РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Период, в течение которого Россия состоит в международных экономических отношениях, насчитывает не один десяток лет. Однако роль большинства субъектов общества в участии и управлении ВЭД менялась в зависимости от господствующей в стране социально-политической и экономической системы. Сегодня в России в геометрической прогрессии возрастает значимость открытости и интеграции в мировое хозяйство.

Материальной формой внешнеэкономических отношений является внешнеэкономическая деятельность. Внешнеэкономическая деятельность являет собой совокупность оперативно-коммерческих, производственно-хозяйственных, и организационно-экономических функций экспортоориентированных организаций с учётом подобранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

ВЭД относится к рыночной среде и основывается на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством. Также отличием ВЭД считается правовая автономность и экономическая и юридическая независимость от отраслевой ведомственной опеки.

Стремление российских предприятий и организаций к освобождению от жесткого государственного контроля над проведением внешнеторговых операций объясняет необоснованно заниженный по значению механизм государственного регулирования и контроля. Данное обстоятельство спровоцировало неминуемое падение конкурентных позиций достаточно большого количества статей российского экспорта, поскольку в настоящее время на мировых рынках развивается конкуренция поставщиков отдельных стран, поддерживаемая и подкрепляемая силой и мощью правительственных органов и ассоциаций. Исследования зарубежного опыта в этой сфере наводят на следующее заключение: роль государства в организации и регулировании внешнеэкономической деятельности крайне велика, особенно в периоды экономических кризисов и иных трудностей.

Система государственного регулирования ВЭД содержит массу составляющих, в числе которых можно отметить законодательно-правовую базу, квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок, сертификацию импортных товаров, обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров, таможенное и валютное регулирование.

Основные цели госрегулирования внешнеэкономической деятельности заключаются в следующем:

- содействие повышению производительности труда и качества национального продукта посредством приобретения лицензий и патентов, использования новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

- создание для российских предпринимателей благоприятствующих условий доступа на мировые рынки путём оказания государственного, организационного, финансового или же информационного содействия;

- защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

- создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями [3].

Какие же существуют методы регулирования ВЭД?

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. №164-ФЗ (редакция от 06.12.2011 г.), государственное регулирование ВЭД производится соответственно с международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ при помощи:

- таможенно-тарифного регулирования;

- нетарифного регулирования;

- запретов и ограничений внешней торговли;

- предусмотренных ФЗ мер административного и экономического характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности.

Другие методы регулирования внешнеэкономической деятельности не допускаются [1].

При таможенно-тарифном регулировании используются следующие виды пошлин:

1) адвалорная таможенная пошлина начисляется в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфическая пошлина взимается в зависимости от количества товара;

3) комбинированная пошлина - сочетает два предыдущих вида таможенных пошлин;

Основными функциями таможенных пошлин являются:

1. Протекционистская функция, связанная с повышением цены импортного товара на внутреннем рынке, посредством взимаемой пошлины. Эти действия снижают конкурентоспособность импортных товаров, и, соответственно, защищают национального производителя.

2. Фискальная функция обеспечивает поступление денежных средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

3. Балансировочная функция применяется в отношении экспортируемых товаров. Целью данной функции - предотвращение нежелательного экспорта товаров, в частности в том случае, если цены на них на внутреннем рынке ниже мировых [2].

Вторая группа методов - нетарифное регулирование ВЭД. Генеральным соглашением о тарифах и торговле была разработана следующая классификация:

1. Финансовые способы ограничения. Заложены в механизме платежей в форме различных сборов, которые покрывают государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счёт зарубежных поставщиков.

2. Экспортная субсидия.

3. Квотирование и лицензирование, то есть количественное ограничение импорта/экспорта.

4. Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);

5. Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России осуществляется, основываясь на следующих принципах:

- количественные ограничения импорта и экспорта применяются в исключительных случаях для обеспечения национальных интересов страны или для исполнения международных обязательств РФ;

- импортные товары, которые ввозятся на территорию РФ обязаны соответствовать установленным техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям;

- под особую систему экспортного контроля, в целях защиты национальных интересов РФ, попадает вооружение, военная техника и товары двойного назначения;

- на некоторые группы товаров экспорта/импорта может устанавливаться государственная монополия;

- приграничная торговля и свободная экономическая зона - это особые режимы осуществления определённых видов внешней торговли;

- в обязательном порядке соблюдается равенство участников ВЭД, государством осуществляется их защита.

На сегодняшний день в сфере ВЭД перед Россией стоит несколько проблем:

а) неблагоприятная позиция РФ в международном разделении труда;

б) неконкурентоспособность России на фоне других стран мира по условиям ведения бизнеса;

в) осуществляемые государством протекционистские меры зачастую консервируют отсталость российских отраслей. Чувствуя подобную государственную поддержку, эти отрасли не стремятся к развитию и росту, ибо и без этого они получают вполне приличную прибыль (очевидный пример - российская автомобильная промышленность);

г) мировой финансовый кризис, возможные последствия которого крайне неблагоприятны (банкротство российских компаний/банков, спад экономического роста, сокращение объёмов инвестиций в экономику страны) [2].

Основываясь на выше перечисленном, можно прийти к выводу, что во внешнеэкономической деятельности России необходимы серьёзные перемены.

Литература

1. Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.11.2003 г. Одобрен Советом Федерации 26.11.2003 г. / Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru

2. Экономика таможенного дела [Текст] : учебник / Е. Л. Андрейчук, В. Ю. Дианова, В. П. Смирнов. – Владивосток: ВФ РТА, 2006. – 304 с.

3. Государственное регулирование экономики / И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский, С. М.Сотников. – Издательство Воронежского государственного университета, 2008. – 240 с.

Просмотров работы: 2469