Актуальность темы вытекает из гуманистической парадигмы современной педагогики, нацеленной на формирование личности, способной выжить в сложных социальных условиях и найти свое место в жизни, не потеряв человеческого достоинства, не нарушая прав и свобод человека. Проблема духовно – нравственного развития и воспитания детей была актуальна всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Бороться с этим нехорошим воздействием необходимо всем, особенно тем, которые имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение - учителям, психологам, воспитателям. Нравственные нормы общественной жизни должны найти свое воплощение в опыте растущего человека уже с ранних лет.
Изучением духовно – нравственного развития и воспитания детей с ранних лет, занимались А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. В их трудах описаны понятия воспитания и развития нравственной личности, и методы нравственного воспитания детей. Школа является главным центром воспитания младших школьников. Поэтому перед образовательной школой ставится задача подготовить гражданина, который сможет сам оценить происходящее и который будет обладать не только знаниями, но и эстетическими чертами личности. С воспитанием младшего школьника, тесно связан учебный процесс. Как нам известно, содержание образования в школах, увеличилось и усложнилось, так воспитание играет важную роль в обучении младших школьников. При выполнении поручений по учебе, у младшего школьника формируются нравственные знания и складываются нравственные отношения с окружающими. Учебный процесс формирует у детей знания, а также ребенок может решать умственные и нравственные задачи. Социальные условия и биологические факторы, воздействуют на развитие младшего школьника, но так как младший школьник обучается в школе, главную роль играют педагогические условия.
Вышеизложенное доказывает, что проблема духовно–нравственного развития и воспитания младших школьников требует тщательного рассмотрения и исследования для выявления особенностей духовно –нравственного развития и воспитания детей в учебной деятельности. Это и обуславливает необходимость и актуальность данного исследования.
Проблема нашего исследования, узнать каковы педагогические условия духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников?
Объект – учебно-воспитательный процесс.
Предмет – педагогические условия духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников.
Цель – выявить педагогические условия духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников.
Задачи:
- изучить проблему духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников в учебной деятельности;
- изучить условия воспитания младших школьников в учебной деятельности;
- провести экспериментальное исследование и провести анализ полученных результатов;
Гипотеза: если в работе с младшими школьниками будут использоваться методы и приемы обучения, воздействующие на личность младшего школьника, то духовно – нравственное воспитание и развитие младшего школьника будет успешным.
Обоснование выбранных задач
Методы исследования:
-наблюдение за деятельностью младших школьников, беседа, анкетирование.
- опытно экспериментальная работа направленная на духовно –нравственное развитие и воспитание младшего школьника.
Работа состоит из введения, основной части из двух разделов, заключения и списка литературы, приложения.
Глава 1. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников
Сущность духовно - нравственного воспитания младших школьников
Тема о духовно – нравственном развитии и воспитании интересовали людей с давних времен. В педагогике эта тема не осталась без интереса. Духовно – нравственное воспитание и развитие детей, является ключевым вопросом в школе. А образование и воспитание являются главными чертами человека, от которого зависит не только его будущее, но и будущего всех людей. Поэтому не только в семье возникает воспитание и развитие ребенка, а также и в школе. Младший школьник живет в сфере, где множество факторов действует на него, как с позитивной стороны, так и с негативной. Поэтому учитель начальных классов становится главным воспитателем детей, и именно он обязан воспитать хорошего, высоконравственного, ответственного, правильного гражданина, открыть его внутренний мир, сформировать его не только духовно, а также сформировать с нравственной стороны. Под духовно-нравственным воспитанием понимается умение человека сознательно проявлять отношение к себе, а также к другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов. Чтобы понять суть духовно - нравственного воспитания рассмотрим подробнее.
Само слово «духовность» рассматривается как часть слова от слова дух, которое в свой черед, выражается как мнение, обозначающее невещественное начало, в различие к природному материальному. Временами под духом понимается сознание и мышление, а иногда дух выступает как синоним воли, чувства, воображения, интуиции. Также большинство философов рассматривают духовность как значимую характеристику сознания и как продукт деятельности человека в обществе. Считается, что духовность это существование у человека разных эстетических и познавательных потребностей. Но духовность не может быть внесена в рамки деятельностной сферы, т.к. духовность не исчерпывается этой сферой, так, же как и история человечества не исчерпывается написанной историей. Духовность можно определить, как состояние расширения сознания. Духовное сознание - это движущееся самосознание.
