МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Ромашова Л.А. 1
1ГБПОУ РО "Шахтинский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

Глава 1 Теоретические основы формирования научного мировоззрения младших школьников

5

1.1 Сущность и принципы формирования основ научного мировоззрения в младшем школьном возрасте

5

1.2 Особенности формирования основ научного мировоззрения у младших школьников

12

Глава 2 Анализ деятельности учителя по формированию основ научного мировоззрения у младших школьников по естествознанию

19

2.1 Содержание деятельности учителя по формированию основ научного мировоззрения

19

2.2Этапы формирования исследовательских навыков по естествознанию

25

Заключение

31

Список использованных источников

33

Приложение

36

ВВЕДЕНИЕ

Мировоззрение - это система взглядов на явления природы и общественной жизни, на свое место в мире, на отношение к действительности. Это совокупность философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических идеалов и убеждений людей. Мировоззрение определяет общую направленность деятельности и поведения человека. [2, с. 279] Основой научного мировоззрения являются научные знания. Но не все они носят мировоззренческий характер. Поэтому целью современного школьного образования является выделение того содержательного базиса учебного материала, на основе которого будет осуществляться формирование научного мировоззрения.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена требованиями современной начальной школы, направленными на организацию исследовательской деятельности младших школьников.

Проблема исследования заключается в противоречии между потребностью школьной практики в формировании исследовательской культуры учащихся как основы современного образования и недостаточной разработанностью традиционных и нестандартных форм исследовательской деятельности, в контексте данного исследования на уроках естествознания в начальной школе.

Теоретическую основу работы составили труды И.А. Зимней [8], Д.Б. Богоявленской [3], В.Б. Бондаревского [4] и др., методическую основу составили труды А.И.Савенкова [15 - 17], а также материалы электронных научно-методических журналов «Начальная школа», «Начальная школа плюс До и После», а также методические материалы учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48» с. Алексеевска Октябрьского района Ростовской области Елены Николаевны Харченко.

Объект курсовой работы - учебно-воспитательный процесс младших школьников.

Предмет курсовой работы – методические основы формирования научного мировоззрения в младшем школьном возрасте.

Цель курсовой работы - выявить и структурировать традиционные и нестандартные формы исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках естествознания, направленной на формирование научного мировоззрения. Для достижения поставленной цели были определены следующие исследовательские задачи:

- определить сущность и принципы формирования основ научного мировоззрения в младшем школьном возрасте;

- выявить особенности формирования основ научного мировоззрения у младших школьников;

- проанализировать методы и приемы организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках естествознания;

- проанализировать этапы формирования исследовательских навыков у младших школьников по естествознанию.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что формирование основ научного мировоззрения в младшем школьном возрасте может происходить в процессе изучения естествознания.

Методы исследования: анализ теоретических, методических источников по проблеме исследования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность и принципы формирования основ научного мировоззрения в младшем школьном возрасте

Понятие «мировоззрение» можно определить следующим образом - это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Выделяют следующие основные типы мировоззрений: философское, научное, бытовое, религиозное, мифологическое [2, с. 324]. С мировоззрением тесно связаны следующие понятия: общая картина мира, мироощущение, мировосприятие, миросозерцание, миропонимание. Между всеми этими понятиями существует связь и единство. Иногда их употребляют в качестве синонимов. Также между этими понятиями имеются и различия.

Отношение понятия «миропонимание» к мировоззрению таково, что оно представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. [9] По отношению к общей картине мира мировоззрению характерна более высокая интеграция знаний и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе. Основными структурными единицами мировоззрения являются взгляды и убеждения. [1] Мировоззрение имеет огромный практический смысл, т.к. оно влияет на интересы, труд и быт людей. По своему содержанию и направленности мировоззрение может быть научным и ненаучным,

материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным и реакционным.

Основным компонентом процесса формирования научного мировоззрения является формирование знаний о процессе научного познания. Это связано с тем, что научное мировоззрение включает в себя не только понимание того, что из себя представляет окружающий мир, но и того, как человек познает мир.

В процессе развития научных данных о природе и обществе существует много методов и приемов исследовательской деятельности. В философии их систематизируют, выделяя следующие три группы:

1) Методы, обладающие атрибутом всеобщности и применяемые во всех сферах деятельности для получения как обыденного, так и научного знания. Это общелогические методы. К ним можно отнести анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстрагирование и обобщение, и т.д.

