ТРАВМЫ, ВЫВИХИ, ПЕРЕЛОМЫ. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТРАВМЫ, ВЫВИХИ, ПЕРЕЛОМЫ. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

Зайцев Д.А. 1
1ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение 3

1. Понятие и критерии для классификации травматизма 4

2. Виды и причины травматизма 6

3. Первая помощь при переломах и вывихах 21

Заключение 27

Список литературы 28

Введение

Травматизм является важной медико-социальной проблемой, решение которой неразрывно связано с улучшением состояния здоровья населения, со снижением инвалидности, смертности, увеличением средней продолжительности предстоящей жизни.

Кроме большого личного несчастья травматизм приносит огромный общественный и экономический ущерб. Особенностью современного общества являются урбанизация, технический прогресс, резкое усиление миграционных процессов, что представляет серьезную угрозу для здоровья и жизни человека.

Перенаселенность городов, загрязнение внешней среды, ускорение общего ритма жизни, увеличение транспортных средств и повышение скорости их передвижения, распространение новых технологических процессов на производстве и в сельском хозяйстве, использование техники в быту вызывают большие физические и психические перегрузки, которые могут привести к переутомлению, ослаблению внимания и контроля.

В результате во всем мире наблюдается резкое увеличение числа несчастных случаев. Можно говорить о современной новой «эпидемии». Все вышесказанное определяет актуальность данной работы.

Цель исследования – рассмотреть основные виды травм, а также особенности оказания первой помощи при переломах и вывихах.

1. Понятие и критерии для классификации травматизма

Повреждением (травмой) называется нарушение анатомической целости или физиологической функции тканей и органов тела под воздействием факторов внешней среды (механических, физических, химических и т.д.). Внешние факторы подразделяются на физические, химические, биологические и психические. Среди физических факторов выделяют механические, температурные, электрические воздействия и пр.

Повторение однородных травм у лиц, находящихся в сходных условиях труда и быта, называется травматизмом.

Государственная власть всегда должна носить на себе индивидуальный характер. XIX век слишком много внес в жизнь человечества и человеческой личности, развив понятие индивидуальности, и логическим последствием этого должно явиться и признание за государством права на развитие своей жизни не по писанным узким конституционным шаблонам, а по свободным путям своего внутреннего индивидуального сознания. Мы знаем, какой критике теперь стали подвергаться и старые отвлеченные принципы конституционного государства и идеи заимствованного, несложившегося на родной почве парламентаризма. Вот почему, кажется, что в настоящее время прочность государственного строя должна основываться на гармонии между основанными на исторических и психологических явлениях принципами государственной власти и сознанием ее подданных, а лишь при этих условиях конституционный строй может получать правильное прогрессивное развитие. Исходя из этой точки зрения, мы, прежде чем приступить к дальнейшему должны будем несколько остановить наше внимание на том факте, что господствовавшее в течение всего XIX века учение о государственной власти стало подвергаться критике и встречать известное разочарование в своем построении.

Недовольство выработанным ХIХ в. политическим и административным строем не может не поколебать и веру в безусловную необходимость известных теорий. Когда в настоящее время идет переоценка всех понятий, когда мир в искании какого-то недостижимого земного идеала начинает в последнее время проявлять известное разочарование в своих стремлениях, это разочарование передается и в область политических учений, в область тех учений, в которых, начиная с Русо, проповедовалось, что идеальное государство даст человечеству и рай и блаженство. В различного типа конституциях искали страны этого идеала, история Франции XIX в. с ее многочисленными переворотами и различными системами государственного строя указывает, как много и с какими реками крови люди ищут в государстве этого идеала. Представители науки государственного права обожествили эту науку, облекли понятие государства в божеские почести и вместо того, чтобы признать, что оно существует для человечества, объявили, что человечество существует для него. Такое возвеличение понятия государства, несомненно, поставило население в известный конфликт с его велениями, так как нередко они не могли соответствовать, до известной степени, и народной психике и общему народному сознанию, а подчас являлись творящими известные новые нормы морали, не согласующиеся иногда с общими принципами морали существующей. Один из наибольших апологетов божеской власти государства пр. Иеллинек говорить, что государство находит в самом себе основания своих прав и обязанностей. Сильнейшей и крайней реакцией против таких идолопоклоннических идей уже давно явился анархизм как философская теория, которая в своих выводах, отстаивая индивидуальную свободу человека, видела в его внутреннем сознании те нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих отношениях без помощи государственной власти. Одни, как напр., Л. Толстой, видят таким началом - любовь, другие, как напр. М. Штирнер и Ницше - личный эгоизм. Однако теория анархического государства не выдерживает в настоящее время критики, так как человечество слишком связано в своих отношениях между собой и чрезвычайно нуждается в регулирующих эти отношения нормах. Но идея божественности государственной власти с ее основой — неограниченной волей народа, теория старых энциклопедистов, постепенно стала встречать возражения со стороны писателей, рассматривавших государство с социологической, психологической и моральной точек зрения. Теория слишком скользила па поверхности жизни, и знаменитая общая воля существовала только в идее. Вместо естественной гармонии — естественная борьба, классовый и групповой антагонизм, которые и наполняют собой жизнь общества и которые исключают всякую возможность такой единой неизменной общей воли. Оказывается, что и эта воля и ее источник крайне неустойчивы: органы общественного мнения, во всяком случае, пытаясь ее брать, как существующее, и выразить, в действительности сами являются весьма могущественным фактором в ее образовании. На этом основано и, так называемое, господство партий, возмущающее многих, которые в них видят тиранию сплоченного меньшинства и победу частных взглядов, интересов и пожеланий этого меньшинства над действительной волей большинства. Такой действительной воли вовсе не оказывается, и большинство остается при пассивной роли. Целый ряд статей и сочинений констатирует наличие этого кризиса в общественном сознании. А некоторые писатели прямо указывают полнейшее крушение тех начал либерализма, которые проповедовались в старых теориях. Герберт Спенсер в своем сочинении: «The man versus the state» пишет: великим политическим заблуждением прошлого было божественное право королей, великим политическим заблуждением настоящего времени является божественное право парламента. Вот почему, по его мнению, если «обязанности либерализма в прошлом заключались в ограничении власти королей, То обязанности истинного либерализма в будущем должны сводиться к ограничению власти парламентов». Если в чрезмерной, непостоянной власти парламента, Спенсер видел угрозы общественной свободе, то другой мыслитель - Макс Нордау просто высмеивал все отвлеченные идеи государственной общей воли и парламентарного рая, который в реальной жизни не имеет ничего общего с идейными о нем представлениями, так как теория парламентарного строя не похожа на его практику, и красивые слова теории на практике должны быть, понимаемы совсем в обратном смысле. Чрезмерное развитие власти парламента в руках отдельных партий сопровождается, с другой стороны, прогрессирующим развитием абсентеизма при парламентских выборах. Подобно древним Греции, Риму и Византии, борьба партий стала, основой государственной жизни, и парламентарный режим, как говорит Georges Thiebaud, получил ныне имя парламентаризма, обозначающее собой гипертрофию парламента.

подданных, а лишь при этих условиях конституционный строй может получать правильное прогрессивное развитие. Исходя из этой точки зрения, мы, прежде чем приступить к дальнейшему должны будем несколько остановить наше внимание на том факте, что господствовавшее в течение всего XIX века учение о государственной власти стало подвергаться критике и встречать известное разочарование в своем построении.