Таким образом, духовность - такая деятельность сознания, которая ориентирована на его бесконечность и целостность. Духовность рассматривается как сопереживание человеком единства его наружного и внутреннего бытия, а также установление гармонии внешнего и внутреннего. Духовность – проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней собираются проблемы, касающиеся высшего уровня духовного освоения мира человеком. Духовное развитие представляет собой постепенное восхождение и постижение высших ценностей. Процесс духовного развития есть в то же время и процесс соотношения своих действий с нравственными и эстетическими критериями, процесс осмысливания и переживания своего бытия и взаимоотношений с миром людей и вещей. Сфера духовной жизни - это не просто изучение элементов культуры и нравственных ценностей, это, в первую очередь понимание и переживание личного жизненного опыта.
Таким образом, содержание духовности соединяет мысль, знание и чувство, а сама духовность выступает, как определенное качество человеческого бытия. Духовность – высший уровень изучения человеком своего мира и отношения к природе, обществу и самому себе. Духовность - выход человека за рамки бытия, обновление и самосовершенствование, «восхождение личности к своим идеалам, ценностям, и реализация их в своем жизненном пути. Дух – это практическая деятельность, обращенная на отыскание истины, на самосозидание, на самоопределение. Духовность выступает как способ самостроительства личности и выражается в виде призвания человека. Она связана с выбором собственного образа, судьбы, роли, является своего рода встречей с самим собой.
Итак, существуют разные понятия к определению духовности. Духовность изучается с точки зрения познавательных, нравственных, этических, эстетических, и творческих аспектов. При разнообразии подходов к данному явлению большинством исследователей признается, что духовность есть процесс и итог развития человека до уровня постижения своей бытийной сущности.
Идея о решающей значимости нравственного воспитания в развитии и в развитии личности осознавалась и становилась в педагогике с давних времен. В своем трактате « Наставление нравов» Я.А. Коменский приводил изречение древнеримского философа Сенеки: « Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней». Там же он цитировал народные изречения: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». Для понимания характера и специфики нравственного воспитания в общей системе развития личности большое значение имеет глубокое уяснение вопроса о том, в чем проявляется нравственность человека. Вопрос этот весьма непростой. Здесь нельзя ограничиться перечислением тех моральных черт и качеств, которые делают человека нравственным. Ведь само нравственное качество в чем – то и как – то проявляется, и уяснение этого вопроса помогает раскрытию психолого-педагогических механизмов его формирования. О нравственном человеке обычно судят по его поведению. Но поведение – понятие слишком широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия нравственной сущности поведения необходимо выделить в нем какую–то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого.
Такой наименьшей единицей целого является поступок. Поступок обычно выражается в каком – либо действии или состоянии человека. Но само по себе действие не является поступком. Оно становится поступком при определенных условиях. Чтобы понять это обратимся к примерам. Вот мы видим человека, собирающего в саду спелые яблоки. Можно ли по одному виду квалифицировать это действие как нравственное или безнравственное? Конечно, нет, потому что со стороны нельзя оценить это действие как хорошее или плохое. А когда же можно дать такую оценку? Только тогда, когда мы узнаем, в какой связи выступает это действие по отношению к интересам общества и другим людям. Так, человек может собирать яблоки из своего сада для матери. В этом случае он поступает как заботливый сын. Но этот, же человек может собирать яблоки из чужого сада, не имея на это разрешения. Естественно, в этом случае его действия будут носит аморальный характер. Зачастую одно и то же действие может иметь различную моральную оценку. Так, человек поступает бестактно, если вмешиваться в дела других. Но если он разнимает дерущихся хулиганов, его действия одобряются. Равным образом по - разному оцениваются рискованные действия. Скажем, школьник чуть не утонул, поспорив с товарищем, что переплывет реку. Такой риск, не находит никакого оправдания. Если же этот риск проявлен при спасении утопающего, он вызывает восхищение. Эти примеры показывают, что всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями и мотивами деятельности.
