. Именно с этой целью была в свое время сформирована группа геоландшафтной разведки в составе военно-научного кружка филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» (филиал г. Челябинск), проводящего коллективную научно-исследовательскую работу «Воздушная разведка памятников археологии». Частью этой коллективной работы являются полевые учебно-научные мероприятия, позволяющие закрепить теоретические знания и полезные профессиональные навыки на практике - во время ориентирования на местности.[1,c. 88]

Так, во время полевого учебно-научного мероприятия в районе горы Голуха Чашковского хребта, административный округ города Миасс, нами были проведены исследования как традиционных способах ориентирования, так и с использованием навигационной аппаратуры пользователя. Данные исследования явились частью междисциплинарного комплексного исследования района горы Голухи, целью которого явилось составление в геоинформационной системе «Панорама» топографической основы для археологической разведки, планируемой специалистами из Южно-Уральского Филиала Института Истории и Археологии УрО РАН. Наша часть комплексного исследования преследовала приобретение эффективных навыков определения параметров продвижения в холмистой, закрытой местности при помощи компаса и навигационной аппаратуры пользователя (с использованием малогабаритной навигационной аппаратуры потребителя Грот - М).

Любое дело всегда начинается с определения начальных данных. В нашем случае – это определение начального, конечного пункта маршрута и элементов движения по нему. Исходным материалом для определения параметров движения (направлений и расстояний), может быть картографический материал (карта), аэрофотосъемочный (результаты аэрокосмического зондирования земной поверхности), схемы, а так же - результаты опроса местных жителей.

Исходным пунктом маршрута выбрана палаточная стоянка, конечным пунктом для возможного контроля точности определения и выдерживания параметров движения выбран пункт государственной геодезической сети. При этом координатное положение исходного пункта и конечного пункта маршрута движения определены при помощи малогабаритной навигационной аппаратуры потребителя космических навигационных систем ГЛОНАСС и Джи-Пи-Эс «Грот-М».

Для расчета пути изначальной точки (от палаточного лагеря) в место, где расположен геодезический пункт (отметка высоты 570,8), мы использовали два способа счисления пути. Первый заключается в умении использовать обычный компас (мы пользовались компасом Адрианова) для определения направления движения, офицерскую линейку для расчета горизонтальной дальности (расстояния между объектами) и карты. Второй способ – в умении использовать СНС «Грот-М». Как в первом, так и во втором случае, для движения от исходного пункта в конечный необходимо знать два основных параметра – угол положения (направление), и расстояние.

Направление предполагалось выдерживать при помощи магнитного компаса, а для этого нам необходимо знание магнитного азимута. Прямым измерением определить по топографической карте магнитный азимут нельзя, поэтому, вначале был определен дирекционный угол (α=62⁰), а потом учитывая азимутальную поправку, рассчитано значение поправки направления (ПН=(±ΔМ)-(±ɣ)). Далее был рассчитан азимут магнитный, который составил значение Ам = α – (±ПН) =62⁰-((-2⁰15')+(10⁰46')) =75⁰01'. Значение годового изменения магнитного склонения на 2015 год в расчете магнитного азимута не учитывалось, поскольку составило ничтожно малое значение по сравнению с точностью выдерживания направления с помощью компаса (точность выдерживания направления движения при помощи компаса Адрианова ±3°).

Значение горизонтальной дальности определенное по карте соответствует своему действительному значению только для равнинной местности, при определении дальности для холмистой, предгорной и горной местности необходимо вводить поправочный коэффициент учитывающий характер рельефа.

С учетом этого коэффициента, расчетное расстояние по карте составило 0,9 мм, т.е. горизонтальное проложение составляет на местности 900 м. Исходя из того, что местность холмистая (относительные высоты не превышают 200 м ), расчетное значение расстояния с учетом характеристики местности соответствуют величине 1,035 км. Из указанного примера видно, что разница в длине горизонтального положения и длине участка с учетом характера местности невелика и составляет 135 м, однако, при больших значениях длины маршрута величина поправки увеличивается (например, вместо 200 км, измеренных по карте 1: 200 000 горного района, фактическая длина маршрута составит 250 км).

Второй способ, как уже говорилось ранее, заключается в умении использовать малогабаритную навигационную аппаратуру потребителя «Грот-М».

Малогабаритная НАП «Грот – М» (МНАП) предназначена для определения по сигналам КНС ГЛОНАСС (СТ - и ВТ-коды) и/или Джи-Пи-Эс (С/А-код) текущих координат местоположения, составляющих вектора скорости, курса (азимута движения потребителя) в выбираемой оператором системе координат и в выбираемой оператором виде и отображения результатов на устройстве индикации и по цифровому интерфейсу потребителя, а так же решения сервисных задач.

Для решения требуемых данных (азимута и дальности), использовалось меню «Решение сервисных задач», приложения «Решение обратной геодезической задачи» (способ определения дирекционного угла и расстояния между двумя точками по их известным координатам). При определении горизонтального расстояния, необходимо, как и в первом случае учесть характеристику местности, т.е. коэффициент увеличения протяженности маршрута. Рассчитанное значение расстояния с учетом местности соответствует величине 1184м.

В последующем при необходимости определения истинного азимута, определяется значение сближения меридианов (±ɣ). Значения сближения меридианов может быть определено двумя способами. Первый – значение выбирается со схемы азимутальных поправок, второй – значение определяется при помощи меню «решения сервисных задач», приложение «Расчет сближения меридианов». Во втором способе для определения сближения меридианов необходимо ввести в программу координаты начальной и конечной точки.

При определении значения магнитного азимута необходимо знать значение магнитного склонения (±ΔМ). Выбирается со схемы азимутальных поправок, указанной под южной рамкой листа крупномасштабной карты, или с карты мелкого масштаба, где значение магнитного склонения указывается в виде изогон, либо с других источников. Если взять значение из схемы азимутальных поправок, то в результате получим следующее: Ам = α – (±ПН) =62⁰06' - ((-2⁰15') + (10⁰46')) =75⁰07'.

Таким образом, сравнив данные, полученные первым и вторым способами, мы можем убедиться в том, что при ориентировании на местности в ограниченной по размерам территории, расхождения будут невелики, и в целом не повлияют на общий результат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Худякова Н. Л., Хайрулин Ш. Ш., Мацына А. И., Полякова О. О. Философская разметка профессионально значимого объекта в комплексном междисциплинарном исследовании. «Гуманитарный вектор», серия Философия, Культурология. Выпуск 2(34), 2013 – С. 85-90.

4

Просмотров работы: 923