В настоящее время все большую популярность в образовательном процессе приобретает робототехника – прикладная наука, занимающаяся вопросами построения технических систем, функционально эквивалентных некоторым из важнейших систем человеческого организма [1]. В процессе разработки, программирования и тестирования роботов ученики приобретают важные навыки творческой и исследовательской работы; встречаются с ключевыми понятиями информатики, прикладной математики, физики, знакомятся с процессами исследования, планирования и решения возникающих задач; получают навыки пошагового решения проблем, выработки и проверки гипотез, анализа неожиданных результатов.
Интерес детей младшего школьного возраста к конструированию обусловлен увлекательностью и игровой формой этих занятий. Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет воспитанникам в форме познавательной игры получить знания в области естественных наук и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе.
Учение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес.
Занятия по робототехнике помогают учащимся в интеллектуальном и личностном развитии, способствует повышению их мотивации к учебе, увлекают интересными проектами.
В связи с новизной робототехники как образовательного направления, недостаточной разработанностью методических и учебных материалов, актуальным является разработка учебных программ по данному курсу.
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы [Error: Reference source not found]:
Титульный лист.
Пояснительную записку.
Учебно-тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Список литературы.
Содержание структурных элементов дополнительной образовательной программы представлено в табл. 1.
Таблица 1
Содержание структурных элементов дополнительной образовательной программы
Структурный элемент |
Содержание |
Титульный лист |
- наименование образовательного учреждения; - где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; - название дополнительной образовательной программы; - возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; - срок реализации дополнительной образовательной программы; - ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы; - название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; - год разработки дополнительной образовательной программы. |
Пояснительная записка |
- направленность дополнительной образовательной программы; - новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; - цель и задачи дополнительной образовательной программы; -отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; - возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; - сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); - формы и режим занятий; - ожидаемые результаты и способы определения их результативности; - формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.). |
Учебно-тематический план |
- перечень разделов, тем; - количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. |
Содержание изучаемого курса |
Краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий). |
Методическое обеспечение программы |
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); - рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов; -дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы. |
Подробнее остановимся на целевом и содержательном аспектах дополнительной образовательной программы по робототехнике «Конструкторское бюро».
Цель: создание условий для развития самостоятельной творческой деятельности учащихся в процессе проектирования, конструирования и соревнований LEGO-роботов.
Задачи:
формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и программирования LEGO-роботов.
развитие смекалки, изобретательности детей и их устойчивого интереса к поисковой творческой деятельности.
накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения в процессе технических игр и соревнований.
Занятия на данном уровне проводятся на базе конструкторов LEGO Экоград, LEGO Mindstorms NXT и Mindstorms EV3, учащиеся имеют возможности для выполнения естественнонаучных исследований и приобретения различных знаний в связанных между собой дисциплинах. Эти возможности они реализуют в процессе конструирования, сборки, программирования и тестирования LEGO-роботов [4].
Учебно-тематический план программы «Конструкторское бюро» представлен в табл. 2.
Таблица 2
Учебно-тематический план программы «Конструкторское бюро»
№ | Тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. |
Вводное занятие. Техника безопасности при работе. Правила поведения уч-ся |
2 |
1 |
1 |
2. |
Повторение. Детали конструктора LEGO Mindstorms NXT, его возможности. Интерфейс программы LEGO Mindstorms: основная и полная палитры. Простой бот |
4 |
1 |
3 |
3. |
Знакомство с программой ПервоРобот Экоград. Конструирование и программирование |
12 |
4 |
8 |
4. |
Расширение знаний о программе NXT-G |
48 |
12 |
36 |
5. |
Знакомство с конструктором и программой LEGO Mindstorms EV3 |
48 |
12 |
36 |
6. |
Подготовка к соревнованиям и соревнования роботов |
50 |
8 |
42 |
7. |
Творческие проекты |
50 |
10 |
40 |
8. |
Итоговое занятие |
2 |
0 |
2 |
Итого за год |
216 |
48 |
168 |
Содержание тем учебного курса
Тема 1.Вводное занятие (2 ч)
Программа, перспективы, задачи. Техника безопасности. Противопожарная безопасность. Правила поведения на улице, в здании, в кабинете. Предотвращение террористических актов.
Практическая работа: свободное конструирование.
Тема 2.Повторение (4 ч)
Детали конструктора LEGO Mindstorms NXT, его возможности. Интерфейс программы LEGO Mindstorms: основная и полная палитры. Простой бот. Работа с раздаточными материалами.