Недовольство выработанным ХIХ в. политическим и административным строем не может не поколебать и веру в безусловную необходимость известных теорий. Когда в настоящее время идет переоценка всех понятий, когда мир в искании какого-то недостижимого земного идеала начинает в последнее время проявлять известное разочарование в своих стремлениях, это разочарование передается и в область политических учений, в область тех учений, в которых, начиная с Русо, проповедовалось, что идеальное государство даст человечеству и рай и блаженство. В различного типа конституциях искали страны этого идеала, история Франции XIX в. с ее многочисленными переворотами и различными системами государственного строя указывает, как много и с какими реками крови люди ищут в государстве этого идеала. Представители науки государственного права обожествили эту науку, облекли понятие государства в божеские почести и вместо того, чтобы признать, что оно существует для человечества, объявили, что человечество существует для него. Такое возвеличение понятия государства, несомненно, поставило население в известный конфликт с его велениями, так как нередко они не могли соответствовать, до известной степени, и народной психике и общему народному сознанию, а подчас являлись творящими известные новые нормы морали, не согласующиеся иногда с общими принципами морали существующей. Один из наибольших апологетов божеской власти государства пр. Иеллинек говорить, что государство находит в самом себе основания своих прав и обязанностей. Сильнейшей и крайней реакцией против таких идолопоклоннических идей уже давно явился анархизм как философская теория, которая в своих выводах, отстаивая индивидуальную свободу человека, видела в его внутреннем сознании те нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих отношениях без помощи государственной власти. Одни, как напр., Л. Толстой, видят таким началом - любовь, другие, как напр. М. Штирнер и Ницше - личный эгоизм. Однако теория анархического государства не выдерживает в настоящее время критики, так как человечество слишком связано в своих отношениях между собой и чрезвычайно нуждается в регулирующих эти отношения нормах. Но идея божественности государственной власти с ее основой — неограниченной волей народа, теория старых энциклопедистов, постепенно стала встречать возражения со стороны писателей, рассматривавших государство с социологической, психологической и моральной точек зрения. Теория слишком скользила па поверхности жизни, и знаменитая общая воля существовала только в идее. Вместо естественной гармонии — естественная борьба, классовый и групповой антагонизм, которые и наполняют собой жизнь общества и которые исключают всякую возможность такой единой неизменной общей воли. Оказывается, что и эта воля и ее источник крайне неустойчивы: органы общественного мнения, во всяком случае, пытаясь ее брать, как существующее, и выразить, в действительности сами являются весьма могущественным фактором в ее образовании. На этом основано и, так называемое, господство партий, возмущающее многих, которые в них видят тиранию сплоченного меньшинства и победу частных взглядов, интересов и пожеланий этого меньшинства над действительной волей большинства. Такой действительной воли вовсе не оказывается, и большинство остается при пассивной роли. Целый ряд статей и сочинений констатирует наличие этого кризиса в общественном сознании. А некоторые писатели прямо указывают полнейшее крушение тех начал либерализма, которые проповедовались в старых теориях. Герберт Спенсер в своем сочинении: «The man versus the state» пишет: великим политическим заблуждением прошлого было божественное право королей, великим политическим заблуждением настоящего времени является божественное право парламента. Вот почему, по его мнению, если «обязанности либерализма в прошлом заключались в ограничении власти королей, То обязанности истинного либерализма в будущем должны сводиться к ограничению власти парламентов». Если в чрезмерной, непостоянной власти парламента, Спенсер видел угрозы общественной свободе, то другой мыслитель - Макс Нордау просто высмеивал все отвлеченные идеи государственной общей воли и парламентарного рая, который в реальной жизни не имеет ничего общего с идейными о нем представлениями, так как теория парламентарного строя не похожа на его практику, и красивые слова теории на практике должны быть, понимаемы совсем в обратном смысле. Чрезмерное развитие власти парламента в руках отдельных партий сопровождается, с другой стороны, прогрессирующим развитием абсентеизма при парламентских выборах. Подобно древним Греции, Риму и Византии, борьба партий стала, основой государственной жизни, и парламентарный режим, как говорит Georges Thiebaud, получил ныне имя парламентаризма, обозначающее собой гипертрофию парламента.

разочарование в своем построении.

Недовольство выработанным ХIХ в. политическим и административным строем не может не поколебать и веру в безусловную необходимость известных теорий. Когда в настоящее время идет переоценка всех понятий, когда мир в искании какого-то недостижимого земного идеала начинает в последнее время проявлять известное разочарование в своих стремлениях, это разочарование передается и в область политических учений, в область тех учений, в которых, начиная с Русо, проповедовалось, что идеальное государство даст человечеству и рай и блаженство. В различного типа конституциях искали страны этого идеала, история Франции XIX в. с ее многочисленными переворотами и различными системами государственного строя указывает, как много и с какими реками крови люди ищут в государстве этого идеала. Представители науки государственного права обожествили эту науку, облекли понятие государства в божеские почести и вместо того, чтобы признать, что оно существует для человечества, объявили, что человечество существует для него. Такое возвеличение понятия государства, несомненно, поставило население в известный конфликт с его велениями, так как нередко они не могли соответствовать, до известной степени, и народной психике и общему народному сознанию, а подчас являлись творящими известные новые нормы морали, не согласующиеся иногда с общими принципами морали существующей. Один из наибольших апологетов божеской власти государства пр. Иеллинек говорить, что государство находит в самом себе основания своих прав и обязанностей. Сильнейшей и крайней реакцией против таких идолопоклоннических идей уже давно явился анархизм как философская теория, которая в своих выводах, отстаивая индивидуальную свободу человека, видела в его внутреннем сознании те нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих отношениях без помощи государственной власти. Одни, как напр., Л. Толстой, видят таким началом - любовь, другие, как напр. М. Штирнер и Ницше - личный эгоизм. Однако теория анархического государства не выдерживает в настоящее время критики, так как человечество слишком связано в своих отношениях между собой и чрезвычайно нуждается в регулирующих эти отношения нормах. Но идея божественности государственной власти с ее основой — неограниченной волей народа, теория старых энциклопедистов, постепенно стала встречать возражения со стороны писателей, рассматривавших государство с социологической, психологической и моральной точек зрения. Теория слишком скользила па поверхности жизни, и знаменитая общая воля существовала только в идее. Вместо естественной гармонии — естественная борьба, классовый и групповой антагонизм, которые и наполняют собой жизнь общества и которые исключают всякую возможность такой единой неизменной общей воли. Оказывается, что и эта воля и ее источник крайне неустойчивы: органы общественного мнения, во всяком случае, пытаясь ее брать, как существующее, и выразить, в действительности сами являются весьма могущественным фактором в ее образовании. На этом основано и, так называемое, господство партий, возмущающее многих, которые в них видят тиранию сплоченного меньшинства и победу частных взглядов, интересов и пожеланий этого меньшинства над действительной волей большинства. Такой действительной воли вовсе не оказывается, и большинство остается при пассивной роли. Целый ряд статей и сочинений констатирует наличие этого кризиса в общественном сознании. А некоторые писатели прямо указывают полнейшее крушение тех начал либерализма, которые проповедовались в старых теориях. Герберт Спенсер в своем сочинении: «The man versus the state» пишет: великим политическим заблуждением прошлого было божественное право королей, великим политическим заблуждением настоящего времени является божественное право парламента. Вот почему, по его мнению, если «обязанности либерализма в прошлом заключались в ограничении власти королей, То обязанности истинного либерализма в будущем должны сводиться к ограничению власти парламентов». Если в чрезмерной, непостоянной власти парламента, Спенсер видел угрозы общественной свободе, то другой мыслитель - Макс Нордау просто высмеивал все отвлеченные идеи государственной общей воли и парламентарного рая, который в реальной жизни не имеет ничего общего с идейными о нем представлениями, так как теория парламентарного строя не похожа на его практику, и красивые слова теории на практике должны быть, понимаемы совсем в обратном смысле. Чрезмерное развитие власти парламента в руках отдельных партий сопровождается, с другой стороны, прогрессирующим развитием абсентеизма при парламентских выборах. Подобно древним Греции, Риму и Византии, борьба партий стала, основой государственной жизни, и парламентарный режим, как говорит Georges Thiebaud, получил ныне имя парламентаризма, обозначающее собой гипертрофию парламента.

подданных, а лишь при этих условиях конституционный строй может получать правильное прогрессивное развитие. Исходя из этой точки зрения, мы, прежде чем приступить к дальнейшему должны будем несколько остановить наше внимание на том факте, что господствовавшее в течение всего XIX века учение о государственной власти стало подвергаться критике и встречать известное разочарование в своем построении.

