АВТОМАТИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ EXCEL - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ EXCEL

Рябых М.И. 1, Гребнева Д.М. 1
1ФГАОУ ВПО РГППУ (ф) в г.Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в системе оценивания школьной успешности особое значение приобретают качественные показатели деятельности обучающихся, такие как уровень сформированности универсальных учебных действий, взаимоотношение в коллективе, уровень интеллекта и др.

Методики оценивания качественных показателей учебной деятельности, как правило, весьма трудоемки. В связи с этим, актуальным становится использование информационных технологий. Рассмотрим применение электронных таблиц Excel для автоматизации диагностики креативного мышления обучающихся.

Остановимся на методике оценивания под названием «Выражение», где испытуемым необходимо придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Инструкция для испытуемого

Придумайте как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы).

Пожалуйста, используйте буквы только в таком порядке, не меняйте их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм».

А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.

Время выполнения субтеста – 5 минут.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.

1) Беглость – число придуманных предложений (n). 1 предложение – 1 балл.

Б = n (1)

2) Гибкость – число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело». 1 слово – 0,1 балла.

Г = 0,1 m (2)

Г – показатель гибкости, m – число слов, используемых один раз.

3) Оригинальность

Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек. Одно оригинальное предложение – 5 баллов.

Ор = 5 k (3)

Ор – показатель оригинальности, k – число оригинальных предложений.

Т3 = n + 0,1 m + 5 k (4)

Т3 – суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9-15 лет).

Обработка и результаты прохождения теста

В приложении MS Excel нами был разработан шаблон ввода результатов прохождения тестов (рис. 1).

Рис. 1. Шаблон для ввода результатов теста

В столбцы критериев развития креативного мышления «Беглость», «Гибкость» и«Оригинальность» соответственно были введены формулы (1), (2) и (3). Таким образом, педагогу достаточно ввести исходные данные n, m, k и результат рассчитывается автоматически.

Среднее число придуманных предложений – 4. Разброс предложений – от 0 до 9. Примеры часто приводимых предложений: «В Москве стоит кинотеатр», «В машине сидит кот».

Примеры оригинальных, грамматически верно построенных предложений: «В масленицу скворцы кричат», «Всегда можно солить картошку», «Воробей мешал сороке кричать», «Вода морская соленая, караул».

Итоговые результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты прохождения методики диагностики креативного мышления «Выражение»

Ученик Беглость Гибкость Оригинальность Суммарный показатель

З. Вячеслав

0

0

0

0

Б. Александр

9

3,6

15

27,6

М. Александра

4

1,6

10

15,6

Т. Никита

6

2,4

12

20,4

К. Дмитрий

6

2,4

12

20,4

Н. Юлия

4

1,6

10

15,6

Ц. Ольга

3

1,2

8

12,2

П. Ксения

1

0,4

5

6,4

Л. Анастасия

0

0

0

0

О. Егор

8

3,2

14

25,2

Т. Алена

6

2,4

12

20,4

Я. Максим

4

1,6

10

15,6

К. Дарья

3

1,2

8

12,2

П. Анна

2

0,8

7

9,8

О. Филипп

4

1,6

10

15,6

Ч. Ксения

1

0,4

5

6,4

М. Мария

3

1,2

8

12,2

С. Артем

2

0,8

7

9,8

Ю. Анатолий

3

1,2

8

12,2

М. Лейла

4

1,6

10

15,6

С. Екатерина

5

2

11

18

Ш. Аня

3

1,2

8

12,2

Л. Кристина

3

1,2

8

12,2

Ли. Анастасия

4

1,6

10

15,6

С. Александр

3

1,2

8

12,2

По данным из таблицы также автоматически строится диаграмма для наглядного представления данных (рис. 2).

Рис. 2. Результаты прохождения методики диагностики креативного мышления «Выражение»

Список литературы

1. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997.

Просмотров работы: 599