Практическая работа: конструирование простого бота с сервоприводами. Программирование в среде Mindstorms NXT. Соревнования в группах.
Тема 3. Знакомство с программой ПервоРобот Экоград (12 ч)
Что такое Экоград? Существует ли он на самом деле? Инновации в области экономии энергии, экологического жилья в мировой практике. Возобновляемые источники энергии.
Практическая работа: конструирование моделей Экограда, доработка базового модуля, работа с программами. Выполнение заданий по сборке топлива. Миссии «Закрыть дамбу», «Запуск ветровой турбины», «Сортировка отходов», «Установка новой дымовой трубы», «Установка солнечной панели», «Энергоснабжение Экограда».
Тема 4. Расширение знаний о программе NXT-G (48 ч)
Искусственный интеллект. Релейный регулятор, пропорциональный регулятор, движение по линии с двумя датчиками света, движение по датчику оборотов, выравнивание, движение вдоль стенки, инверсная линия, счетчик поворотов, защита от застреваний. Звуковой редактор и конвертер. Вложенные циклы. Вспомогательные алгоритмы. Датчик цвета. Курвиметр и одометр. Регистрация данных.
Практическая работа: конструирование и программирование моделей для выполнения заданий на полях. Задания «Засуха», «Траектория», «Пересеченная местность», «Лабиринт». Конструирование редукторов и манипуляторов. Задание «Стройка». Радиус, диаметр, вычисление длины окружности. Проект «Робот-калькулятор». Различение деталей по цвету. Проект «Сортировщик». Работа со звуковыми программами, запись голоса в блоке «Звук».
Тема 5. Знакомство с конструктором и программой LEGO Mindstorms EV3 (48 ч)
Основы работы с программным обеспечением блока EV3. Интерфейс программы LEGO Mindstorms EV3. Датчик касания. Датчик ультразвука. Датчик света. Движение по двум датчикам света. Перекресток. Датчик цвета. Знакомство с гироскопом. Эксперименты с регистрацией данных. Составление и доработка программ.
Практическая работа: конструирование и программирование моделей для выполнения заданий на полях.
Тема 6.Подготовка к соревнованиям и соревнования роботов (50 ч)
Биатлон. Танковый биатлон. Траектория. Траектория-противостояние. Лабиринт. Шагающие роботы. Сумо шагающих роботов. Кегельринг шагающих роботов. Футбол роботов. Соревнования на полях.
между объединениями Станции юных техников (4 раза в год);
городские (2 раза в год);
областные (2 раза в год);
в рамках проекта «Школа Росатома» (1 раз в год);
региональные в рамках международного конкурса роботов (1 раз в год).
Практическая работа: поиск информации в интернете, просмотр видео соревнований, конструирование модели, испытания, доработка, тренировки по сборке и программированию моделей. Участие в соревнованиях различных уровней, анализ ошибок.
Тема 7. Творческие проекты (50 ч)
Понятие проектирование, виды проекта, основные этапы создания проекта. Определение проблемы, выбор темы проекта. Поиск и обработка информации по выбранной теме.Анализ аналогов и прототипов. Конструирование и программирование модели. Эксперименты, опыты, наблюдения в ходе исследования модели.Работа по представлению результатов проекта в программе PowerPoint. Подготовка к защите, защита проекта
Практическая работа: Поиск информации о лего-проектах, описаний моделей, технологии сборки и программирования Лего-роботов. Проекты «Умный дом», «Тренажерный зал», «Бионическая модель», «Манипулятор», «Чертежная машина», «Сбор космического мусора», «Органайзер», «Домашний помощник», «Музыкальные инструменты», «Робот-художник», «Концепт-кар». Конструирование и программирование робота-танцора с мигающими лампочками.
Тема 8. Итоговое занятие (2 ч)
Практическая работа: подведение итогов работы объединения. Результаты, достижения, награждение, перспективы деятельности группы на следующий учебный год.
Таким образом, разработанная нами программа дополнительного образования «Конструкторское бюро» направлена на развитие творческих способностей и инженерных способностей обучающихся. Данная программа апробирована и используется в практике работы кабинета робототехники на базе «СЮТ» города Новоуральск.
Список литературы
Накано Э. Введение в робототехнику. – М.: Мир, 1988. – 344 с.
О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Письмо от 11 декабря 2006 г. N 06-1844. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=66841.
Санитарова, Н. Д. Проектирование интегративных образовательных программ педагогами дополнительного образования детей на основе акмеологического подхода: автореф. дис. к.п.н. / Санитарова Н. Д. – СПб., 2004.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010, 195 стр.