2) Методы исследования, используемые только в научном познании. К ним относятся две основные группы: методы построения эмпирического знания (например, наблюдение, измерение, эксперимент) и методы построения теоретического знания (например, идеализация и формализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент, гипотеза, восхождение от абстрактного к конкретному).

3) Специальные методы и приемы, процедуры экспериментального и теоретического характера, непосредственно связанные с сущностью конкретного явления и применяемые в узкой области.

Компонентом процесса формирования научного мировоззрения в процессе обучения является формирование у учащихся элементов научного мышления. Это является объективной необходимостью, т.к. научное мировоззрение должно быть действенным, т.е. оно должно реализовываться в практической деятельности человека. А практическая деятельность человека осуществляется на основе его мыслительной деятельности. «Мышление - это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п. Мышление возникает в процессе общественно-производственной деятельности людей и обеспечивает опосредствованное отражение действительности, раскрытие ее закономерных связей. Мышление связано, прежде всего, не с биологической эволюцией, а с общественным развитием». [8] Мышление осуществляется посредством мыслительных операций, таких как анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение и умозаключение. Умозаключения заключаются посредством суждений, а суждение - это утверждение или отрицание чего-либо.

В современной психологии различают эмпирические и теоретические типы мышления. Эмпирическое мышление опирается на непосредственные восприятия, чувственные образы и представления. Оно не выходит за их рамки и ограничивается выявлением общего на уровне представлений. Теоретическое мышление также опирается на чувственно-конкретное восприятие, но оно выходит за его границы и восходит до выявления такого существенно общего, которое в непосредственном восприятии не дано. Результатом теоретического мышления является образование теоретических понятий, построение мысленных моделей, гипотез и теорий. Теоретическое мышление способно предсказать новые явления, свойства тел, сформулировать законы. Таким образом, научное мышление - это преимущественно теоретическое мышление.

Формирование научного мышления состоит в выработке таких качеств мышления, как объективность и всесторонность рассмотрения, предполагающие уважение к фактам, доказательность, самокритичность, умение вскрывать противоречия, обусловливающие развитие и изменения как в объективном мире, так и в процессе его познания; умение видеть ограниченную справедливость любого утверждения, предполагающее понимание неизбежности парадоксального в ходе развития науки. Научное мировоззрение не сводится только к знаниям о мире. Можно что-то хорошо знать, но не очень верить в это. Поэтому одной из важных сторон процесса формирования мировоззрения является формирование убеждений. Очень важно, чтобы у учащихся сложились личностные отношения к миру и к месту человека в нем.

Способы формирования убеждений делятся на две группы. В одну группу входят способы, в основе которых лежит обязательное наличие доказательства учителя или самостоятельное доказательство учащихся. В другую группу входят способы убеждения, основанные на авторитетности источника знания. Способы первой группы влияют на интеллектуальную сферу личности учащихся, а способы второй группы - на эмоциональную сферу личности учащихся. К числу способов, влияющих на интеллектуальную сферу личности учащихся, относятся следующие:

1) экспериментальный способ;

2) математический способ;

3) логический способ;

4) исторический способ. [15]

Огромную роль играют способы формирования убеждений, опирающиеся на эмоциональное воздействие. Предсказать эти способы невозможно, они зависят от личности учителя. Но очень важно сформировать у учащихся умение увидеть естественную, никем не созданную гармонию природы и красоту ее законов, уверенность в безграничной возможности человеческого разума в познании мира и ощущение красоты процесса познания.

Процесс формирования научного мировоззрения складывается из формирования представлений о картине мира, о процессе научного познания, научного мышления и материалистических убеждений.

Формирование представлений о картине мира основывается на глубоком усвоении фундаментальных понятий и идей с выделением их мировоззренческой стороны, использовании понятий о мире и его структурных элементов, диалектико-материалистическом истолковании основ, приводящим к выводам философского характера.

Формирование представлений о процессе научного познания происходит на основе раскрытия общих принципов, закономерности и методов научного познания. Особая роль уделяется формированию знаний - функциям, происхождению, структуре и границам применимости.