Недовольство выработанным ХIХ в. политическим и административным строем не может не поколебать и веру в безусловную необходимость известных теорий. Когда в настоящее время идет переоценка всех понятий, когда мир в искании какого-то недостижимого земного идеала начинает в последнее время проявлять известное разочарование в своих стремлениях, это разочарование передается и в область политических учений, в область тех учений, в которых, начиная с Русо, проповедовалось, что идеальное государство даст человечеству и рай и блаженство. В различного типа конституциях искали страны этого идеала, история Франции XIX в. с ее многочисленными переворотами и различными системами государственного строя указывает, как много и с какими реками крови люди ищут в государстве этого идеала. Представители науки государственного права обожествили эту науку, облекли понятие государства в божеские почести и вместо того, чтобы признать, что оно существует для человечества, объявили, что человечество существует для него. Такое возвеличение понятия государства, несомненно, поставило население в известный конфликт с его велениями, так как нередко они не могли соответствовать, до известной степени, и народной психике и общему народному сознанию, а подчас являлись творящими известные новые нормы морали, не согласующиеся иногда с общими принципами морали существующей. Один из наибольших апологетов божеской власти государства пр. Иеллинек говорить, что государство находит в самом себе основания своих прав и обязанностей. Сильнейшей и крайней реакцией против таких идолопоклоннических идей уже давно явился анархизм как философская теория, которая в своих выводах, отстаивая индивидуальную свободу человека, видела в его внутреннем сознании те нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих отношениях без помощи государственной власти. Одни, как напр., Л. Толстой, видят таким началом - любовь, другие, как напр. М. Штирнер и Ницше - личный эгоизм. Однако теория анархического государства не выдерживает в настоящее время критики, так как человечество слишком связано в своих отношениях между собой и чрезвычайно нуждается в регулирующих эти отношения нормах. Но идея божественности государственной власти с ее основой — неограниченной волей народа, теория старых энциклопедистов, постепенно стала встречать возражения со стороны писателей, рассматривавших государство с социологической, психологической и моральной точек зрения. Теория слишком скользила па поверхности жизни, и знаменитая общая воля существовала только в идее. Вместо естественной гармонии — естественная борьба, классовый и групповой антагонизм, которые и наполняют собой жизнь общества и которые исключают всякую возможность такой единой неизменной общей воли. Оказывается, что и эта воля и ее источник крайне неустойчивы: органы общественного мнения, во всяком случае, пытаясь ее брать, как существующее, и выразить, в действительности сами являются весьма могущественным фактором в ее образовании. На этом основано и, так называемое, господство партий, возмущающее многих, которые в них видят тиранию сплоченного меньшинства и победу частных взглядов, интересов и пожеланий этого меньшинства над действительной волей большинства. Такой действительной воли вовсе не оказывается, и большинство остается при пассивной роли. Целый ряд статей и сочинений констатирует наличие этого кризиса в общественном сознании. А некоторые писатели прямо указывают полнейшее крушение тех начал либерализма, которые проповедовались в старых теориях. Герберт Спенсер в своем сочинении: «The man versus the state» пишет: великим политическим заблуждением прошлого было божественное право королей, великим политическим заблуждением настоящего времени является божественное право парламента. Вот почему, по его мнению, если «обязанности либерализма в прошлом заключались в ограничении власти королей, То обязанности истинного либерализма в будущем должны сводиться к ограничению власти парламентов». Если в чрезмерной, непостоянной власти парламента, Спенсер видел угрозы общественной свободе, то другой мыслитель - Макс Нордау просто высмеивал все отвлеченные идеи государственной общей воли и парламентарного рая, который в реальной жизни не имеет ничего общего с идейными о нем представлениями, так как теория парламентарного строя не похожа на его практику, и красивые слова теории на практике должны быть, понимаемы совсем в обратном смысле. Чрезмерное развитие власти парламента в руках отдельных партий сопровождается, с другой стороны, прогрессирующим развитием абсентеизма при парламентских выборах. Подобно древним Греции, Риму и Византии, борьба партий стала, основой государственной жизни, и парламентарный режим, как говорит Georges Thiebaud, получил ныне имя парламентаризма, обозначающее собой гипертрофию парламента.

подданных, а лишь при этих условиях конституционный строй может получать правильное прогрессивное развитие. Исходя из этой точки зрения, мы, прежде чем приступить к дальнейшему должны будем несколько остановить наше внимание на том факте, что господствовавшее в течение всего XIX века учение о государственной власти стало подвергаться критике и встречать известное разочарование в своем построении.

Недовольство выработанным ХIХ в. политическим и административным строем не может не поколебать и веру в безусловную необходимость известных теорий. Когда в настоящее время идет переоценка всех понятий, когда мир в искании какого-то недостижимого земного идеала начинает в последнее время проявлять известное разочарование в своих стремлениях, это разочарование передается и в область политических учений, в область тех учений, в которых, начиная с Русо, проповедовалось, что идеальное государство даст человечеству и рай и блаженство. В различного типа конституциях искали страны этого идеала, история Франции XIX в. с ее многочисленными переворотами и различными системами государственного строя указывает, как много и с какими реками крови люди ищут в государстве этого идеала. Представители науки государственного права обожествили эту науку, облекли понятие государства в божеские почести и вместо того, чтобы признать, что оно существует для человечества, объявили, что человечество существует для него. Такое возвеличение понятия государства, несомненно, поставило население в известный конфликт с его велениями, так как нередко они не могли соответствовать, до известной степени, и народной психике и общему народному сознанию, а подчас являлись творящими известные новые нормы морали, не согласующиеся иногда с общими принципами морали существующей. Один из наибольших апологетов божеской власти государства пр. Иеллинек говорить, что государство находит в самом себе основания своих прав и обязанностей. Сильнейшей и крайней реакцией против таких идолопоклоннических идей уже давно явился анархизм как философская теория, которая в своих выводах, отстаивая индивидуальную свободу человека, видела в его внутреннем сознании те нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих отношениях без помощи государственной власти. Одни, как напр., Л. Толстой, видят таким началом - любовь, другие, как напр. М. Штирнер и Ницше - личный эгоизм. Однако теория анархического государства не выдерживает в настоящее время критики, так как человечество слишком связано в своих отношениях между собой и чрезвычайно нуждается в регулирующих эти отношения нормах. Но идея божественности государственной власти с ее основой — неограниченной волей народа, теория старых энциклопедистов, постепенно стала встречать возражения со стороны писателей, рассматривавших государство с социологической, психологической и моральной точек зрения. Теория слишком скользила па поверхности жизни, и знаменитая общая воля существовала только в идее. Вместо естественной гармонии — естественная борьба, классовый и групповой антагонизм, которые и наполняют собой жизнь общества и которые исключают всякую возможность такой единой неизменной общей воли. Оказывается, что и эта воля и ее источник крайне неустойчивы: органы общественного мнения, во всяком случае, пытаясь ее брать, как существующее, и выразить, в действительности сами являются весьма могущественным фактором в ее образовании. На этом основано и, так называемое, господство партий, возмущающее многих, которые в них видят тиранию сплоченного меньшинства и победу частных взглядов, интересов и пожеланий этого меньшинства над действительной волей большинства. Такой действительной воли вовсе не оказывается, и большинство остается при пассивной роли. Целый ряд статей и сочинений констатирует наличие этого кризиса в общественном сознании. А некоторые писатели прямо указывают полнейшее крушение тех начал либерализма, которые проповедовались в старых теориях. Герберт Спенсер в своем сочинении: «The man versus the state» пишет: великим политическим заблуждением прошлого было божественное право королей, великим политическим заблуждением настоящего времени является божественное право парламента. Вот почему, по его мнению, если «обязанности либерализма в прошлом заключались в ограничении власти королей, То обязанности истинного либерализма в будущем должны сводиться к ограничению власти парламентов». Если в чрезмерной, непостоянной власти парламента, Спенсер видел угрозы общественной свободе, то другой мыслитель - Макс Нордау просто высмеивал все отвлеченные идеи государственной общей воли и парламентарного рая, который в реальной жизни не имеет ничего общего с идейными о нем представлениями, так как теория парламентарного строя не похожа на его практику, и красивые слова теории на практике должны быть, понимаемы совсем в обратном смысле. Чрезмерное

подданных, а лишь при этих условиях конституционный строй может получать правильное прогрессивное развитие. Исходя из этой точки зрения, мы, прежде чем приступить к дальнейшему должны будем несколько остановить наше внимание на том факте, что господствовавшее в течение всего XIX века учение о государственной власти стало подвергаться критике и встречать известное разочарование в своем построении.

Недовольство выработанным ХIХ в. политическим и административным строем не может не поколебать и веру в безусловную необходимость известных теорий. Когда в настоящее время идет переоценка всех понятий, когда мир в искании какого-то недостижимого земного идеала начинает в последнее время проявлять известное разочарование в своих стремлениях, это разочарование передается и в область политических учений, в область тех учений, в которых, начиная с Русо, проповедовалось, что идеальное государство даст человечеству и рай и блаженство. В различного типа конституциях искали страны этого идеала, история Франции XIX в. с ее многочисленными переворотами и различными системами государственного строя указывает, как много и с какими реками крови люди ищут в государстве этого идеала. Представители науки государственного права обожествили эту науку, облекли понятие государства в божеские почести и вместо того, чтобы признать, что оно существует для человечества, объявили, что человечество существует для него. Такое возвеличение понятия государства, несомненно, поставило население в известный конфликт с его велениями, так как нередко они не могли соответствовать, до известной степени, и народной психике и общему народному сознанию, а подчас являлись творящими известные новые нормы морали, не согласующиеся иногда с общими принципами морали существующей. Один из наибольших апологетов божеской власти государства пр. Иеллинек говорить, что государство находит в самом себе основания своих прав и обязанностей. Сильнейшей и крайней реакцией против таких идолопоклоннических идей уже давно явился анархизм как философская теория, которая в своих выводах, отстаивая индивидуальную свободу человека, видела в его внутреннем сознании те нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих отношениях без помощи государственной власти. Одни, как напр., Л. Толстой, видят таким началом - любовь, другие, как напр. М. Штирнер и Ницше - личный эгоизм. Однако теория анархического государства не выдерживает в настоящее время критики, так как человечество слишком связано в своих отношениях между собой и чрезвычайно нуждается в регулирующих эти отношения нормах. Но идея божественности государственной власти с ее основой — неограниченной волей народа, теория старых энциклопедистов, постепенно стала встречать возражения со стороны писателей, рассматривавших государство с социологической, психологической и моральной точек зрения. Теория слишком скользила па поверхности жизни, и знаменитая общая воля существовала только в идее. Вместо естественной гармонии — естественная борьба, классовый и групповой антагонизм, которые и наполняют собой жизнь общества и которые исключают всякую возможность такой единой неизменной общей воли. Оказывается, что и эта воля и ее источник крайне неустойчивы: органы общественного мнения, во всяком случае, пытаясь ее брать, как существующее, и выразить, в действительности сами являются весьма могущественным фактором в ее образовании. На этом основано и, так называемое, господство партий, возмущающее многих, которые в них видят тиранию сплоченного меньшинства и победу частных взглядов, интересов и пожеланий этого меньшинства над действительной волей большинства. Такой действительной воли вовсе не оказывается, и большинство остается при пассивной роли. Целый ряд статей и сочинений констатирует наличие этого кризиса в общественном сознании. А некоторые писатели прямо указывают полнейшее крушение тех начал либерализма, которые проповедовались в старых теориях. Герберт Спенсер в своем сочинении: «The man versus the state» пишет: великим политическим заблуждением прошлого было божественное право королей, великим политическим заблуждением настоящего времени является божественное право парламента. Вот почему, по его мнению, если «обязанности либерализма в прошлом заключались в ограничении власти королей, То обязанности истинного либерализма в будущем должны сводиться к ограничению власти парламентов». Если в чрезмерной, непостоянной власти парламента, Спенсер видел угрозы общественной свободе, то другой мыслитель - Макс Нордау просто высмеивал все отвлеченные идеи государственной общей воли и парламентарного рая, который в реальной жизни не имеет ничего общего с идейными о нем представлениями, так как теория парламентарного строя не похожа на его практику, и красивые слова теории на практике должны быть, понимаемы совсем в обратном смысле. Чрезмерное развитие власти парламента в руках отдельных партий сопровождается, с другой стороны, прогрессирующим развитием абсентеизма при парламентских выборах. Подобно древним Греции, Риму и Византии, борьба партий стала, основой государственной жизни, и парламентарный режим, как говорит Georges Thiebaud, получил ныне имя парламентаризма, обозначающее собой гипертрофию парламента.

