Для оценки конкурентоспособности товара, необходимо, прежде всего, получить полную и достоверную информацию о тех рынках-конкурентах, где уже реализуется подобный товар. Так же, необходим анализ рынков. Особенно серьезно стоит отнестись к оценке потребностей, которым потребляемый товар может не соответствовать, и к выявлению отрицательных и положительных свойств товара, которые отмечают потребители. Конечным итогом служит вопрос, соответствует ли производимый товар всем требованиям конечных потребителей, его техническому уровню, а так же как оценивается конкурентоспособность в результате полного исследования рынка.
Взаимосвязь понятий конкурентоспособности и качества товара очевидна: высокое качество товара повышает конкурентоспособность, а низкое качество снижает данный показатель. Только необходимо четко понимать значение слова «качество товара».
Качественный товар не означает « самый лучший на рынке». Качественный товар — продукт, который лучше всего соответствует потребностям целевого рынка. Для одного потребителя «качественный товар» может означать «самый быстрый», а для другого «самый дешевый» [1].
Способы повышения конкурентоспособности предприятия напрямую зависят от фазы жизненного цикла товара: чем моложе товар, тем выше уровень конкурентоспособности, который он может достичь.
Существует несколько путей повышения конкурентоспособности предприятия:
Использование нововведений.
Модификация товаров.
Выпуск продукции такого качества, которое бы отвечало государственным и мировым стандартам.
Использование высококачественного сырья и материалов.
Постоянное обучение кадров.
Маркетинговые исследования рынка
Регистрация собственного товарного знака и использование фирменных марочных изделий [2].
Пользуясь этими правилами, предприятие сможет не только повысить свою конкурентоспособность, но и укрепить свою финансовую устойчивость.
Своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации, является своевременным путем повышения конкурентоспособности предприятия. При умелой организации сервис является решающим фактором, так как цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве.
С каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора, и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии необходимы аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта могут кардинально изменить конкурентоспособность товара и оптимизировать рентабельность сбытовой деятельности.
В результате оценки конкурентоспособности товаров можно выделить следующие пути повышения конкурентоспособности [3]:
- изменение состава, а так же используемых материалов (сырья, полуфабрикатов);
- изменение цен на товар, на услуги, на обслуживание и ремонт;
- изменение системы контроля качества изобретения, упаковки, транспортировки, монтажа и хранения;
- изменение способов стимулирования потенциальных поставщиков;
- изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
- изменение последовательности проектирования;
- изменение размера вложений в разработку, производство, а так же сбыт;
Таким образом можно сделать вывод, что стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии повышение конкурентоспособности фирмы и её товара. А так же, что выбор стратегии управления конкурентоспособностью зависит от конкретных условий и возможностей предприятия.
Литература
5 законов конкурентоспособности продукта [Электронный ресурс]. - POWERBRANDING.RU: сайт. - Режим доступа: http://powerbranding.ru
Пути повышения конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс]. – Научный журнал «Молодой учетный». - Режим доступа: http://www.moluch.ru
Гаврилова, З. В. Повышение конкурентоспособности на основе брендинга. – Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2011 – 23 с.