Д.А. Леонтьев считает, что существуют три возможных варианта выбора профессии: простой осуществляется при наличии у субъекта как альтернатив, так и критериев для их сравнения; смысловой характеризуется наличием альтернатив, но отсутствием готовых критериев, субъекту нужно их выработать самому; при личностном выборе субъекту необходимо не только сформулировать критерии выбора, но и подготовить возможный набор альтернатив [].
Заслуживает внимания мнение Я.М. Ахметовой []. Старшеклассник в силу своего соответствующего физиологического, психологического, интеллектуального развития должен уметь определять главную цель в выборе будущей профессии, иначе говоря, ему необходимо уметь прогнозировать или «строить план»: что делать в будущем, какую профессию получать, в какое учебное заведение поступать, чего хочет достигнуть. Непременно для достижения поставленной цели нужно предварительно планировать ее поэтапную реализацию. Необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий - «жизненную перспективу» - первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы - как видится в мечтах «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры».
Е.А. Борисова отмечает, что у старшеклассников мотивационные основания выбора профессии часто не связаны прямо с собственно профессиональной деятельностью, а отражают, например, стремление к самостоятельности, к социальной ответственности, к признанию со стороны окружающих и т.д. В старших классах у учащихся к этим мотивам прибавляются мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные соображения, стремление к романтике и т.д. Аналогичный механизм реализуется и при выборе профессии. Позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры старшеклассника в свои возможности, самостоятельность, энергичность, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуации неопределенности. Люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами [].
Е.А. Климов выделяются важнейшие факторы, определяющие выбор профессии у школьников. К ним он относит: позицию старших членов семьи, позицию значимых сверстников, педагогов, личные планы профессионального развития учащегося, осознанное построение перспектив личного профессионального развития, уровень притязаний учащегося, информированность учащегося о возможностях своего профессионального будущего, склонности к тем или иным видам профессиональной деятельности[].
Интересно мнение Ш. Тешабоевой, которая определила факторы, влияющие на повышение уровня сформированности продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии [].
Н.С. Пряжников в качестве основы выбора профессии рассматривают «Я-концепцию» личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека[].
Дети шести - семи лет, а иногда и более младшего возраста уже могут назвать ту или иную профессию, которая им в данный момент нравится. Обычно - профессия врача, учителя, воспитателя и т.д. или профессия своих родителей. Причиной тому является непосредственное проявление интереса ребенка к своему окружению. Для младшего школьника характерен высокий уровень любознательности, учитель, взрослые пользуются у него большим авторитетом. Младший школьник эмоционально реагирует на все новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств. Он с желанием выполняет трудовые поручения, стремится к активной деятельности. В 10-12 лет ребята часто четко представляют, кем они будут работать. Здесь сказывается отсутствие жизненного опыта, а также незначительная потребность в самореализации. У детей в 14-15 лет выбор своей будущей профессии вызывает гораздо больше затруднений, сомнений.
Таким образом, школьники в процессе выбора профессии подвержены влияниям со стороны внешних факторов, к числу которых следует отнести семью, школу, социальные стереотипы, уровень оплаты труда и престижность профессии, а также средства массовой информации. Учитель должен отбирать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
Ахметова Я.М. Самооценка старшеклассниками индивидуально-личностных качеств при выборе профессии // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 239-242.
Борисова Е.А. Функции Я-концепции в выборе профессии старшеклассниками // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 12-2. С. 22-26.
Зотова Н.Н. Происхождение ошибок старшеклассников при выборе профессии и возможность их профилактики // Вестник Московского университета. 2010. № 2. С. 102-110.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. С. 231-233.
Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-66.
Позднякова Е.В. Анализ представлений о будущей профессии у школьников и студентов медицинского университета // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11-6. № 73-74.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Институт практической психологии, 1996. С. 15-16.
Тешабоева Ш. Проблемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3-2. С. 13-15.
Федорова Л.Д. Профессиональное самоопределение школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 3. С. 19-23.