ОЦЕНКА УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ГОРНОМ ТУРИЗМЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ГОРНОМ ТУРИЗМЕ

Сморчков В.Ю. 1, Иванова Е.С. 1
1Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,г.Казань, Республика Татарстан, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. В настоящее время человек подвергается множеству психогенных факторов: переутомление, психическая напряженность, ведущая к психоэмоциональному неблагополучию, тревожность, стресс, который связан с низкой психологической устойчивостью. Все эти факторы отрицательно сказываются на здоровье человека, в частности на его психическое развитие, социальную адаптацию, а также способствуют формированию хронических заболеваний. Психологическая подготовленность отражает деятельность познавательных и общественно значимых качеств личности, взаимоотношения внутри коллектива, индивидуальные психологические особенности.

Занятия спортивно-оздоровительным туризмом формируют личность человека, его эмоциональную сферу, волевые качества, повышают психологическую устойчивость, которая подавляет стрессогенное воздействие, обеспечивают знаниями методов психорегуляции.

Для сохранения и укрепления здоровья ВОЗ рекомендует 5 часов физической активности в неделю. Эта польза, которая подтверждается результатами исследований, заключается в снижении риска преждевременной смерти на 19 % при среднем уровне физической активности и на 35 % - при интенсивной аэробной нагрузке и систематических занятиях спортом при сердечно-сосудистых заболеваниях [1]. В границы, поставленные ВОЗ, точно подходят походы выходного дня, средняя продолжительность которых также 5 часов и они совершаются раз в неделю, оказывая благотворное влияние на весь организм в целом [2]. Занятия пешим туризмом видимо улучшают состояние психики. Туристы, как правило, меньше предрасположены депрессии, беспокойности и напряженности. Они становятся более сосредоточенными, уверенными в себе, доброжелательными, снисходительными к недостаткам других.

Наибольшую психологическую подготовленность требует совершение горных походов, так как данный вид активного туризма проходит на чистом воздухе, на большой высоте, с экстремальными ситуациями и высокими физическими нагрузками на организм человека, соответственно может оказывать тренировочный и оздоровительный эффекты. В горах часто возникают обстоятельства, которые требуют от человека проявления стремительной двигательной реакции, характеризующейся быстротой нервных процессов. Занятия горным туризмом формируют личность спортсмена, его эмоциональную сферу, волевые качества, часто давая эффект, труднодостижимый другими способами. Чтобы справиться с возникающими затруднениями, нужна продуманная, систематическая психологическая подготовка.

Целью настоящей работы является изучение особенностей психологической подготовки в горном туризме.

Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы.

Психологическая подготовленность в горном туризме выражается рядом характеристик:

  • индивидуально-личностные особенности (тип высшей нервной деятельности человека, его акцентуации характера, возрастные и половые особенности и др.);

  • потребностно-мотивационная сфера человека (мотив занятий горным туризмом и др.);

  • особенности группового взаимодействия в туристской группе.

Исследование индивидуально-личностных особенностей (темперамента) участников горных походов 1-2 категории сложности по Заилийскому Алатау показывает, что в обеих группах преобладают флегматики, меланхоликов в группе меньше всего, а холерики и сангвиники занимают среднее положение. Стоит отметить, что руководителями походов являлись либо холерики, либо сангвиники, а флегматики и меланхолики являлись ведомыми. С позиции экстраверсии, руководители похода относятся к экстравертам. Ведомые флегматики и меланхолики к интровертам. Экстраверты отличаются открытостью в общении и легко вступают во взаимоотношения, напротив интроверты замкнуты в себе и взаимодействие с людьми у них требует усилий. Поэтому руководителями похода следует назначать сангвиников или холериков, у которых высокий уровень экстраверсии.

Проведенный анализ мотивов занятий горным туризмом по методике Шаболтас А.В. на основе тех же походов, показывает, что с ростом опыта совершения горных походов наблюдается повышение степени соответствия мотивационной структуры качественному своеобразию туристкой деятельности.

Во-первых, готовность туристов к проявлению волевых усилий и туристско-спортивная мотивация начинают обуславливаться мотивом достижения успеха и гражданско-патриотическим мотивом.

Во-вторых, туристы с опытом совершения горных походов уже не склонны рассматривать занятия активными и спортивными видами туризма как средство отдыха и единения с природой и как средство подготовки к профессиональной деятельности.

В-третьих, тренировочная мотивация становится для них связанной с возможностью переживания положительных эмоций от процесса занятий горным туризмом.

Особенности группового взаимодействия в туристской группе нами определялись на основе соцеометриии, анализа психологического климата и определения групповых ролей до и после горных походов. В результате социометрии выяснилось, что группа начинающих туристов обладает менее сплоченной структурой, что отражается также на психологической атмосфере в положительную сторону. Так под воздействием условий горного похода происходит постепенное сплочение группы и как результат психологическая атмосфера в группе оценивается большинством участников как высокая. В группе опытных туристов наблюдается высокий уровень сплоченности, что приводит к централизации управления ее участниками во время достижения общей цели. В такой группе не формальные отношения, выступают фактором поддержки официальных связей. Напротив психологическая атмосфера в опытных группах гораздо сильнее зависит от достижения поставленной цели (спортивной, познавательной, научной). В нашем случае группа не смогла завершить горный поход 2 к.с. по Заилискому Алатау в результате наблюдалось снижение показателей психологического климата группы.

Таким образом, нами основными психологическими особенностями, от которых зависит подготовленность в горном туризме являются: индивидуально-личностные особенности человека, мотив занятий горным туризмом, особенности группового поведения в малой туристской группе и др. Учет этих характеристик позволит дать наиболее корректную оценку подготовленности туриста к горному походу.

Список использованных литературных источников

  1. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья. ВОЗ. 2010 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://who.int/dietphysicalactivity/publications/9789241599979/ru/index (Дата обращения 8.10.2015)

  2. Сморчков, В. Ю. Педагогические, психологические и медико-биологические аспекты повышения оздоровительной эффективности совершения горных походов первой и второй категории сложности у студентов: дис. .преподаватель/В. Ю. Сморчков. - Алматы: КазАСТ, 2013. – 115 с.

  3. Сморчков, В.Ю. Влияние условий горных походов первой и второй категории сложности на морально-психологический климат малой туристкой группы // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы IV международной научно-практической конференции (11 декабря 2014 года). – Чебоксары: ЧГПУ им И.Я, Яковлева, 2014 – С. 862 – 866.

  4. Сморчков, В.Ю.Теоретико-эмпирический анализ структурных компонентов психофизической подготовки в спортивном туризме /В.Ю. Сморчков, Г.Н. Голубева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: www.science-education.ru/129-22470 (дата обращения: 27.11.2015).

Просмотров работы: 635