подданных, а лишь при этих условиях конституционный строй может получать правильное прогрессивное развитие. Исходя из этой точки зрения, мы, прежде чем приступить к дальнейшему должны будем несколько остановить наше внимание на том факте, что господствовавшее в течение всего XIX века учение о государственной власти стало подвергаться критике и встречать известное разочарование в своем построении.

Недовольство выработанным ХIХ в. политическим и административным строем не может не поколебать и веру в безусловную необходимость известных теорий. Когда в настоящее время идет переоценка всех понятий, когда мир в искании какого-то недостижимого земного идеала начинает в последнее время проявлять известное разочарование в своих стремлениях, это разочарование передается и в область политических учений, в область тех учений, в которых, начиная с Русо, проповедовалось, что идеальное государство даст человечеству и рай и блаженство. В различного типа конституциях искали страны этого идеала, история Франции XIX в. с ее многочисленными переворотами и различными системами государственного строя указывает, как много и с какими реками крови люди ищут в государстве этого идеала. Представители науки государственного права обожествили эту науку, облекли понятие государства в божеские почести и вместо того, чтобы признать, что оно существует для человечества, объявили, что человечество существует для него. Такое возвеличение понятия государства, несомненно, поставило население в известный конфликт с его велениями, так как нередко они не могли соответствовать, до известной степени, и народной психике и общему народному сознанию, а подчас являлись творящими известные новые нормы морали, не согласующиеся иногда с общими принципами морали существующей. Один из наибольших апологетов божеской власти государства пр. Иеллинек говорить, что государство находит в самом себе основания своих прав и обязанностей. Сильнейшей и крайней реакцией против таких идолопоклоннических идей уже давно явился анархизм как философская теория, которая в своих выводах, отстаивая индивидуальную свободу человека, видела в его внутреннем сознании те нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих отношениях без помощи государственной власти. Одни, как напр., Л. Толстой, видят таким началом - любовь, другие, как напр. М. Штирнер и Ницше - личный эгоизм. Однако теория анархического государства не выдерживает в настоящее время критики, так как человечество слишком связано в своих отношениях между собой и чрезвычайно нуждается в регулирующих эти отношения нормах. Но идея божественности государственной власти с ее основой — неограниченной волей народа, теория старых энциклопедистов, постепенно стала встречать возражения со стороны писателей, рассматривавших государство с социологической, психологической и моральной точек зрения. Теория слишком скользила па поверхности жизни, и знаменитая общая воля существовала только в идее. Вместо естественной гармонии — естественная борьба, классовый и групповой антагонизм, которые и наполняют собой жизнь общества и которые исключают всякую возможность такой единой неизменной общей воли. Оказывается, что и эта воля и ее источник крайне неустойчивы: органы общественного мнения, во всяком случае, пытаясь ее брать, как существующее, и выразить, в действительности сами являются весьма могущественным фактором в ее образовании. На этом основано и, так называемое, господство партий, возмущающее многих, которые в них видят тиранию сплоченного меньшинства и победу частных взглядов, интересов и пожеланий этого меньшинства над действительной волей большинства. Такой действительной воли вовсе не оказывается, и большинство остается при пассивной роли. Целый ряд статей и сочинений констатирует наличие этого кризиса в общественном сознании. А некоторые писатели прямо указывают полнейшее крушение тех начал либерализма, которые проповедовались в старых теориях. Герберт Спенсер в своем сочинении: «The man versus the state» пишет: великим политическим заблуждением прошлого было божественное право королей, великим политическим заблуждением настоящего времени является божественное право парламента. Вот почему, по его мнению, если «обязанности либерализма в прошлом заключались в ограничении власти королей, То обязанности истинного либерализма в будущем должны сводиться к ограничению власти парламентов». Если в чрезмерной, непостоянной власти парламента, Спенсер видел угрозы общественной свободе, то другой мыслитель - Макс Нордау просто высмеивал все отвлеченные идеи государственной общей воли и парламентарного рая, который в реальной жизни не имеет ничего общего с идейными о нем представлениями, так как теория парламентарного строя не похожа на его практику, и красивые слова теории на практике должны быть, понимаемы совсем в обратном смысле. Чрезмерное развитие власти парламента в руках отдельных партий сопровождается, с другой стороны, прогрессирующим развитием абсентеизма при парламентских выборах. Подобно древним Греции, Риму и Византии, борьба партий стала, основой государственной жизни, и парламентарный режим, как говорит Georges Thiebaud, получил ныне имя парламентаризма, обозначающее собой гипертрофию парламента.

подданных, а лишь при этих условиях конституционный строй может получать правильное прогрессивное развитие. Исходя из этой точки зрения, мы, прежде чем приступить к дальнейшему должны будем несколько остановить наше внимание на том факте, что господствовавшее в течение всего XIX века учение о государственной власти стало подвергаться критике и встречать известное разочарование в своем построении.

Недовольство выработанным ХIХ в. политическим и административным строем не может не поколебать и веру в безусловную необходимость известных теорий. Когда в настоящее время идет переоценка всех понятий, когда мир в искании какого-то недостижимого земного идеала начинает в последнее время проявлять известное разочарование в своих стремлениях, это разочарование передается и в область политических учений, в область тех учений, в которых, начиная с Русо, проповедовалось, что идеальное государство даст человечеству и рай и блаженство. В различного типа конституциях искали страны этого идеала, история Франции XIX в. с ее многочисленными переворотами и различными системами государственного строя указывает, как много и с какими реками крови люди ищут в государстве этого идеала. Представители науки государственного права обожествили эту науку, облекли понятие государства в божеские почести и вместо того, чтобы признать, что оно существует для человечества, объявили, что человечество существует для него. Такое возвеличение понятия государства, несомненно, поставило население в известный конфликт с его велениями, так как нередко они не могли соответствовать, до известной степени, и народной психике и общему народному сознанию, а подчас являлись творящими известные новые нормы морали, не согласующиеся иногда с общими принципами морали существующей. Один из наибольших апологетов божеской власти государства пр. Иеллинек говорить, что государство находит в самом себе основания своих прав и обязанностей. Сильнейшей и крайней реакцией против таких идолопоклоннических идей уже давно явился анархизм как философская теория, которая в своих выводах, отстаивая индивидуальную свободу человека, видела в его внутреннем сознании те нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих отношениях без помощи государственной власти. Одни, как напр., Л. Толстой, видят таким началом - любовь, другие, как напр. М. Штирнер и Ницше - личный эгоизм. Однако теория анархического государства не выдерживает в настоящее время критики, так как человечество слишком связано в своих отношениях между собой и чрезвычайно нуждается в регулирующих эти отношения нормах. Но идея божественности государственной власти с ее основой — неограниченной волей народа, теория старых энциклопедистов, постепенно стала встречать возражения со стороны писателей, рассматривавших государство с социологической, психологической и моральной точек зрения. Теория слишком скользила па поверхности жизни, и знаменитая общая воля существовала только в идее. Вместо естественной гармонии — естественная борьба, классовый и групповой антагонизм, которые и наполняют собой жизнь общества и которые исключают всякую возможность такой единой неизменной общей воли. Оказывается, что и эта воля и ее источник крайне неустойчивы: органы общественного мнения, во всяком случае, пытаясь ее брать, как существующее, и выразить, в действительности сами являются весьма могущественным фактором в ее образовании. На этом основано и, так называемое, господство партий, возмущающее многих, которые в них видят тиранию сплоченного меньшинства и победу частных взглядов, интересов и пожеланий этого меньшинства над действительной волей большинства. Такой действительной воли вовсе не оказывается, и большинство остается при пассивной роли. Целый ряд статей и сочинений констатирует наличие этого кризиса в общественном сознании. А некоторые писатели прямо указывают полнейшее крушение тех начал либерализма, которые проповедовались в старых теориях. Герберт Спенсер в своем сочинении: «The man versus the state» пишет: великим политическим заблуждением прошлого было божественное право королей, великим политическим заблуждением настоящего времени является божественное право парламента. Вот почему, по его мнению, если «обязанности либерализма в прошлом заключались в ограничении власти королей, То обязанности истинного либерализма в будущем должны сводиться к ограничению власти парламентов». Если в чрезмерной, непостоянной власти парламента, Спенсер видел угрозы общественной свободе, то другой мыслитель - Макс Нордау просто высмеивал все отвлеченные идеи государственной общей воли и парламентарного рая, который в реальной жизни не имеет ничего общего с идейными о нем представлениями, так как теория парламентарного строя не похожа на его практику, и красивые слова теории на практике должны быть, понимаемы совсем в обратном смысле. Чрезмерное развитие власти парламента в руках отдельных партий сопровождается, с другой стороны, прогрессирующим развитием абсентеизма при парламентских выборах. Подобно древним Греции, Риму и Византии, борьба партий стала, основой государственной жизни, и парламентарный режим, как говорит Georges Thiebaud, получил ныне имя парламентаризма, обозначающее собой гипертрофию парламента.

