ПРЕДМЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРЕДМЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

Сахарова Г.В. 1, Шаназарова Е.В. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как известно, в отечественной науке до сих пор не имеется единой позиции по поводу того какой отраслью является предпринимательское право: самостоятельно ли оно либо же является под отраслью базовых отраслей права, в основном гражданского и административного.

Ученые, которые склонны считать, что предпринимательское право не является самостоятельным, не видят смысла выделять в нем предмет и метод. Взгляды таких правоведов принято называть «дуалистической концепцией». Другие же выделяют индивидуальный предмет предпринимательского права. Их точка зрения называется «монической». Но, как оказалось, и тут между учеными существует немало дискуссий. Мы будем придерживаться точки зрения, что предпринимательское право – самостоятельная отрасль права, а, соответственно, она имеет свой предмет регулирования. Поэтому попробуем разобраться в многочисленных позициях ученых по поводу предмета предпринимательского права.

Прежде всего, необходимо понять что означает «предмет правового регулирования». Предмет правового регулирования – совокупность однородных общественных отношений, регулируемых соответствующей отраслью права. В нашем случае – предпринимательским правом. Иными словами можно сказать, что предмет предпринимательского права – это общественные отношения, которые регулируют предпринимательскую деятельность. Что же относится к предпринимательской деятельности?

Понятие предпринимательской деятельности дано в абз. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. Там указано, что предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Разберемся с признаками этого определения.

Во-первых, предпринимательская деятельность самостоятельна, что закрепляется в конституционном признаке на свободу экономической деятельности. В предпринимательской деятельности самостоятельность проявляется во владении определенным имуществом и способностью принимать юридически значимые решения, которые потом можно реализовывать.

Во-вторых, предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск. Как считает Чукреев А.А., этот признак называется «рисковым характером предпринимательской деятельности», и основным риском в предпринимательской деятельности является «экономическая неэффективность предпринимателя».

Третьим признаком предпринимательской деятельности является систематическое получение прибыли. Этот признак, несомненно, важен для предпринимательства, но как справедливо пишет множество ученых, в данном определении не даны другие направленности предпринимательской деятельности. Например, предпринимательская деятельность, прежде всего, необходима для удовлетворения общественных потребностей в товарах, услугах, работах и т.д.

В-четвертых, в определении указано, что прибыль предприниматель может получать от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, при этом данный список является исчерпывающим, а он не охватывает всех форм экономической деятельности. Кроме того, указанные формы свойственны как предпринимательской, так и экономической деятельности.

В-пятых, предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. И тут у ученых также имеются споры с законодателем. Они считают, что если лицо не зарегистрировано как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, но осуществляют все рассмотренные нами выше признаки, то это вовсе не значит, что их деятельность не является предпринимательской. Она является таковой, но только незаконной. Поэтому предлагается, убрать этот признак из определения и вынести его отдельной статьей в обязанности предпринимателя. Теперь, когда нам стало ясно, что же такое предмет правового регулирования и предпринимательская деятельность, можно вернуться к предмету предпринимательского права.

В доктрине существует деление отношений, которые регулируют предпринимательскую деятельность на три вида: «горизонтальные», «вертикальные» и «внутрихозяйственные». К «горизонтальным» отношениям Пашков А.В. на основе изучения большого количества научных работ относит следующие виды отношений:

- отношения между автономными участниками гражданского оборота;

- отношения, складывающиеся в процессе хозяйственной деятельности;

- предпринимательские отношения и тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие отношения;

- отношения по осуществлению производственного цикла и хозяйственного оборота с целью получения прибыли;

- отношения по установлению делового сотрудничества с контрагентами;

- отношения по осуществлению предпринимательской деятельности;

- отношения по организации и осуществлению предпринимательской деятельности;

-предпринимательские имущественные отношения и т.д

Чукреев А.А. же делит «горизонтальные» отношения на те, которые осуществляются между предпринимателями и на те, которые только связаны с предпринимательской деятельностью, но ей не являются.Предполагаем, что в эту группу нужно отнести все отношения по экономическому воспроизводству, как предпринимательские, так и тесно связанные с ними.К «вертикальным» отношениям по большому счету все авторы относят отношения между лицами, занимающимися предпринимательством, и государством. То есть к ним относятся отношения по муниципальному и государственному регулированию предпринимательской деятельности и экономики в целом. Здесь научных споров практически не возникает. Больше всех дискуссий существует между учеными по поводу третьей группы отношений, так называемых «внутрихозяйственных». Это отношения, которые существуют между обособленными подразделениями предприятия. Одни теоретики полагают, что их нужно выделять в отдельный третий вид отношений, входящих в предмет предпринимательского права, другие же – что они входят в состав первой «горизонтальной» группы. Считаем, что нет необходимости выделять данную группу отношений отдельно и следует отнести ее к первой группе, поскольку «горизонтальные отношения» - это отношения, связанные с экономическим воспроизводственным процессом: производством, обменом, распределением и потреблением, куда и относятся отношения между подразделениями предприятия.

Таким образом, мы рассмотрели предмет предпринимательского права и выяснили, что между учеными до сих пор идут острые дискуссии по поводу этого вопроса, у каждого имеется своя позиция. Связано это с тем, что предпринимательское право – сравнительно новая для России наука и дисциплина. По нашему мнению к предмету предпринимательского относится две группы отношений: «вертикальные» и «горизонтальные».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белых В. С., Берсункаев Г. Э., Виниченко С. И. и др. Предпринимательское право России: учеб./отв. ред. В. С. Белых. М.: Проспект - 2009. - 656 с.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СПС «КонсультантПлюс»

3.Губин Е.П. Предмет предпринимательского права: современный взгляд. // Предпринимательское право. 2014. - № 2. - С. 9-14 РРР

4.Надежин Н.Н. Предмет и метод предпринимательского права и место отрасли предпринимательского права в российской правовой системе. // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2007. - № 2. - С. 16-19

5.Пашков А.В. Предмет правового регулирования современного предпринимательского права России. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 11-2 (37). - С. 138-144

6.Чукреев А.А. О предмете предпринимательского права. // Вестник Тюменского государственного университета. – 2006. - № 6. – С.5-16

Просмотров работы: 1181