Формирование научного диалектического мышления осуществляется на основе раскрытия основных черт, присущих научному мышлению.

Формирование материалистических убеждений учащихся осуществляется на основе доказательства объективной истинности тех идей, на которые опирается картина мира, и создание у учащихся уверенности в справедливости научных знаний о мире в результате воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферу личности.

Исследование процесса формирования мировоззрения позволяет определить ряд наиболее существенных дидактических и воспитательных условий, создающих предпосылки для перевода усваиваемых знаний во взгляды и убеждения учащихся и выработки у них научного мировоззрения.

Первым дидактическим и воспитательным условием формирования мировоззрения учащихся является обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера. Реализация этого положения достигается следующими путями.

Изложение материала должно осуществляться на основе ярких и убедительных фактов и их глубокого анализа. Еще А.М. Горький подчеркивал, что «учат, воспитывают факты, всегда факты, идеи сопутствуют, а не предшествуют фактам». [3, с. 224]

Поэтому учителю необходимо внимательно подбирать и анализировать фактический материал и убедительно подводить учащихся к тем или иным мировоззренческим выводам. Если, например, изучается материал о том, что долгое время люди представляли Землю плоской и, что она якобы находится в центре Вселенной, очень важно показать, как постепенно ученые получали материал, который свидетельствовал о необоснованности подобных взглядов. Особенно убедительным в этом отношении является путешествие Магеллана вокруг Земли, а также открытие Америки Христофором Колумбом. В конце концов было доказано, что Земля представляет собой форму шара и вращается вокруг Солнца.

В процессе формирования мировоззрения необходимо обеспечивать глубокое научное истолкование всех изучаемых явлений, процессов, уяснение заключенных в них причинно-следственных связей. Долгое время, например, людям были непонятны причины развития растительного и животного мира, исчезновения одних видов и стойкости выживания других. Появление теории Ч. Дарвина о естественном отборе позволило дать материалистическое объяснение этих причин и лишило их мистической окраски. Осмысление идей генетики убедительно раскрывает материалистическую основу наследственности и разоблачает научную несостоятельность лысенковского «учения» о передаче по наследству тех свойств и качеств, которые приобретаются живыми организмами под влиянием внешних воздействий.

Необходимо побуждать учащихся к выяснению всех возникающих у них вопросов, развивать их пытливость и потребность в осмыслении всех явлений, происходящих в природе и обществе. В связи с перестройкой и обновлением всех сфер жизни общества школьники не перестают размышлять и дискутировать о причинах тех трудностей, которые возникли у нас в ходе осуществляемых преобразований, а также о путях их преодоления.

Дидактическим и воспитательным условием перевода знаний во взгляды и убеждения учащихся является придание обучению общественной направленности. Здесь имеет значение раскрытие социально-политической основы общества, разграничение в нем различных политических сил и партий, их отношение к тем сдвигам, которые происходят в демократическом развитии общества. Учащиеся должны уяснить, в каком направлении мы движемся, какие прогрессивные преобразования осуществляются в нашей экономике и социальных отношениях. Дидактическим и воспитательным условием формирования у учащихся научного мировоззрения является соблюдение принципа историзма при изучении программного материала. [10]

Исторический подход в обучении является средством повышения у учащихся интереса к познанию и способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. Д.К. Максвелл по этому поводу писал: «Наука нас захватывает только тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей развития открытий». [4, с. 39] В то же время он отмечал, что историзм в обучении позволяет более обстоятельно овладевать изучаемым материалом, так как «наука усваивается всегда наиболее полно в состоянии ее возникновения». [4, с.48]

Для формирования мировоззрения историзм в обучении помогает раскрывать генезис и сложные пути развития истины в науке, освещает борьбу между силами прогресса и реакции, способствует осознанию закономерностей эволюции природных явлений и общественно-экономических изменений. Например, учащиеся при изучении исторических событий познают причины возникновения мифических представлений о развитии природы и общества, а также религиозных верований как своеобразной формы идеологии. Вместе с тем исторический материал из различных отраслей знаний помогает школьникам осознавать объективные социально-экономические предпосылки развития общества.