 

Травматизм – совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин – 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин1.

В Европейском регионе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ежедневно в результате травм (класс XIX по МКБ-10 «травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин») погибает более 2 тыс. человек, эти потери на территории региона не равномерны. В среднем риск смерти от травм для мужчин в СНГ почти в четыре раза выше, чем в ЕС в 2012 г показатели смертности мужчин составляли, соответственно, 272,7 и 54,3 на 100 тыс. населения2.

Рост смертности от травматизма в восточных странах Европы по мнению специалистов ВОЗ обусловлен ростом интенсивности дорожного движения, углублением социального неравенства населения, высокой безработицей, сокращением социального капитала, либерализацией рынка, ростом доступности алкоголя, а также слабостью механизмов правоприменения. В западноевропейских странах в группы повышенного риска травматизма входят безработные, этнические меньшинства, рабочие -эмигранты из других стран, беженцы, инвалиды и бездомные. Конкретизация групп риска необходима для обоснования и разработки целевых программ профилактики травматизма среди населения

Для России вопрос о группах риска травматизма подробно не изучен, хотя он весьма актуален в связи с наблюдавшимся в 1990-е годы опережающим по отношению к другим причинам смеряй ростом людских потерь от травм. В 2010 году уровень смертности российского населения от травм составил 204,2 на 100 тыс. населения. При этом, «первые ранги «приоритета» возможного вклада здравоохранения в сохранение трудового потенциала страны» принадлежат именно травматологической патологии3.

Кроме потерь за счет смертности, травматизм сопровождается высокой инвалидизацией. Такая ситуация во многом определяется малой эффективностью применяемых методов консервативного лечения, а также лечением пострадавших в неспециализированных лечебных учреждениях врачами, не обладающими достаточным опытом и возможностями эффективного лечения тяжелой категории больных.

Сложившиеся социально-экономические условия в России не позволяют использовать дорогостоящие методы реабилитации больных с травматологической патологией в муниципальных стационарах в рамках стандартов гарантированной медицинской помощи Участие пострадавших в оплате дополнительных методов лечения травм безусловно может способствовать ускорению и улучшению качества реабилитации таких больных. Насколько жители России, в общем, и больные, госпитализированные в травматологические отделения, в частности, готовы к таким расходам, до настоящего времени не изучалось Актуальность такого исследования обусловлена инициативой Евробюро ВОЗ Перераспределение расходов на лечение на более состоятельные слои общества снизит бремя расходов для малоимущих.

На сегодняшний день травматизм можно квалифицировать по нескольким основаниям:

- по обстоятельствам несчастных случаев (производственные, бытовые, транспортные, спортивные, травмы, полученные на войне, и т.д.);

- по контингентам населения (по возрасту, полу, профессии, уровню образования и т.д.);

- по локализации (голова, рука, нога, туловище и т.д.);

- по последствиям (без потери трудоспособности, с временной потерей трудоспособности, инвалидность, причина смерти).

Далее рассмотрим отдельные виды травматизма подробнее.

2. Виды и причины травматизма

Травматизм бытовой

Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего – в доме, квартире, во дворе и т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы – приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.

Производственный травматизм.

Случаи производственных травм, особенно с тяжелыми исходами, заканчивающиеся инвалидностью, являются чрезвычайным событием на предприятии. Все случаи производственных травм расследуются и оформляются актом установленной формы комиссией, созданной администрацией предприятия. Производственными считаются травмы:

на территории предприятия в течение рабочего времени (включая установленные перерывы);

вне территории предприятия при выполнении пострадавшим трудовых обязанностей;

при следовании на работу или с работы на транспорте предприятия;

при острых отравлениях, тепловых ударах, поражении молнией, обморожениях, происшедших на производстве;

при несчастных случаях, происшедших с рабочими (учащимися, студентами), направленными в установленном порядке на другое предприятие и выполнявшими там работу под руководством его персонала;

в состоянии алкогольного опьянения, если основной технической или организационной причиной явилось нарушение правил и норм охраны труда.

Кроме того, к несчастным случаям на производстве приравнивается утрата трудоспособности при выполнении: донорских функций; государственных или общественных обязанностей, а также выполнении специальных заданий государственных, профсоюзных или иных общественных организаций, даже если эти задания не были связаны с основной работой; долга гражданина по спасению человеческой жизни, по охране государственной собственности и правопорядка.

Различают следующие причины производственного травматизма:

технические (неисправности оборудования и инструментария, отсутствие ограждений, несовершенство конструкции машин и т.д.);

организационные (недостатки в организации и содержании рабочего места, применение опасных методов работы, неисправность или отсутствие индивидуальных средств защиты и т.д.); наиболее распространены;

санитарно-гигиенические (нарушение температурного режима, неисправность полов, запыленность рабочих помещений, захламленность проходов, недостаточность освещения и т.д.);

личные (утомление, нераспознанное заболевание, недостаточная техническая подготовка и т.д.)4.

Каждая травма влечет за собой различные виды материального ущерба, связанного с расходами по оказанию медицинской помощи, по линии социального страхования, а также экономического ущерба вследствие недовыпущенной продукции из-за нетрудоспособности пострадавших.

Дорожно-транспортный травматизм

Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Пострадавшие в ДТП нередко становятся инвалидами.

Причины гибели и травматизма людей на дорогах

Специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения:

превышение скорости;

проезд на красный свет;

вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;

не пристегнутый ремень безопасности;

переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т. д.

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается зимой и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом. Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями – одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.

Спортивный травматизм

Спортивный травматизм – это возникновение травм при занятиях физическими упражнениями и спортом.

Спортивные травмы вызываются гл. обр. сильным механическим или температурным и др. внешним воздействием. Небольшое, но часто повторяющееся воздействие механических и др. факторов также может привести к травме.

Спортивный травматизм сам по себе несовместим с оздоровительными целями физической культуры и спорта. Он нарушает здоровье, мешает повышению спортивных достижений, т. к. даже сравнительно легкая травма меняет нормальный ход тренировки, может вывести спортсмена на определенный срок из строя. Поэтому повседневная борьба с спортивным травматизмом является важной задачей руководителей спортивных организаций, преподавателей, тренеров и судей соревнований, спортивных врачей и самих спортсменов. Среди спортивных травм встречаются различные повреждения, как общие с др. видами травматизма (производственного, уличного и др.), так например характерные для спортивного травматизма.

По степени тяжести различают спортивные травмы: легкие - с незначительными нарушениями в организме, без потери общей и спортивной работоспособности; средней тяжести - с выраженными изменениями, вызывающими (на короткий срок) необходимость прекратить производственный труд и спортивные занятия; тяжелые - с резко выраженными нарушениями, требующими помещения пострадавшего в больницу или продолжительного амбулаторного его лечения.

Уличный травматизм

К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида травматизма от времени суток. При падении людей на улицах переломы костей встречаются в 68-70% случаев, ушибы и растяжения в 20-22%, ранения мягких тканей в 4-6%. Главным образом повреждаются конечности (83-85%).

Причины уличного травматизма:

плохая организация уличного движения,

узкие улицы с интенсивным движением,

недостаточная освещенность и сигнализация;

нарушение пешеходами правил уличного движения;

неисправное состояние уличных покрытий, гололед и т. п.

паркур, алакурти и др. экстремальные виды спорта.

Под военным травматизмом понимают совокупность повреждений, возникающих у военнослужащих в мирное и военное время.

