Оценку эффективности управленческих решений на стадиях разработки и принятия осуществляют с использованием количественных и качественных показателей.
К качественным показателям эффективности разработки управленческих решений можно отнести:
− своевременное предоставление плана решения;
− уровень научной аргументированности решения, различные варианты расчетов, численность людей, занятых в разработке решения;
− опыт отечественных и зарубежных специалистов [2].
Процесс количественной оценки эффективности управленческих решений на стадии разработки и принятия осложняется в связи со своеобразными особенностями управленческого труда, которые заключены в следующем:
− управленческий труд, особенно на стадии разработки и принятия решений - большей частью творческий, то есть с трудом подчиняется оценке и учету;
− реализация решения связана с некоторыми социально – психологическими результатами, количественное выражение которых сложнее определить, чем экономических;
− временной фактор также затрудняет оценку эффективности управленческих решений, так как их внедрение может быть как оперативным по времени, так и достаточно длительным;
− затруднено и количественное выражение характеристик качества самих решений как основной предпосылки их эффективности, а также действий и взаимодействий отдельных работников [1].
В связи с этим на стадии разработки и принятия управленческого решения можно дать только ориентировочную оценку его эффективности. Только если решение реализовано последовательно и в срок, его можно назвать эффективным управленческим решением. Никитская Е.Ф. считает, что эффективность управленческого решения зависит как от качества самого решения, так и от качества его осуществления [3].
Понятие эффективности управленческого решения невозможно рассмотреть обособленно от его реализации.
По мнению А.П. Гарина, К.Н. Далидовича и Е.В. Романовской для обеспечения эффективной реализации управленческих решений рационально следовать следующим принципам:
− изменения проводить в соответствии с разработанной стратегией их осуществления;
− процесс преобразований должен проходить постепенно для обеспечения размеренного перехода от старого к новому, чтобы иметь запас времени для обнаружения и, при необходимости, реализации вынужденных корректировок;
− учитывать отношение персонала к нововведениям, прислушиваться к их мнению по этому поводу, а также объяснять необходимость и важность внедрения изменений;
− проводить политику партнерства с сотрудниками фирмы, основанную на информированности, поощрении инициативы и творчества, формировании благоприятного климата и пр. [4].
Литература
1. Прохоров, Ю. К., Фролов В. В. Управленческие решения [Текст] : учебное пособие / Ю.К. Прохоров. – Санкт – Петербург : СПбГУ ИТМО, 2014.- 138 с.
2. Асаул, А. Н. Теория и практика принятия управленческих решений по выходу организаций из кризиса [Электронный ресурс]. - AUP.RU: Административно-управленческий портал: сайт. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m8/2_3.htm
3. Никитинская, Е. Ф. Оценка эффективности организационно – управленческих инноваций как результата внедрения системы электронного документооборота / Е. Ф. Никитская, Г. Г. Гаранина [Электронный ресурс]. - Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - Том 7. - №2 (март - апрель 2015). – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/86EVN215.pdf
4. Гарин, А. П. Особенности принятия управленческих решений на предприятии / А. П. Гарин, К. Н. Далидович, Е. В. Романовская [Электронный ресурс]. – Электронный журнал «Вестник Мининского университета». - №3. – 2015. – Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/osobennosti-protsessa-prinyatiya-upravlencheskikh-/