БРЕТТОН-ВУДСКАЯ СИСТЕМА КАК ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП НА НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

БРЕТТОН-ВУДСКАЯ СИСТЕМА КАК ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП НА НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В июле 1944 года, делегаты из 44 союзных стран собрались на горном курорте в Бреттон-Вудсе, Нью-Хэмптон, чтобы обсудить новую международную валютную систему. В надежде создать систему для облегчения международной торговли, защищавшей автономные политические цели отдельных государств. Она должна была стать лучшей альтернативой для межвоенной денежной системы, которая вероятно привела к Великой депрессии и Второй мировой войне.

В дискуссии доминировали две великие экономические державы того времени, США и Великобритания. Но эти страны были далеки от единства в своих интересах: Британия выходит из войны в качестве основного должника, а США готова взять на себя роль великого кредитора в мире. США, желая открыть мировой рынок экспорта, в лице Гарри Декстера Уайта, ставит приоритет на облегчение свободной торговли через стабильность фиксированных валютных ресурсов. Великобритания, в лице Джона Мейнарда Кейнса, желающая свободно вести автономные политические цели, стремилась к большей гибкости обменного курса, в целях улучшения платежного баланса ценных бумаг.

Компромисс был найден - неподвижные, но регулируемые ставки. Страны-члены Бреттон-Вудской системы будут привязывать свои валюты к доллару США, а также и весь остальной мир, США в свою очередь привяжет курс доллара к золоту, по цене $35 за унцию. Страны-члены будут покупать или продавать доллары для того, чтобы уложиться в диапазоне 1% фиксированной ставки, и могут отрегулировать эту ставку только в случае "фундаментального неравновесия" платежного баланса.

Для того, чтобы обеспечить соответствие с новыми правилами, были созданы два международных института: Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР, позже известный как Всемирный банк). Новые правила были изложены в статьях Соглашения МВФ. Дальнейшие положения статей предусматривают, что ограничения счета текущих операций будет отменено в то время, как контроль над движением капитала будет разрешен, чтобы избежать дестабилизирующих потоков капитала.

Соглашению не удалось применить эффективные санкции на хронический дефицит платежного баланса стран, краткое определение "фундаментальной нестабильности", и новую международную валюту (предложение Джона М. Кейнса), чтобы увеличить запасы золота в качестве дополнительного источника ликвидности. Более того, в течении 15 лет не был окончательным график внедрения новых правил, прежде чем система стала работать на полную мощность. К этому времени система уже демонстрировала признаки нестабильности.

В то время как США настаивает на немедленной реализации положений Соглашения, плохие экономические условия в большинстве стран послевоенного мира привели исправление платежного баланса ценных бумаг к режиму фиксированного обменного курса, неуправляемого без текущего счета валютного контроля и внешних источников финансирования. Без созданной международной валюты, для обеспечения дополнительной ликвидности, и учитывая ограниченные возможности кредита МВФ и МБРР, вскоре стало очевидно, что США, посредством постепенного внедрения конвертации текущего счета, должна стать внешним источником финансирования остальной части мира.

С 1945 по 1950 годы в США средний годовой избыток торговли составил $ 3,5 млрд. В отличие от этого, по 1947 год европейские нации страдали хроническим дефицитом платежного баланса, что привело к быстрому истощению их долларовых резервов и золота. Вместо того, чтобы рассматривать эту ситуацию благоприятной, правительство США поняли, что это серьезно угрожает способностям Европы быть непрерывным и жизненно важным рынком для американского экспорта.

В этом контексте, США вводят $13 млрд. финансирования в Европе в рамках Плана Маршалла в 1948 году, и около двух десяткам стран, под руководством Великобритании, разрешается девальвировать свои валюты по отношению к доллару в 1949 году. Эти шаги помогли смягчить нехватку доллара и восстановили равновесие конкурентным путем уменьшения сальдо торгового баланса США.

План Маршалла и более конкурентоспособные выровненные курсы обмена валют ослабили давление на европейские нации, пытающиеся возродить свою военную экономику, что позволило им испытывать быстрый рост и восстановление их конкурентоспособности по отношению к управлению США по валютному контролю, с полным достижением конвертируемости текущего счета к концу 1958 году. Однако, в это время, экспансионистская денежно-кредитная политика США, которая увеличила запасы долларов, вместе с увеличением конкурентоспособности других стран-членов соглашения, изменила ситуацию платежного баланса. США избежала хронического дефицита платежного баланса в 1950-е годы, и получила дефицит текущего счета в 1959 году.