В мирное время различают травматизм при боевой подготовке, обслуживании боевой техники, транспортных перевозках, занятиях физкультурой и спортом, хозяйственных работах, бытовых ситуациях. Повреждения, которые возникают при последних трех разновидностях, не отличаются какими-либо особенностями в различных видах и родах войск. Своеобразие военного транспортного травматизма зависит от вида транспортных средств. Различают автомобильный, железнодорожный, танковый, авиационный, воднотранспортный и другие виды транспортного травматизма. Травматизм при нарушении правил эксплуатации техники отражает специфику военной службы в мотострелковых, танковых, артиллерийских, парашютно-десантных и других войсках. В ходе судебно-медицинского исследования удается установить свойства повреждающих предметов и особенности механизма их образования. Сопоставление результатов экспертизы и обстоятельств происшествия позволяет определить причину возникновения травмы. Основные причины травматизма: нарушение правил техники безопасности, недостатки в организации занятий и работ, отсутствие или недостатки инструктажа, личная небрежность, самонадеянность или недисциплинированность пострадавшего.

В военное время различают боевой и небоевой травматизм. Боевой травматизм – повреждения, возникающие в период боевых действий от повреждающего действия различных видов боевого оружия. К ним относятся: огнестрельные повреждения, взрывная травма, термические ожоги, поражение боевыми отравляющими веществами и др. Боевая травма – предмет изучения патологической анатомии. Небоевой травматизм охватывает повреждения, возникающие в межбоевой период во время тактических и тактико-специальных занятий и других видов боевой подготовки, при обслуживании боевой техники, выполнении инженерных, саперно-технических, строительных, хозяйственных и других работ. Повреждения, полученные в небоевых условиях, изучают и оценивают в процессе судебно-медиципской экспертизы. К пебоевым травмам относят различного рода самоповреждения.

Детский травматизм

Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т. п. При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом.

Выделяют следующие виды детского травматизма: 1) бытовой; 2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный); 3) школьный; 4) спортивный; 5) прочий. К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в детских дошкольных учреждениях. Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (преимущественно у детей грудного возраста) и переломы. Довольно часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связочного аппарата локтевого сустава как следствие резкого потягивания ребенка за руку. Среди причин выделяют ушибы (30-35%), травмы при падении (22-20%), повреждения острыми предметами (18-20%), термическое воздействие (15-17%). Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором за детьми.

В нашей стране до сих пор не существует единой классификации детского травматизма. Многие специалисты предлагают классификацию на основе исследования причин травматизма у детей, называя 6 основных:

1. Беспечность взрослых - поведение человека, который предвидит, что может быть несчастье, но ошибочно считает, что оно не произойдет (до 45% всех случаев). В присутствии взрослых произошло 98,7% всех автотравм. В 78,9% случаев ребенок получил травму дома, причем в 44% случаев это произошло в присутствии родственников.23,4% всех случаев асфиксий бывает у детей в возрасте до года явно из-за беспечности взрослых: аспирация срыгнувшей пищей, прижатие грудного ребенка к телу взрослого во время сна в одной постели, закрытие дыхательных отверстий мягкими игрушками. Халатность взрослых - невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей (в среднем 8,5%).

2. Недисциплинированность детей (более 25% случаев).

3. Несчастные случаи - происшествия, вызванные факторами, находящимися вне человеческого контроля, или непредвиденные, в которых никто не виноват (например, удар молнии). К таким ситуациям относится не более 2% случаев.

4. Убийства (примерно 4,5%) - чаще страдают дети до года.

5. Убийства (примерно 4,5%) - чаще страдают у дети до года.

6. Прочие причины (10% случаев).

В 2014 г. за медицинской помощью по поводу травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин обратилось 10029342 взрослых пострадавших. Показатель травматизма составил 86,6 на 1000 взрослого населения. По сравнению с 2012 г. число травм, зарегистрированных среди взрослого населения, уменьшилось на 1,6%, а показатель травматизма снизился на 1,9%

Таблица 1. - Показатели травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин среди мужского и женского населения федеральных округов5

 

Показатели травматизма на 1000 соответствующего населения

Мужчины

Женщины

2012 г.

2014 г.

2012 г.

2014 г.

Российская Федерация

112,9

108,7

67,8

68,4

Центральный федеральный округ

97,6

95,2

61,4

62,3

Северо-Западный федеральный округ

122,0

115,7

77,2

78,2

Южный федеральный округ

 

93,8

 

76,4

Северо-Кавказский федеральный округ

 

72,4

 

43,5

Приволжский федеральный округ

129,9

123,8

75,6

75,1

Уральский федеральный округ

127,7

119,6

69,9

68,7

Сибирский федеральный округ

129,1

124,0

72,9

73,9

Дальневосточный федеральный округ

119,0

114,8

73,4

75,3

Наиболее высокие показатели травматизма среди мужского населения, превышающие среднероссийский показатель в 1,4-1,6 раза, отмечены в Кемеровской области (167,8%), Пермском крае (165,6%), Магаданской области (155,3%) и Иркутской области (148,8%). У женщин самые высокие уровни травматизма зарегистрированы в Санкт-Петербурге (99,4%), Пермском крае (99,2%), Кемеровской области (93,9%).

Вструктуре травматизма среди взрослого населения, как и в предыдущие годы, и мужчины, и женщины подавляющее большинство травм и других повреждений получают в быту. Бытовые травмы составили в структуре повреждений 69,9%. Второе место занимают уличные травмы, на их долю приходится 19,6%. Травмы, связанные с производственной деятельностью, занимающие третье место в структуре травматизма, составляют всего 4,1% (4,8% у мужчин и 3,1% у женщин).Четвертое место (3,8%) занимают прочие повреждения, которые не были классифицированы по видам травматизма. На транспортные и спортивные травмы, занимающие пятое и шестое место, приходится 1,9 и 1,1% соответственно. Структура травматизма по его видам практически не подвержена гендерному влиянию (таблица 2).

Таблица 2. - Структура травматизма среди взрослого населения Российской Федерации в 2014 г. (в %)6

 

производ.

бытовой

уличный

транспорт.

спортив.

прочий

итого

Мужчины

4,8

69,1

19,3

1,9

1,1

3,8

100,0

Женщины

3,1

70,9

20,0

1,8

0,5

3,7

100,0

Оба пола

4,1

69,9

19,6

1,8

0,9

3,7

100,0

В структуре травматизма, зарегистрированного в федеральных округах, повреждения, полученные в быту и на улице, также преобладали над всеми остальными травмами. Уровень бытового травматизма колебался от 80,6% (Южный федеральный округ) до 48,1% (Северо-Кавказский федеральный округ). Уличный травматизм был подвержен значительным колебаниям, составляя в общей структуре травматизма от 13,4% (Южный федеральный округ) до 37,8% (Северо-Кавказский федеральный округ). Третье место занимает производственный травматизм с колебаниями от 2,2% (Южный федеральный округ) до 5,8% (Сибирский федеральный округ). Уровень транспортного травматизма самым высоким был в Северо-Кавказском федеральном округе (4,0%). В Северо-Кавказском федеральном округе спортивный травматизм в 3,5 раза был выше, чем в среднем по стране (Таблица 3).

Таблица 3. - Структура травматизма среди взрослого населения федеральных округов по видам травматизма в 2014 г. (в %)7

 

производ.

бытовой

уличный

транспорт.

спортив.

прочий

итого

РФ

4,1

69,9

19,6

1,8

0,9

3,7

100,0

Центр. ФО

3,7

66,9

22,5

2,1

0,9

3,9

100,0

С-Зап. ФО

5,7

65,6

22,7

1,7

0,9

3,4

100,0

Юж. ФО

2,2

80,6

13,4

1,7

0,3

1,8

100,0

С-Кав. ФО

4,0

48,1

37,8

4,0

3,2

2,9

100,0

Прив. ФО

3,3

73,6

17,3

1,5

0,6

3,7

100,0

Урал. ФО

3,8

73,6

16,9

1,8

0,8

3,1

100,0

Сиб. ФО

5,8

71,3

16,3

1,7

1,0

3,9

100,0

Дал. ФО

4,6

62,7

21,9

1,5

1,0

8,3

100,0

Структура травматизма, связанного с производственной деятельностью, представлена в таблице 4.

Таблица 4. - Структура производственного травматизма среди взрослого населения федеральных округов в 2014 г. (в %)8

 

Производственный травматизм

в промышленности

в с/хозяйстве

транспортный

Прочие

Всего

РФ

53,4

4,2

5,9

36,5

100,0

Центр. ФО

47,4

3,6

8,5

40,5

100,0

С-Зап. ФО

57,2

1,5

3,4

37,9

100,0

Юж. ФО

61,4

6,3

6,9

25,4

100,0

С-Кав. ФО

35,3

17,4

11,4

35,9

100,0

Прив. ФО

58,5

5,5

5,1

30,9

100,0

Урал. ФО

56,1

2,9

4,4

36,6

100,0

Сиб. ФО

52,6

3,6

5,1

38,7

100,0

Дал. ФО

53,7

3,0

5,5

37,8

100,0

В среднем на долю травм в промышленном производстве приходится 53,4%, в Южном федеральном округе доля травматизме в промышленности была самой высокой и составила 61,4% всех производственных травм. Более трети пострадавших не были классифицированы по виду травматизма и были отнесены в разряд прочих (36,5%). Сельскохозяйственный травматизм составляет всего 4,2% в общей структуре производственного травматизма со значительными колебаниями от 1,5% (Центральный федеральный округ) до 17,4% (Северо-Кавказский федеральный округ). В Северо-Кавказском федеральном округе отмечен и наиболее высокий уровень транспортного травматизма, связанный с производственной деятельностью (17,4%), что в 4 раза выше чем в среднем по стране.