Дидактическим и воспитательным условием формирования мировоззрения и перевода знаний в убеждения является развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий. В разделе дидактики подчеркивалось, что в буквальном смысле знания учащимся нельзя не «передать», не «привить», что овладение ими происходит только в процессе активной познавательной деятельности самих учащихся. На эту сторону организации учебной работы дидакты обращают самое серьезное внимание, подчеркивая ее значение как для улучшения успеваемости, так и для воспитания. М.Н. Скаткин подчеркивал: «Представления, понятия, законы нельзя механически вложить в головы учеников. Сформировать их должен обязательно сам ученик под руководством и с помощью учителя. Образование представлений, понятий, осознание законов - активный процесс мышления и деятельности учащихся.». [4, с. 17]

Для развития познавательной активности и самостоятельности учащихся необходимо широко использовать весь арсенал методов и приемов обучения, обращая самое серьезное внимание на возбуждение внутренних противоречий между знанием и незнанием и формирование на этой основе потребности в учении и учебных интересов, а также придание обучению проблемного характера, практикуя различные виды работы с учебником, проведение уроков-семинаров, уроков-диспутов и т.д.

Не меньшее значение имеет развитие познавательной самостоятельности и активности в системе внеклассной учебно-воспитательной работы. Вот почему при проведении различных внеурочных мероприятий - бесед, утренников, кружковых занятий, диспутов, читательских конференций и т.д. на нравственные, эстетические и патриотические темы - необходимо добиваться не только их глубокой научной содержательности, но и активизации мыслительной деятельности учащихся, обогащения их научными представлениями и понятиями, шире использовать дискуссионные формы работы.

Дидактическим и воспитательным условием перевода знаний в убеждения является возбуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу.

Эмоционально-положительное отношение к учению прежде всего стимулирует познавательную активность школьников. В то же время оно помогает глубже осмысливать сущность изучаемых природных и общественных явлений, способствует формированию субъективного отношения к усваиваемым знаниям, позволяет проникнуться верой в их истинность. Обращая внимание на эту сторону познавательной деятельности, необходимо помнить, что без эмоциональных переживаний никогда не было и не может быть человеческого искания истины.

1.2 Особенности формирования основ научного мировоззрения у младших школьников

Важным условием формирования у учащихся научного мировоззрения является учет их возрастных и индивидуальных особенностей в процессе учебно-воспитательной работы.

Так, младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться 11 лет.

Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения. «Научное мировоззрение представляет собой органическое единство конкретно-исторического содержательного взгляда на мир, научно обоснованных убеждений относительно законов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, системы общественно-политических отношений, определяющих активную жизненную позицию человека. Мировоззрение формируется у школьников в результате последовательного овладения научно-философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности». [5, с. 217]

Исходя из этого, формирование мировоззрения осуществляется в школе начиная с первого класса. Но характер и результаты этой работы в младших, средних и старших классах, естественно, будут различными. Применительно к младшим классам вряд ли можно говорить о формировании у ребят мировоззрения как стройной системы взглядов и убеждений. Дело в том, что, даже несмотря на повышение теоретического уровня образования в начальных классах, его содержание охватывает преимущественно изучение простейших природных и общественных явлений на уровне представлений. К тому же круг этих явлений также ограничен возрастными возможностями детей. Вместе с тем учащиеся начальных классов еще не в состоянии иметь устойчивых мировоззренческих суждений, не говоря уже об убеждениях. Поэтому в младших классах эта работа носит главным образом пропедевтический (от греч. propaideuo - обучаю предварительно) характер и создает лишь фактологическую основу для последующего более глубокого воспитания взглядов и убеждений.

Эта особенность и должна накладывать свой отпечаток на воспитание. Необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся накапливался запас хорошо осмысленных фактов и примеров по вопросам развития природы и общества и вырабатывался аналитико-синтетический подход к их усвоению. В то же время большое значение для формирования взглядов младших школьников имеет мировоззренческое истолкование изучаемого материала учителем, а также побуждение учащихся делать обобщающие выводы, вытекающие из ряда изучаемых положений (например, о причинной зависимости явлений природы и их взаимообусловленности и т.д.).

Во всей системе учебно-воспитательной работы по формированию мировоззрения учащихся огромную роль играет личность учителя. Учитель воспитывает не только специальными педагогическими приемами, но и своей личностью, своим авторитетом и общением с учащимися. Вот почему работа по формированию у школьников научного мировоззрения требует от каждого педагога дидактического и воспитательного мастерства, постоянного совершенствования своих моральных качеств, а также внимательного, чуткого и заботливого отношения к учащимся.