Итак, если характеризовать отдельно взятый поступок, то в нем можно выделить два структурных компонента. Один из этих компонентов составляет внешнюю сторону поступка и выражается в определенном действии и состоянии: человек собирает яблоки, управляет машиной, пишет, преподает и т.д. Вторым компонентом поступка является его внутренняя сторона, которая выражается в целях, намерениях и мотивах тех действий, которые совершаются субъектом. А поскольку в целях, намерениях и мотивах действий находят свое выражение различные отношения личности к обществу и другим людям, то в целом этот компонент поступка может быть назван как отношение.
Но из поступков складывается поведение. Следовательно, и в структуре поведения можно выделить те же компоненты, которые характерны для поступков, т.е. систему определенных действий и систему заключенных в этих действиях отношений. Графически структура поведения может быть представлена следующим образом:
Когда речь идет о том, что нравственность личности проявляется в ее поступках и в поведении, то под этим подразумевается две вещи:
во – первых, совокупность тех конкретных действий и состояний, из которых складывается ее поведение, и,
во – вторых, система целей, намерений и мотивов, которыми руководствуется она в своей деятельности. Рассмотренные положения имеют существенное методологическое значение для освещения вопросов, относящихся к содержанию нравственного воспитания и методике его практического осуществления в школе. В процессе формирования нравственного опыта школьников следует учитывать ценность мотивов и полезность результата поведения, само действие, его характер, т.е. весь совокупный результат поступка, поведение. Иногда в школьной практике учитывают лишь результаты действии, в то время как эти результаты учащимися могут достигаться различными путями и по – разному оцениваться: в одном случае ученик помогает товарищу с помощью шпаргалки, а в другом - серьезной систематической работой. Поэтому очень важно, чтобы складывающиеся отношения отражали все действия поступка.
Задачи нравственного воспитания:
Воспитание нравственного сознания, прочных нравственных убеждений;
Воспитание подрастающих поколений в духе любви и уважения к Родине, обществу, труду, к самому себе, к людям;
Воспитание навыков и привычек нравственного поведения;
Воспитание моральных качеств.
Конечная цель и задача нравственного воспитания - выработать у каждого человека активную жизненную позицию.
Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива воспитанников, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности школьника в соответствии с идеалом современного и будущего общества. Процесс нравственного воспитания организуется и направляется воспитателем, который содействует созданию необходимых условий, побуждающих нравственное поведение, отбирает необходимое содержание деятельности, создает в ней специальные ситуации общения для проявления нравственных отношений между участниками труда, игры, учения. Итак нравственное воспитание, проникая в любую деятельность школьника насыщает ее особым характером отношений к миру и людям, под влиянием которых формируется нравственные черты, составляющие главный стержень личности [12, с.81]
Таким образом, можно сделать вывод, что система духовно - нравственного воспитания в школе должна быть более значимой, учителю необходимо учитывать психологию ребенка, его жизненные условия, чтобы развить ответственного, самостоятельного, творческого, духовно развитого гражданина страны
1.2. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников в общеобразовательной школе.
Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ. Содержание духовно–нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, приобретает конкретный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Духовно – нравственное развитие обучающегося рассматривается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно – смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству. Программы духовно–нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно – региональным сообществом, многонациональным народом РФ открытым для диалога с мировым сообществом. При этом чрезвычайно важна общая целостность образовательного процесса школы с четко выраженным ракурсом воспитательной ориентации детей. И если школа считает необходимым ракурс ориентировать на выработку у учащихся этических смыслов человеческой жизнедеятельности, необходимо построение воспитательной системы нравственного основания, органично включенной в учебно–воспитательный процесс школы. [3]
Примером такой воспитательной системы может служить разработанная программа средней общеобразовательной школы №15 г.Глазова.
Программа духовно–нравственного развития и воспитания младшего школьника включает в себя 5 разделов:
Воспитание трудолюбия, сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, к сознательному выбору профессии.
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
Воспитание социальной ответственности и компетентности.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека.
Рассмотрим вышеуказанные разделы подробнее.
Воспитание трудолюбия, сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, к сознательному выбору профессии.
Включает в себя:
«Интеллектуальный марафон», «профессия моей мамы», «мастерская Деда Мороза», «оформление класса к новому году», «кем быть?», «проект «профессии жителей города Глазова»», «пожарным можешь ты не быть», «экскурсии на предприятия», «благоустройство школьной территории, участие в субботнике», «добрые руки не знают скуки», «генеральные уборки в классе», «посещение библиотеки. Библиотечные занятия».