Характер повреждений в общей структуре травматизма отличается постоянством, и практически не зависит от показателя травматизма (табл. 5).

Таблица 5. - Структура травматизма среди взрослого населения федеральных округов по характеру повреждений в 2014 г. (в %)9

 

Пов. раны

Открытые раны

В/череп. травма

Перелом в/кон.

Перелом н/кон.

Вывихи

Отравл.

РФ

30,6

18,4

3,8

10,4

8,2

12,4

0,7

Центр. ФО

31,9

18,7

3,3

10,8

8,2

13,5

0,5

С-Зап. ФО

29,7

16,6

4,7

11,5

8,8

11,5

0,3

Юж. ФО

30,3

20,4

3,1

11,5

9,6

11,3

0,5

С-Кав. ФО

30,0

19,9

4,2

11,4

7,9

14,7

0,9

Прив. ФО

30,4

18,5

3,6

9,9

8,0

11,9

0,9

Урал. ФО

30,3

18,8

4,0

8,9

7,2

12,6

1,6

Сиб. ФО

30,3

17,7

3,8

9,8

7,8

12,4

0,5

Дал. ФО

28,3

16,9

5,0

10,2

8,2

12,2

0,9

Как уже говорилось, показатель травматизма у мужчин выше, чем у женщин и превышает последний почти в 1,5 раза. Травмы среди мужского населения отличаются большей тяжестью. У мужчин в 3 раза чаще регистрировались размозжения, травматические ампутации и травмы внутренних органов, почти в 2 раза чаще – внутричерепные травмы с переломами костей черепа, перелом позвоночника.

Более часто среди взрослого населения регистрируются ушибы, поверхностные травмы без повреждения кожных покровов, которые составляют 26,5% или 30,6% (таблица 6). Второе место в структуре травматизма по обращаемости населения за медицинской помощью занимают переломы костей, составляющие 18,6 случая на 1000 взрослого населения, или 21,5%.

Таблица 6. - Показатели травм и отравлений и других несчастных случаев среди взрослого населения в 2014 г.10

 

Показатели травм на 1000 соотв. населения

Мужчины

Женщины

Оба пола

Всего

108,7

68,4

86,6

Поверхностные травмы

31,4

22,4

26,5

Открытые раны, травмы сосудов

22,1

10,8

15,9

Перелом костей черепа

1,7

0,6

1,1

Травмы глаза и глазницы

2,4

0,8

1,5

Внутричерепные травмы

4,2

2,5

3,3

Перелом костей верхних конечностей

9,7

8,4

9,0

Перелом костей нижних конечностей

8,5

5,9

7,1

Перелом позвоночника

3,5

1,6

2,5

Вывихи, растяжения

12,4

9,4

10,8

Размозжение, раздавливание

0,7

0,2

0,4

Травмы внутренних органов

0,3

0,1

0,2

Ожоги

2,5

1,8

2,1

Отравления

0,8

0,5

0,6

Осложнения хир. и терап. вмешательств

0,1

0,1

0,1

Последствия травм, отравлений и др.

2,4

1,1

1,7

Прочие

5,7

2,2

3,8

Из числа всех переломов 86,6% локализовались на конечностях, в том числе на верхних – 38,2%. Третье место в структуре травматизма занимают открытые раны и травмы кровеносных сосудов – 15,9%, или 18,4% от общего числа всех зарегистрированных травм. Четвертое место среди зарегистрированных травм принадлежит вывихам, растяжениям травмам мышц и сухожилий. Показатель этого вида повреждений равнялся 10,8 на 1000 взрослого населения или 12,4%. Внутричерепным травмам (без переломов костей черепа) отводится пятое место, которые составляют 3,3% или 3,8%, а вместе с переломами черепа – 5,1%. Шестое ранговое место в структуре травматизма (2,4%) принадлежит ожогам, которые регистрировались в 2,1 случаев на 1000 взрослого населения. Прочие ранговые места в структуре травматизма занимают травмы глаза и глазницы (1,7%), размозжения (раздавливания) травматические ампутации (0,7%), травмы внутренних органов грудной и брюшной полости (0,2%), травмы нервов и спинного мозга (0,1%).

В 2014 г. за медицинской помощью по поводу травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин обратилось 3 001 726 пострадавших в возрасте от 0 до 17 лет включительно. Показатель травматизма у детей в возрасте 0-17 лет был равен 115,2% (таблица 7).

Таблица 7. - Распространенность травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин у детей (0-17 лет) в 2014 г.11

 

Показатель травматизма (на 1000 соответствующего населения)

Мальчики

Девочки

Оба пола

Российская Федерация

139,0

90,3

115,2

Центральный федеральный округ

151,2

99,3

126,0

Северо-Западный федеральный округ

157,3

109,0

133,8

Южный федеральный округ

122,0

77,8

100,5

Северо-Кавказский федеральный округ

103,1

57,1

80,4

Приволжский федеральный округ

152,2

99,2

126,4

Уральский федеральный округ

132,1

85,8

109,5

Сибирский федеральный округ

122,9

79,7

101,8

Дальневосточный федеральный округ

153,7

103,6

129,2

В 4-х федеральных округах (Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Дальневосточном) показатели травматизма, как у мальчиков, так и у девочек были выше, чем в среднем по стране.

Таблица 8. - Структура детского травматизма по характеру повреждений в 2014 г. (в %)12

 

Структура повреждений (в %)

Мальчики

Девочки

Оба пола

Всего

100,0

100,0

100,0

Поверхностные травмы

37,0

38,8

37,7

Открытые раны, травмы сосудов

17,9

15,6

17,0

Перелом костей черепа

0,9

0,6

0,8

Травмы глаза и глазницы

1,1

0,9

1,0

Внутричерепные травмы

3,5

3,9

3,6

Перелом костей верхних конечностей

14,4

11,7

13,4

Перелом костей нижних конечностей

5,8

5,1

5,6

Перелом позвоночника

0,8

1,0

0,9

Вывихи, растяжения

11,9

14,6

12,9

Размозжение, раздавливание

0,1

0,1

0,1

Травмы внутренних органов

0,1

0,1

0,1

Ожоги

2,4

2,7

2,5

Отравления

0,5

0,7

0,6

Осложнения хир. и терап. вмешательств

0,2

0,2

0,2

Последствия травм, отравлений и др.

0,9

0,8

0,8

Прочие

2,5

3,2

2,8

Среди травмированных детей преобладали мальчики, на долю которых пришлось 61,8% всех травм. Показатель травматизма у мальчиков составил 139,0%, у девочек – 90,3%.

Травмы и последствия других несчастных случаев у мальчиков отличались большей тяжестью. Они чаще получали открытые раны и травмы кровеносных сосудов, переломы костей черепа, травмы глаза и глазницы, переломы костей верхних и нижних конечностей (таблица 9).

Структура травматизма по месту получения травм характеризовалась, как у мальчиков, так и у девочек преобладанием бытовых и уличных повреждений (таблица 9). На долю повреждений, полученных в стенах дома, во дворе и на улице приходилось в среднем по стране свыше 80% всех травм, полученных детьми.

Таблица 9. - Структура детского травматизма по видам травматизма в Российской Федерации в 2014 г. (в %)13

 

Структура детского травматизма (в %)

Бытовые

Уличные

Транспорт.

Школьные

Спорт.

Прочие

Всего

Мальчики

49,8

33,3

1,0

6,6

5,1

4,2

100,0

Девочки

53,0

31,5

1,1

6,5

3,3

4,6

100,0

Оба пола

51,1

32,6

1,0

6,5

4,4

4,4

100,0

Таким образом, структура травматизма по его видам и характеру повреждений как у взрослых, так и у детей сохраняет свою картину на протяжении всего периода изучения и не зависит от показателя травматизма. Необходимо отметить значительное снижение доли производственных травм в общей структуре травматизма среди взрослого населения, что объясняется социально-экономическими изменениями, происходящими в стране. Сохраняются значительные колебания в показателях травматизма при сравнении показателей территориальных образований.

3. Первая помощь при переломах и вывихах

Перелом – это полное или частичное нарушение целости кости, возникшее при внешнем механическом воздействии.

Переломы могут быть закрытыми и открытыми (рис. 1). При закрытых переломах не нарушается целостность кожных покровов, при открытых – в месте перелома имеется рана. Наиболее опасны открытые переломы.