Научное мировоззрение формируется не только в процессе усвоения знаний и применения исследовательского метода на уроке, но и в процессе научно-исследовательской деятельности, как форме дополнительного образования школьников, самостоятельном компоненте образовательно-воспитательного процесса.

Младшие школьники имеют слабо сформированные навыки научной деятельности. Они почти не умеют самостоятельно работать с литературой, не могут подготовить самостоятельное сообщение. В основном, уяснение причинно-следственных зависимостей при ознакомлении с природными явлениями очень важно, для того чтобы у ребенка начали складываться элементы научного мировоззрения. Мышление младших школьников носит конкретный характер, поэтому за основу берутся те явления и понятия, с которыми дети не раз встречались в жизни. В младших классах детям даются элементы научного миропонимания, закладывается фундамент материалистических взглядов на явления природы и общественной жизни в соответствии с перспективой развития у них целостного мировоззрения. [6]

Формирование мировоззрения сегодня, как никогда, тесно связано с умелой и убедительной пропагандой наших исторических достижений. Формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на политический и нравственный облик личности важнейшая миссия учителя. Знания, которые получают дети в начальных классах, помогают им уже на этой ступени познания осознать существенные связи и зависимости в явлениях природы и обществе, усвоить ряд важнейших идей, которые определяют требования к их деятельности, поведению и духовным запросам. В области явлений природы младшие школьники познают в системе, например, следующие существенные связи: в природе происходят изменения по временам года, они ежегодно повторяются, для каждого времени года характерны свои признаки, в разные времена года различен труд людей в сельском хозяйстве; сезонные изменения связаны прежде всего с изменением температуры, которая зависит от положения местности по отношению к солнцу и от ветров.

В природе существует круговорот воды, что очень важно для жизни растений, животных и человека. Человек познает, в какой зависимости находится рост и развитие растений от влаги, температуры и состояния почвы. Люди познали строение и жизнь животных и приемы ухода за ними, Человек изучил строение своего тела и установил, как надо заботиться о здоровье, опираясь на научные знания.

Учащиеся знакомятся с богатствами природы, со свойствами некоторых твердых, жидких и газообразных тел, с переходом тех из одного состояния в другое, с причинами этих изменений, с тем, как человек использует эти богатства природы. В области явлений общественной жизни школьники познают важные для формирования их мировоззрения положения и идеи, раскрывающие особенности развития общества. [10]

С помощью музыки язык фактов и идей можно представить образно. Музыка способна выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые глубокие, самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний. Ей по силам передать одновременно чувства, ощущения разных людей, воздействовать на формирование мировоззрения в такой же степени, как и природе. [12] Понимание общественной идеи, выраженной в музыкальном произведении, развивает учащихся интеллектуально и эстетически. Идеи, воплощенные в музыке, соединяются в сознании учащихся с конкретным историческим материалом.

В начальной школе большое место занимает тема дружбы и товарищества; связь личных интересов с интересами всего коллектива, всей страны. Усвоение всех этих взглядов, норм и требований происходит на основе рассмотрения конкретных фактов, примеров, иллюстраций из произведений искусства и литературы, с тем, чтобы учащимся все это было понятно и вызывало бы у них сознательное стремление следовать на деле тому, что требует общественное сознание и мораль. [12]

Сознательное усвоение очерченного выше круга элементарных научных, исторических и художественно-эстетических знаний, понятий труда и нравственности и есть основной путь формирования у младших школьников основ научного мировоззрения. Большое образовательное и воспитательное значение имеют при этом рассказы о научных открытиях, о жизни замечательных людей, о деятельности крупных ученых. Привлекается материал из истории и современной жизни. Конечно, речь идет о материале, доступном младшим школьникам и по содержанию, и по форме, способном вызвать у них познавательный интерес и создать проблемную ситуацию. Задача учителя младших классов состоит в том, чтобы удовлетворить интерес детей в ответах на их вопросы о событиях в мире науки и техники и о политических событиях. Эти вопросы у младших школьников возникают постоянно в повседневной жизни: они слышат о последних новостях по радио и телевидению, просматривают газеты и журналы, многое узнают от общения со старшими. В этот стихийный поток знаний педагог вносит правдивое освещение, комментирует их с нужных, научных позиций.