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
«Участие в месячнике безопасности детей. Эвакуация», «вовлечение учащихся в спортивные секции», «твоя школьная форма», «прививки от болезней», «организация генеральных уборок в классе силами учащихся», «береги свое время и время других», «красная книга», «удивительное рядом», «здоровье и вредные привычки», «день птиц», «где найти витамины весной», «выполнение комплекса утренней зарядки», «здоровое питание», «разучивание игр во время перемен, физкультминуток на уроках», «болезни грязных рук», «экскурсия в парк, прогулки на воздухе», «мы – спортивная семья», «техника безопасности в общественных местах».
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
«Дружба. Способы разрешения конфликтов «Вежливые слова. Вежливость и невежество», «К тебе пришли в гости», «Чем я богат», «Книги которые учат добру», «Правила поведения в общественных местах», «О вреде бранных слов». «Честность – прежде всего», «Доброта украсит мир», «Культура речи». «От чего зависит настроение», «Организация совместных праздников, экскурсий, посещение театров, выставок, музеев».
Воспитание социальной ответственности и компетентности.
«Участие в обсуждении и составлении плана работы класса», «вовлечение учащихся в детские объединения, клубы, секции, кружки по интересам», оформление классного уголка», «кто такой дежурный. Его права и обязанности», «день матери», «подготовка и проведение новогоднего праздника», «подготовка и проведение мероприятий 23 февраля и 8 марта», «выбор ответственных за выполнение различных поручений», «поделись своим теплом», «школа добрых дел»» беседа о ответственности и исполнительности школьника», «работа с микрогруппами».
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека.
«Готов к труду и обороне», «родной город Глазов», «выбор классного актива», «школьный дневник», «человек своей страны», «игрушки – детям», «край, в котором мы живем», «законы школы –законы класса», «мои права и обязанности», «вечная слава героям российским», «города Удмуртии», «подвигу народа жить в веках», «журавлик –символ мира и добра», «экскурсии в краеведческий музей».
Таким образом, как мы видим, ученик является личностью, востребован окружающими. В школе реализуется духовно–нравственное развитие и воспитание младшего школьника. Программа ориентирована на организацию доброжелательного климата взаимоотношений учащихся, уважение друг к другу и окружающим, учит детей прощать, проявлять благородство. Также программа охватывает круг разных нравственных отношений, хороших традиций, потому что это создает условия для успешного воспитания младших школьников.
Поставлены цели педагогическим коллективом:
Подготовка учащихся к жизни.
Формирование у детей гражданского и патриотического сознания.
Развитие творческой активности, воспитание интереса к познанию культурных и исторических ценностей.
Привлечение учащихся к сохранению и увеличению культурных, духовно – нравственных ценностей.
Каждая воспитательная программа школы осуществляется в урочной и внеурочной, внешкольной деятельности, в семейном воспитании, а также в изучении культурологических основ традиционных российских религий. Также для младшего школьника созданы все условия для духовно – нравственного воспитания и развития, они имеют целый ряд направлений: спортивно – оздоровительное, туристско–краеведческое, художественно – эстетическое. Занятия классным руководителем проводятся 1-2 раза в неделю, пятым уроком или на классном часу, место проведения занятий – классная комната. Когда учитель проводит мероприятие, он учитывает мнение детей, личные качества и его возможности. Классный руководитель старается заинтересовать учащихся проводимым мероприятием.
Как мы видим, программа духовно–нравственного развития и воспитания младших школьников основана на логически обоснованном и поэтапном включении учащихся в освоение главных категорий духовно–нравственного воспитания.
Вывод: Мы разобрали понятие духовности и нравственности, благодаря этому, проанализировали духовно–нравственное развитие и воспитание в школе. Мы показали, что программа воспитывает и развивает личность младшего школьника на духовных, культурных и нравственных традициях. Воспитание и развитие ребенка осуществляется не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями. Программа осуществляет воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Также учит ребенка ориентироваться в обществе, творчески развиваться. Структура процесса воспитания является частью воспитательной среды, воспитывающей деятельности и понимания воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности.
