РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: мы рассматриваем понятие «научный дизайн» как научно-исследовательскую деятельность, теоретическую и практическую составляющие, а также основные этапы работы над дизайн-проектом.

Ключевые слова:научный дизайн, исследовательская деятельность, сбор материала, работа с источниками, дизайн-проектирование.

Научный дизайн – это раздел знания, позволяющий выявить и обосновать значимость разрабатываемого проекта, его эстетическую, социальную, культурную ценность. Научный дизайн — это необходимый элемент самосознания истинного творца, который будучи человеком искусства, представителем интеллигенции, одновременно является и членом научного сообщества.

Художественное конструирование предметов, оформление интерьеров, проектирование эстетического облика промышленных изделий есть содержание дизайна. Оно подразумевает под собой, как и в любой другой науке, исследовательскую деятельность в области дизайна, которая представлена теоретическими конструкциями/моделями/идеями, так и практическими разработками дизайн-объекта [1].

Теоретическая исследовательская деятельность в дизайн-проектировании подразумевает следующие направления деятельности.

  1. Изучение отечественной и иностранной литературы по дизайну и по смежным с ним областями гуманитарных, социально-экономических наук. Этот аспект научно-исследовательской деятельности включает в себя анализ аналогов, который помогает углубить понимание специфики выразительных средств для различных видов искусства и рассмотреть дизайн-объект с точки зрения концептуального и символического значения [3].

  2. Создание собственной или подборка наиболее адекватной теории культуры/ искусства/дизайна.

  3. Разработка новых и совершенствование традиционных методов аналитической деятельности, проектного мышления, логического обоснования своих идей при разработки дизайн-проекта.

Практика в дизайн-проектировании подразумевает в первую очередь создание художественного образа, выполнение поисковых эскизов композиционного решения дизайн-объекта. Практическая деятельность в научном дизайне – это работа с заказчиком, изучение его желаний (наряду с возможностями исполнителя) и предоставление ему определенного количества идей за короткий период времени. Качество предоставляемых эскизов и их наглядность позволяют оценить профессионализм автора [2].

Работа над дизайн-проектом начинается со сбора материала и является начальным этапом любой исследовательской деятельности. Сбор материала предполагает работу с графическими источниками и литературой, включая в себя:

  1. Анализ проектной ситуации, потребительских типов и отношений между потребителем и объектом.

  2. Изучение предыдущих дизайн-проектов, одобренных заказчиком.

  3. Анализ отечественных и зарубежных аналогов графического дизайна. Он имеет особую значимость, поскольку дает представление о тенденциях в графическом дизайне, используемых приемах, технологиях, материалах.

  4. Анализ источников. В научном дизайне этот анализ подразумевает под собой, во-первых, анализ научных статей, рефератов, где проводится синтез искусствоведческих теоретических подходов, цветовых и материаловедческих нормативов, метрических замеров света и тени для создания объемов. после такого анализа рассматривать без эмоций работы из каталогов и альбомов не представляется возможным. Анализ сведений, полученных в результате маркетинговых исследований, что позволяет оценить значимость дизайн-объекта с точки зрения потребностей заказчика. Любая дизайн-разработка должна быть актуальна в условиях нынешней экономики.

Сбор материала и работа с источниками, как графическими, так и маркетинговыми продолжается в процессе всей деятельности. Если в начале, в период разработки дизайн-проекта, работа в основном проводится с теоретическими источниками, то при выполнении графической части наибольшее значение приобретают конкретно-практические параметры, которые служат путеводными навигаторами к конструированию в дизайн-проекте.

Таким образом, научный дизайн – это научно-исследовательская деятельность в области дизайна-проектирования, включающая в себя теоретические исследования (изучение литературы, подбор культурологической и искусствоведческой теории, поиск соответствующих методов) и практические разработки (конструирование проектов, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты).

Литература

  1. Месенева Н.В. К вопросу о научно-исследовательской работе студентов специальности «Дизайн» в ВУЗе// Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса № 3(30), 2015. С.175.

  2. Овчинникова Р.Ю. Методологические основы Дизайн-исследования//Омский научный вестник №1(115), 2013.С.205

  3. Щедровицкий, Г.П. Наука и методология науки дизайна (Основные области теоретического исследования дизайна). Режим доступа: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/58 (дата обращения: 24.12.2015).

  1. Ткалич С.К. Перспективные исследования на основе взаимодействия между базисом народной художественной культуры и возможностями научного дизайна. Статья. // 1-ый Международный Конгресс «Традиционная народная культурав современной социально-культурной деятельности и образовании». – Институт культуры и искусств МГПУ. 25 марта 2015.

  2. Ткалич С.К. Перспектива международного проекта: универсальная модель воссоздания национально-культурного ландшафта локальной территории. // "EUROPEAN JOURNAL OF NATURAL HISTORY" № 5. 2015. Режим доступа: http://@search.rae.ru.

  3. Ткалич С.К., Фазылзянова Г.И., Файзрахманова Г.К.Проект 2014: создание образовательной платформы для креативной индустрии. «Российский дизайн: этнохудожественный и графический контент». Коллективная монография. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова. Изд-во КазГУ. 2015. – 100 с.

Просмотров работы: 1765