Истощение золотых запасов США, сопровождающиеся их дефицитом, оставаясь скромными из-за желания других наций перевести некоторые из своих резервов в долларовые активы, а не золото, все больше угрожает стабильности системы. Исчезающий излишек на текущем счете США в 1959 году и первые превышения Федерального Резерва своих денежных запасов золота в 1960 году, вызвали опасения потенциальных перспектив у стран золотого питания.

С ростом доллара над золотом, превысив фактические запасы золота, появились опасения, что официальный курс доллара $35 за унцию сильно переоценен. США опасалась, что ситуация может создать арбитражную возможность, в результате которой, страны-члены смогут увеличить свои долларовые активы на золото по официальному курсу паритета, а затем продать золото на лондонском рынке по более высокой ставке, вследствие, истощение запасов золота США и угроза одному из отличительных черт Бреттон-Вудской системы.

В то время страны-члены имели индивидуальные стимулы, чтобы воспользоваться такой арбитражной возможностью, но также был и коллективный интерес сохранить систему. Они боялись, что США девальвирует доллар, что сделает их активы менее ценными. Чтобы развеять эти опасения, кандидат в президенты Джон Ф. Кеннеди был вынужден выступить с заявлением в конце 1960 года, что если он победит на выборах, то не будет пытаться девальвировать доллар.

При отсутствии девальвации, США необходимо предпринять согласованные усилия со стороны других наций, чтобы переоценить свои собственные валюты. Несмотря на призыв в скоординированной переоценки, чтобы восстановить баланс в системе, страны-члены не стремились к переоценки, не желая терять свою собственную конкурентоспособность. Вместо этого, были реализованы другие меры, в том числе увеличение объема кредитования в 1961 году и формирование "Золотого пула" по ряду европейских стран.

«Золотой пул» собрал золотые запасы ряда европейских стран для того, чтобы сохранить рыночную цену золота из-за роста значительно выше официального соотношения. Если между 1962 и 1965 годами новых запасов из Южной Африки и Советского Союза было достаточно, чтобы компенсировать растущий спрос на золото, то с 1966 по 1968 спрос начал стремительно опережать предложение. После решения Франции покинуть "Золотой пул" в 1967 году, пул рухнул на следующий год, когда рыночная цена на золото в Лондоне взлетела, отстраняясь от официальной цены.

Еще одна попытка спасти систему, пришла с введением международной валюты, подобной той, что предложил Кейнс в 1940 году. Она будет выпускаться МВФ, и доллар будет применяться как международный резерв валюты. Но серьезные обсуждения этой новой валюты, получившей название "Специальные права заимствования" (SDR), начались только в 1964 году, и первый выпуск валюты откладывался до 1970 года, но уже было слишком поздно.

К моменту первого выпуска СПЗ, все иностранные задолженности США были в четыре раза больше денежных запасов золота США, и несмотря на сокращение сальдо торгового баланса в 1968-1969 годах, возвращение к дефициту было достаточным, чтобы инициировать спрос на золотые резервы США. Из-за утечки информации, что Франция намеревается перевести свои долларовые активы в золото, и просьбы Великобритании обменять $ 750 млн. на золото летом 1971 года, президент Ричард Никсон закрыл золотое окно.

В заключительной попытке сохранить систему, состоялись переговоры во второй половине 1971 года, что привело к Смитсоновскому соглашению, по которому группа из десяти стран согласилась ревальвировать свои валюты, для того, чтобы достичь девальвации доллара в 7,9%. Но, не смотря на эти переоценки, другой спрос на доллар произошел в 1973 году, создав инфляционные потоки капитала из США в Группу десяти. Искусственная поддержка цен была приостановлена, позволяя валюте плавать, что привело к окончательному концу фиксированных, но регулируемых ставок Бреттон-Вудской системы.

Далекие, от начала периода международного сотрудничества и глобального порядка, годы Бреттон-Вудского соглашения показали присущие трудности в попытке создать и поддерживать международный порядок, за которым последовала свободная и беспрепятственная торговля, а также позволила нациям проводить политику автономных целей. Порядок золотого стандарта и фиксированных валютных курсов оказался очень важным для быстро растущих экономик на различных уровнях конкурентоспособности. С демонетизацией золота и перехода на плавающие валюты, Бреттон-Вудскую эру следует рассматривать, как переходный этап от дисциплинарного международного денежного строя на один из существенно более гибких экономических строев.

Просмотров работы: 733