Глава 2 Диагностика развития и воспитания младших школьников в школе
2.1. Анализ полученных результатов исследования
Ключевой проблемой на сегодняшний день стоящей перед обществом, родителями, а также государством, стоит духовно–нравственное развитие и воспитание младших школьников. Особенно актуальна эта проблема в наше время, когда общество становится все более безнравственным, живет, отступая от моральных принципов. Любая деятельность человека (младшего школьника) имеет нравственное содержание, поэтому его развитие есть развитие нравственных качеств личности и индивидуальности. Процесс духовно-нравственного развития младшего школьника должен иметь цель и задачи. Тогда главной задачей нравственного развития ребенка можно считать приобретение и развитие духовных и нравственных качеств, привычек ведущих к формированию духовно – нравственной личности. Чтобы узнать, как развиты дети, как они воспитываются, мы провели исследование. В ходе исследования были взяты ученики 2 «Б» класса, в котором обучаются 15 мальчиков и 15 девочек, но причине здоровья не все смогли участвовать в нашем исследовании. В ходе исследования мы использовали 4 методики, эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности. Диагностика духовно-нравственной воспитанности позволяет учителю начальных классов не только прогнозировать воспитательную работу по целенаправленному формированию нравственных качеств учащихся, контролировать и корректировать ее, но и оценивать результаты своей педагогической деятельности. В соответствии с поставленными воспитательными задачами учитель начальных классов использует для их реализации разнообразные воспитательные мероприятия: беседы, утренники, экскурсии, посещение музеев, театров, проведение встреч, организацию школьных выставок и др. Каждое из воспитательных мероприятий вносит определенный вклад в формирование нравственных качеств личности младшего школьника.
Методика №1: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Для данной диагностики, было проведено анкетирование детей.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5". Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
Быть человеком, которого любят
Иметь много денег
Иметь самый современный компьютер
Иметь верного друга
Мне важно здоровье родителей
Иметь возможность многими командовать
Иметь много слуг и ими распоряжаться
Иметь доброе сердце
Уметь сочувствовать и помогать другим людям
Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
5положительных ответов - высокий уровень.
3-4 - средний уровень.
2 - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Рис. 1. Отношение к жизненным ценностям
В результате исследования, как мы видим у 78 человек из класса, средний уровень.
Методика №2: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1.Если кто-то плачет, то я.
-Пытаюсь ему помочь.
-Думаю о том, что могло произойти.
-Не обращаю внимания.
2.Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
-Я скажу ему, чтобы он не приставал.
- Отвечу, что не могу ему помочь.
-Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
-Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3.Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
-Я не обращу внимания.
-Скажу, что он размазня.
-Объясню, что нет ничего страшного.
-Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4.Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
-Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
-Обижусь в ответ.
-Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
4 балла - высокий уровень
2- 3 балла - средний уровень
0- 1 балл - низкий уровень
Рис. 2. Уровень развития нравственной мотивации
У 52 % человек из класса средний уровень, низкий из 15 % учащихся.
Методика №3: диагностика нравственной самооценки
Цель: изучить уровень нравственной самооценки учащихся.
Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, поставьте +; если вы больше согласны, чем не согласны – поставьте +-;
если вы немножко согласны – поставьте - -;
если вы совсем не согласны – поставьте -.
Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню
8. Мне приятно делать людям радость
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
• Ответу, оцененному в + балла, приписывается 1 единица,
• +- 2 единицы,
• - - 3 единицы,
• - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается таким образом. Например, + это 4 единицы, +- 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Чтобы изучить уровень нравственной самооценки, мы провели исследование. Анкета состояла из 10 вопросов. Базой нашего исследования была школа №15 г.Глазова. В ходе иагностики участвовало 28 человек. Анкетирование проводилось фронтально. Результат показал, что у большого числа детей высокий уровень нравственной самооценки.
Рис. 4. Уровень развития нравственной самооценки
Результат показал, что в данном классе наибольшее количество учеников с высоким уровнем.
Методика №4: диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Данное анкетирование было проведено для выявления уровня развития духовно–нравственных качеств у младших школьников необходимо своевременно заложить нравственный фундамент развития личности, а именно уровень сформированности нравственных понятий.
Исследования показало, что 100% учащихся развиты и воспитаны духовно-нравственно. Т.е. мероприятия в школе, а также работа с родителями, деятельность и усилия учителя показали, что это все, эффективно воздействует на формирование духовно – нравственной личности учащегося.
