Целью данной статьи является рассмотрение существующих способов создания и применения электронного учебника для обеспечения эффективной иноязычной подготовки компетентного военного специалиста, способного к самообразованию в условиях информационного образовательного пространства.
Актуальность создания модели современного вузовского учебника по иностранному языку нового поколения подтверждается наличием многочисленных вариантов профессионально-ориентированных учебников, созданных по определенному апробированному стереотипу, который не учитывает современные достижения в развитии компьютерной обучающей среды. Несмотря на то, что такие учебники хорошо себя зарекомендовали, наличие в них только общепрофессиональной и иноязычной составляющих не обогащает, а, наоборот, обедняет познавательный потенциал современного курсанта, хорошо владеющего компьютерными технологиями, но вынужденного изучать иностранный язык в военном вузе только в бумажном формате основного «двумерного» учебника.
Переход военных учреждений высшего образования на новую модель обучения бакалавров, специалистов, магистров и адъюнктов требует обновления средств обучения, а внедрение информационных технологий позволяет создать обширный справочный и иллюстративный материал (текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы), активизируя, таким образом, мыслительную, речевую, физическую и перцептивную виды деятельности человека, что, в свою очередь, ускоряет процесс усвоения материала.
В этом контексте главой военного ведомства генералом армии С. К. Шойгу была поставлена задача завершить формирование единой электронной библиотеки МО РФ к 1 сентября 2016 года. Целью создания данной перспективной модели электронной библиотеки является разработка уникального электронного библиотечного комплекса интерактивных электронных учебников, оцифрованных изданий и образовательных материалов учебных заведений МО РФ во всех форматах – с мультимедиа, 3D-форматом, инфографикой, видеокурсами, аудиокнигами и другими форматами подачи учебного материала.
Все учебники, которые войдут в единую электронную библиотеку МО РФ, должны быть оцифрованы по единому для всех вузов стандарту, который представляет собой совокупность требований, обязательных при разработке, оформлении и практическом использовании данного вида электронного издания в военных образовательных организациях МО РФ.
Для разработки электронного учебника могут быть использованы различные по своей природе массивы информации, состоящие из элементов текстовых, изобразительных, электронных аудиоизданий и мультимедийных электронных изданий.
Содержание текстового электронного издания должна составлять текстовая информация, в то время как основу изобразительного электронного издания составляют графические образцы объектов, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки.
В основу электронного аудиоиздания должна быть положена звуковая информация в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенная для печатного воспроизведения.
Элементы различной природы основной информации, которые воспроизводятся взаимосвязано при помощи соответствующей программной оболочки, составляет основу мультимедийного электронного издания.
Иностранный язык рассматривается как дисциплина, которая в силу своей специфики, а именно создания для обучающихся искусственной языковой среды ввиду отсутствия естественной, предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных форм представления учебного материала (текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию). Тем самым, в электронный учебник по данной дисциплине заложен богатый потенциал, представляющий обучающимся принципиально новую «степень свободы», нежели его бумажный аналог. Иными словами, основным достоинством учебника нового поколения или электронного учебника по иностранному языку является его интерактивность, т.е. возможность в определенных пределах управлять представлением информации. Одним из наиболее значимых параметров оценки электронного учебника для изучения иностранных языков, наряду с его интерактивностью, мы также считаем предусмотрение оптимальных условий для самостоятельной работы обучающихся и дистанционного обучения.
Среди всего многообразия программных продуктов для разработки интерактивных учебников хотелось бы отметить те программы, которые не требуют специальных знаний. Например, интерактивная среда «eCourse Master», в которой разработчик проектирует страницы того или иного проекта, задает связи между ними, создает контрольные задания и упражнения. Создание проекта напоминает работу с детским конструктором, при этом вы создаете современные, полнофункциональные мультимедийные продукты. Кроме того, есть адаптация к уровню знаний и умения разработчика: начинающий пользователь, опытный и эксперт. Конструктор электронных книг IntroTrans Editor предназначен для создания электронных учебников, разработки электронных курсов, методических пособий, сборников упражнений и контрольных работ, тестов и других учебных материалов для электронного обучения. Программа позволяет импортировать тексты из MS Word с сохранением оформления. Это дает возможность легко и быстро перевести все имеющиеся учебно-методические материалы в формат интерактивных электронных учебников «IntroTrans» [2]. iSpring Suite – это пакет программ для создания презентаций и электронных курсов, тестов и интерактивностей на базе Power Point. iSpring Suite включает в себя три продукта: iSpring Pro, iSpring QuizMaker и iSpring Kinetics. iSpring Pro –инструмент для создания профессиональных учебных курсов с аудио/видео сопровождением, встроенными YouTube и Flash роликами и надежными средствами защиты проекта. iSpring QuizMaker – функциональный и удобный инструмент для разработки интерактивных тестов и опросов. iSpring Kinetics дает возможность создать собственную 3D-книгу, интерактивный справочник, временную шкалу и базу часто задаваемых вопросов [3].
Из представленных выше программных продуктов наибольший интерес в плане простоты разработки и многообразия возможностей работы с иноязычным учебным материалом вызывает программа iSpring Suite, позволяющая превратить обычную презентацию в профессиональный учебный курс. Мультимедийность учебника, созданного в данной программе, позволяет повысить степень аутентичности изучаемого материала, а также сформировать лингвистическую, языковую, коммуникативную и культурологическую компетенции с применением новейших образовательных технологий.
Таким образом, с 1 сентября 2016 года каждый курсант, поступивший в военный вуз, помимо обмундирования должен будет получить компьютер (планшет) и персональную карту доступа в электронную библиотеку Минобороны. И, находясь в учебной аудитории или на самоподготовке, он сможет без похода в библиотеку, где хранится книжный фонд, получить доступ к любому электронному учебнику, в том числе по иностранному языку, помещённому в открытый контур. Работа с электронным учебником как средством дистанционного обучения и контроля, соответствующим современным требованиям коммуникативного и личностно- ориентированного подходов к преподаванию иностранных языков, позволит осуществлять оперативный и объективный контроль обучающихся.
Литература:
Герасименко Т.Л., Ковальчук С.В., Мохова О.Л. Новые информационные технологии и их влияние на совершенствование изучения иностранного языка в высшем учебном заведении// Электронный журнал «Вестник МГОУ» Педагогика. — 2014. — № 1. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.evestnik-mgou.ru/Sections/View/9?y=2014.
Нефедов О.В. Поиск путей построения современного учебника по иностранному языку в сочетании традиционных и инновационных подходов // http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56785.
Панюшкина О.А., Стрижова Е.В. Электронные учебники на занятиях иностранного языка // http://sibac.info/15817.
Попова Н.В. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины «иностранный язык») // http://www.ronl.ru/referaty/raznoe/515390/.