Автор произведения науки, литературы и искусства, обладая личными неимущественными правами, также имеет право на исключительные права. При этом физические лица могут обладать только неимущественными правами. Главной задачей здесь становится охрана и установление автора как лица создавшего произведение. Исключительные права, они же имущественные, могут принадлежать как физическим лицам, так и юридическим. Они способствуют получению прибыли, которая связана с нарушением как исключительных, так и личных неимущественных прав и получении доходов.
Объекты области культуры и искусства включают все печатные произведения, сценарии, музыкальные и видео произведения, пантомимы и другие. При этом авторские права могут распространяться на часть произведения, его название, персонажей произведения, если они по своему характеру могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора, а также отвечают определенным требованиям.
Авторские права подразумевают совершение неких действий самим автором и запрещение их совершение другим лицам. Но запрет на совершение действий возможен в том случае, если с другим субъектом авторского права, которому предъявляется запрет, не были заключены такие договоры как:
- лицензионный договор;
- договор об отчуждении исключительных прав на произведение;
- договор авторского заказа.
При нарушении этих запретов нарушаются авторские права. Под нарушением авторских прав подразумевается ряд действий субъекта гражданского права, которые выражаются в несоблюдении личных неимущественных и исключительных прав на произведение литературы, искусства, кинематографа и т.д.
Правонарушение авторского права делится на 2 типа:
Нарушение исключительных прав, состоящее в использовании произведения без разрешения автора с целью получения прибыли.
Нарушение личных неимущественных прав, которое сводится к тому, что третье лицо утверждает, что он является автором произведения и заключает договоры от своего имени как автор произведения.
Экспертами уже давно замечено то, что в основе законодательного отнесения произведений к областям науки, искусства либо литературы лежит не законный, а общекультурный филогенетический аспект. И, несмотря на то, правовые режимы произведений с подобными видовыми особенностями обладают установленными характерными чертами с собственными значимыми юридическими отличиями, всё же основной задачей считается формальная неопределённость границ, в первую очередь между наукой и искусством в их соотношении с литературой.
При этом материальный носитель произведений культуры и искусств может быть в письменном виде (информация зафиксирована в виде текстовой записи на бумаге), устном (запись голоса), звукозапись (информация, которая фиксируется в аналоговой или цифровой форме) и др.
С правовой точки зрения важно, чтобы произведение, охраняемое авторским правом, было результатом творческой деятельности автора, а не механическим воспроизведением текста по заданному проекту, который повлек бы за собой неизбежное и инвариантное получение одного и того же итога различным исполнителем.
Особенную роль с юридической точки зрения при дальнейшем применении творений культуры и искусства обретает вероятность обработки уникального авторского произведения, к примеру, с целью перевода с одного языка на другой, адаптации текста в контексте заданного заказчиком формата при написании предметных трудов и др.
Редакторская правка юридически затрагивает личное неимущественное право автора на неприкосновенность произведения и потому требует его согласия. При этом с учётом цели и объёма редакторской правки переработка произведения в целом, как правило, не происходит.
Создание нового произведения на основе обезличенных и абстрактных идей, позаимствованных из охраняемых авторским правом произведений, не затрагивает авторских прав на оригинал и соответственно не требует согласия правообладателя оригинала.
Литература
Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ - Часть 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
Артамонов, Д. С. Процессуальное значение доказательств, используемых в спорах, связанных с авторским правом [Текст] / Д. С. Артамонов // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 479-482.
Жуков, Е. А. Охрана авторский прав на произведения литературы [Текст] / Е. А. Жуков // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2013. - №3. – С.97-100
Калятин, В. О Интеллектуальная собственность (Исключительные права) [Текст] / В. О. Калятин. - М. : Инфра-М, 2000. - 459 с.
Кашанин, А. В. Развитие механизма демаркации в авторском праве континентальной Европы [Текст] / А. В. Кашанин // Вестник гражданского права. -2011. - № 3. - Т. 11. - С. 91-94
Кашанин, А. В. Развитие учения о форме и содержании произведения в доктрине авторского права [Текст] / А. В. Кашанин // Вестник гражданского права. - 2010. - № 2. - Т. 10. - С. 94-97
Ковалева, Я. А. Охраняемые элементы произведения: часть произведения, наименование, персонаж [Текст] / Я. А. Ковалева // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 331-334
Малиновская, И. Н. Понятие и виды нарушения авторских прав на базу данных [Текст] / И. Н. Малиновская // Проблемы законности. – 2012. - №120. – С.1-5
Право интеллектуальной собственности / под ред. И. А. Близнеца. - М., 2010. – 960 с.
Тараненко, Л. О. Дипломная работа выпускника вуза как объект авторского права [Текст] / Л. О. Тараненко // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 883-885