Также по окончанию исследования было проведено мероприятие, которое называлось, «Что такое дружба?» См. приложение №
В ходе мероприятия и по его окончанию мы закрепили знания и навыки в понимании понятий о духовности нравственности, а также мероприятие показа
Вывод: Наше исследование показало, что ученики духовно–нравственно развиты, учитель проводит работу, школьная программа эффективно влияет на духовно–нравственное развитие учащихся.
Заключение. Нравственное и духовное воспитание ребенка это одно из важных видов в воспитательной работе. Решающее значении имеет для духовного и нравственного воспитания опыт учителя духовный и нравственный. К вышесказанному мы увидели, что младший школьник может развиваться в доброй среде: в семье, школе, классе. Учителю не стоит забывать, что формирование нравственного и духовного понятия у младшего школьник это сложный процесс. Как мы поняли, чтобы воспитать личность развитую духовно и нравственно, учителю необходимо приложить много усилий. Учитель должен воспитать в детях толерантное поведение, у ученика должно быть развито сочувствие, сопереживание, не быть агрессивным, относится к другим людям терпимо, уважать национальности, народности, культуру и религию. Основой воспитания является школьная жизнь ребенка. Жизнь ребенка должна быть объектом внимания педагогов.
Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охраны природы, общение с другими людьми и т.д.
Без хорошо организованной практической деятельности и её умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения. Не менее существенным является и другое положение, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость её поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества.
Список литературы
Абрамов, С. И. Духовно – нравственное – воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города / С. И. Абрамов // Педагогика. – 2009 –№8 - С 27-37
Бунеев, Р.Н. Системный подход к формированию нравственной культуры личности школьника в свете стандартов нового поколения/ Р. Н. Бунеев, // Начальная школа плюс До и После. – 2012. -№ 1. – с 1-4
Воспитать гражданина / сост. Т. Е. Заводова, Ю. А. Лежнёва. – Минск: Красико –Принт, 2006. – 176 с.
Галицкая И. А. Понятие «духовно – нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. – 2009. - №10. –с. З6- 46
Данилов, А. Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России: извлечения / А. Я. Данилов, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Народное образование. – 2010. - №1. – С. 39 -46
Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
Духовно –нравственное воспитание / сост. С. А Титова. – Минск: Красико – Принт, 2006, - 125с.
Игнатьева, Е.Е. Духовно – нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. -№9. – с.8 – 11
Ильичева, И. М. Духовность в зеркале философско – психологических учений (от древности до наших дней) : учеб. Пособие / И. М. Ильичева. – М; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 208 с.
Киселева, М. П. Д. И. Тихомиров о духовно – нравственном воспитании / М. П. Киселева, // Педагогика. -2009. - №1. – С.82-89
Константинова, М. С. Духовно-нравственное воспитание в Российской Федерации / М. С. Константинова // Религиоведение. - 2010. - № 1. - С. 33-41
Лобстейн, Ф. Уроки раздумья : педагогика нравственного развития / Ф. Лобстейн. - 2-е изд. - М. : Библейско-Богословский ин-т св. апостола Андрея, 2004. - 88 с.
Любимов, Л. Л. О концепции духовно-нравственного воспитания в школе / Л. Л. Любимов // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 2. - С. 109-124
Метлик, И. В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / И. В. Метлик // Воспитание школьников. - 2012. - № 2. - С. 9-18
Янушкявичене, О. Базовые основания личности человека - фактор духовно-нравственного воспитания / О. Янушкявичене // Воспитательная работа в школе. - 2011. - № 2. - С. 11-18
Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1969-126с.
Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания : Сб. науч. тр. / под общ. Ред. А. И. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Педагогика, 1979. – 190с.
Проблемы нравственного воспитания / Под. ред. Л. И. Рувинского. – М., 1977. – С.61.
Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский. – М. , 1981. – 130с.
Строганова Л. В .классные часы, беседы для младших школьников и подростков. – М.: Педагогическое общество России, 2007. -128 с.
Воспитание личности школьника: учебно – методическое пособие. / А. Н. Хузиахметов – Казань: изд – во «Матбугат йорты». -200 – 224с.
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение №4
21