Основные признаки переломов: боль, припухлость, кровоподтек. ненормальная подвижность в месте перелома, нарушение функции конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны обломки костей.

Рис. 1. Закрытый перелом костей предплечья (а) и открытый перелом костей голени (б)

При открытом переломе края открытой раны (по ее окружности) обработайте так же, как и в случае ранения.

При переломе (открытом или закрытом) конечности исключите возможность ее движения. Неподвижность (иммобилизация) в месте перелома обеспечивают наложением специальных шин или подручными средствами путем фиксации двух близлежащих суставов (выше и ниже перелома). Предварительно шину следует выстелить ватой, мхом, тряпкой и т. п. Основные виды шин: металлические лестничные и сетчатые, фанерные, специальная деревянная Дигерихса (рис. 2). Подручными средствами для изготовления шин могут служить полоски фанеры, палки, тонкие доски, различные бытовые предметы, используя которые можно обеспечить неподвижность в месте перелома.

При переломе костей черепа пораженного укладывают на носилки животом вниз, под голову (лицо) подкладываюг мягкую подстилку с углублением или используют ватно-марлевый круг.

Поврежденные верхнюю и нижнюю челюсти фиксируют пращевидной повязкой, при этом голову поворачивают набок воизбежание западения языка, который может закрыть дыхательное горло и вызвать удушье.

Рис. 2. Иммобилизация при переломе бедра транспортной шиной Дитерихса

При переломах ключицы на область надплечий накладывают два ватно-марлевых кольца, которые связывают на спине, руку подвешивают на косынке.

При переломах ребер на грудную клетку в состоянии выдоха накладывают тугую бинтовую повязку или стягивают грудную клетку полотенцем и зашивают его.

При переломах костей таза пораженного укладывают на спину на твердый шит (фанеру, доски), под колени подкладывают скатанное пальто или одеяло, так, чтобы нижние конечности были полусогнуты в коленных суставах и слегка разведены в стороны.

При переломах позвоночника в грудном и поясничном отделах пострадавшего укладывают на твердый щит животом вниз, а при переломах в шейном отделе – на спину.

Главной опасностью при переломах может оказаться травматический шок, основной причиной которого являются болевые ощущения. Особенно часто развивается шок при открытых переломах с артериальным кровотечением.

Травматический шок – опасное для жизни осложнение тяжелых поражений, которое характеризуется расстройством деятельности центральной нервной системы, кровообращения, обмена веществ и других жизненно важных функций.

Причиной шока могут быть однократные или повторные тяжелые травмы. Особенно часто шок наступает при больших кровотечениях, в зимнее время – при охлаждении раненого.

В зависимости от времени появления признаков шока, он может быть первичным и вторичным.

Первичный шок появляется в момент нанесения травмы или вскоре после нее. Вторичный шок может возникать после оказания помощи пораженному вследствие небрежной его транспортировки.

В развитии травматического шока различают две фазы – возбуждение и торможение. Фаза возбуждения развивается сразу же после травмы как ответная реакция организма на сильнейшие болевые раздражители. При этом пораженный проявляет беспокойство, мечется от боли, кричит, просит о помощи. Эта фаза кратковременная (10-20 мин) и не всегда может быть обнаружена при оказании первой медицинской помощи. Вслед за ней наступает торможение: при полном сознании пораженный не просит о помощи, заторможен, безучастен к окружающему, все жизненно важные функции угнетены, тело холодное, лицо бледное, пульс слабый, дыхание едва заметное.

В зависимости от тяжести течения различают четыре степени травматического шока: легкую, средней тяжести, тяжелое шоковое состояние, крайне тяжелое шоковое состояние.

Основные виды профилактики шока: устранение или ослабление боли после получения травмы, остановка кровотечения, исключение переохлаждения, бережное выполнение приемов первой медицинской помощи и щадящая транспортировка. При оказании первой медицинской помощи пораженному в состоянии шока необходимо остановить опасное для жизни кровотечение, ввести шприц-тюбиком противоболевое средство, защитить от холода, при наличии переломов провести транспортную иммобилизацию.

В тех случаях, когда шприц-тюбик с противоболевым средством отсутствует, пораженному в состоянии шока, если нет проникающего ранения живота, можно дать алкоголь (вино, водку, разведенный спирт), горячий чай, кофе. Пораженного укрывают одеялом и как можно быстрее бережно на носилках транспортируют в медицинское учреждение.

Важно также помнить, что при наличии перелома кровоостанавливающий жгут можно накладывать на самые минимальные сроки.

Переломы не всегда легко распознать, поэтому в сомнительных случаях первую медицинскую помощь оказывают так же, как при переломах.

Основное правило оказание первой медицинской помощи при переломах – выполнение в первую очередь тех приемов, от которых зависит сохранение жизни пораженного: остановка артериального кровотечения, предупреждение травматического шока, а затем наложение стерильной повязки на рану и проведение иммобилизации табельными или подручными средствами.

Основная цель иммобилизации – достижение неподвижности костей в месте перелома. При этом уменьшаются боли, что способствует предупреждению травматического шока. Приемы проведения иммобилизации должны быть шалящими.

Способы и очередность выполнения приемов первой медицинской помощи при переломах определяется тяжестью и локализацией (местом) перелома, наличием кровотечения или шока. При наложении повязки на рану и проведении иммобилизации нельзя допустить смешения обломков костей и превращения закрытого перелома в открытый.

Вывихи – смещение суставной поверхности костей одна относительно другой.

Вывих характеризует припухлость, изменение конфигурации сустава, сильные боли при малейшем движении. Поэтому первая помощь при вывихе должна быть направлена, прежде всего, на уменьшение боли – холодные примочки и лсд на пострадавшее место, а при наличии – применение обезболивающих средств (анальгина, амидопирина). Затем следует зафиксировать конечность в том положении, которое она приняла после травмы и обратиться к врачу. Недопустимо «вправлять» вывих самостоятельно.

Заключение

В настоящее время травматизм является одной из самых актуальных медико - социальных проблем во всем мировом сообществе. В экономически развитых странах мира, среди причин смерти населения, травмы занимают третье место, а в России второе место, на котором до этого много лет были злокачественные новообразования.

Особую значимость проблема травматизма приобретает в связи с экономическим ущербом от потерь здоровья, так в структуре потерь трудового потенциала России вследствие преждевременной смерти, травмы и отравления составляют 41,4% от всех причин смерти трудоспособного населения.

Вывихи – стойкое ненормальное смещение суставных поверхностей по отношению друг к другу. Часто сопровождаются разрывом суставной сумки. Признаки – боль в суставе, усиливающаяся при попытках движения, вынужденное положение конечности и «пружинистая подвижность», т. е. при изменении положения конечности она возвращается в прежнее положение; укорочение или удлинение конечности, онемение ее (сдавливание нервных стволов), изменение формы сустава. Нередко вывих сопровождается переломом, разрывом связок, сосудов нервов.

Первая помощь – создание полной неподвижности в пострадавшем суставе теми же способами, что и при переломах, о чем речь пойдет несколько ниже. Для уменьшения нарастания отека в области сустава и отчасти для уменьшения болей в нем на поврежденный сустав можно положить холод.

Переломы – полное насильственное нарушение целости кости. Могут быть закрытыми и открытыми с разрывом кожи над ним. Первая помощь при переломах является началом их лечения, ибо она предупреждает такие осложнения, как коллапс, шок, кровотечение, раневую инфекцию.

Список литературы
  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Э.А. Арустамова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2014. – 572с.

  2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. О.Н. Русака. - СПб.: Лань, 2013. – 498с.

  3. Белова С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. – 2е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2011. – 430с.

  4. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. – М.: Прогресс, 2014. – 125с.

  5. Бруновт В.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Издательство МГУ, 2013. – 312с.

  6. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. – М.: Феникс, 2014. – 302с.

  7. Жеребцов А.В. Физкультура и труд. – М.: АЛГА, 2012. – 211с.

  8. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М: Прогресс, 2013. – 114с.

  9. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-приклад­ная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ. - М.: Спорт, 2012. – 592с.

  10. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. - М.: Высшая школа, 2015. – 212с.

  11. Коц Я. М. Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 2014. – 117с.

  12. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – Спб.: Новый мир, 2015. – 122с.

  13. Лещинский А.В. Берегите здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 2015. – 214с.

  14. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 2015. – 312с.

1 Бруновт В.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. – М., 2013. – С.162.

2 Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Э.А. Арустамова. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2014. – С.281.

3 Бруновт В.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. – М., 2013. – С.168.

4 Бруновт В.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. – М., 2013. – С.169.

5 Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – Спб., 2015. – С.64.

6Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – Спб., 2015. – С.66.

7 Там же – С.67

8 Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – Спб., 2015. – С.72.

9 Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – Спб., 2015. – С.75.

10 Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – Спб., 2015. – С.76.

11 Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – Спб., 2015. – С.77.

12 Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – Спб., 2015. – С.84.

13 Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – Спб., 2015. – С.89.

29

Просмотров работы: 1141