В формировании научного мировоззрения особенно велика, роль искусства, как музыки, так и литературы: «Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу». [5, с. 217]

Огромное впечатление на младших школьников, на их чувства и мысли производят личные встречи и беседы с людьми, которые в своей деятельности неуклонно следовали своим твердым убеждениям в любых трудных условиях, активно действовали на различных участках производственной работы. Формирование научного мировоззрения предполагает непременно уже и на начальной ступени связи взглядов и убеждений с поступками, с поведением учащихся. Необходимо чтобы младшие школьники привыкли к тому, что если они усвоили правильный взгляд по какому-то вопросу, то они в своем собственном поведении должны следовать этому взгляду. Можно лишь тогда считать, что ученик понял, как важна честность, когда он сам во всем старается быть честным, включая и такие случаи, когда он сам честно признает свою вину, если совершил плохой поступок. Действенность мировоззрения предполагает активную борьбу за то, чтобы нравственным позициям следовали и окружающие взрослые, и члены семьи ученика.

Всякое мировоззрение представляет собой ту общую теорию, которой люди руководствуются в своей повседневной практической жизни. Давая человеку правильное представление о мире, научное мировоззрение тем самым помогает ему ориентироваться в окружающей обстановке, верно находить пути подхода к дальнейшему познанию и преобразованию действительности.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

2.1 Содержание деятельности учителя по формированию основ научного мировоззрения

С 2011 года российская школа реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который выдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы, в том числе – овладение исследовательскими умениями. В 1-й класс приходят дети с разными индивидуальными особенностями, способностями, уровнем подготовленности к обучению, но все дети любознательны. Им всё интересно, всё хочется потрогать, попробовать, изучить. Естественно, возникает предположение, что исследовательская деятельность младших школьников может стать одним из основных средств достижения результатов в формировании научного мировоззрения. Начиная работу в 2012 году в 1-м классе, Харченко Елена Николаевна провела диагностику исходного уровня универсальных учебных действий (УУД). Результаты показали, что с достаточным уровнем УУД в классе было 17% детей, со средним – 47%, с низким – 36%. Анализ результатов диагностики заставил задуматься о применении технологий, методов работы для формирования УУД. На современном этапе развития начального образования всё более актуальным становится использование приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А именно эти умения формируются в исследовательской деятельности.

Организуя учебное исследование на уроках естествознания в начальной школе, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48» с. Алексеевска Октябрьского района Ростовской области Елена Николаевна Харченко обратилась к методике Н.Б. Шумаковой, которая выделяет шесть основных этапов учебного исследования:

- мотивация,

- исследование,

- обмен информацией,

- организация информации,

- связывание информации,

- подведение итогов и рефлексия

и два дополнительных этапа, возникающих по ходу исследования: постановка новых вопросов и применение. Реализация всех этих этапов осуществляется на уроках-исследованиях, уроках-экспериментах, уроках-лабораториях, уроках-экскурсиях через исследовательские ситуации, а также через работу кружка «Я – маленький исследователь» и участие в конкурсах различного уровня. Приёмы работы: проблемные вопросы, создание проблемной ситуации; «приём ключевых слов», «приём загадки»; «выполнимое – невыполнимое действие» (по методике Н.Б. Шумаковой), а также авторские приёмы «Пирамида» и «Рюкзак исследователя».

Так, применение приема «Пирамида» позволяет вести параллельно обучение алгоритму исследования и предметному материалу. Суть приема заключается в том, что учащиеся в течение урока коллективно выстраивают «пирамиду» поэтапного изучения темы, вершиной которой является вывод – ответ на проблемный вопрос. Результатом приема «Рюкзак исследователя» является формирование социальной активности, рефлексия результатов деятельности. Суть приема заключается в том, что в результате учебных исследований учащимися создаются «продукты исследования», которые помещаются в «Рюкзак исследователя» и представляются на классных часах, научно-практических конференциях, родительских собраниях.

Использование этих приёмов обеспечивает положительную динамику в формировании научного мировоззрения, даёт возможность каждому ученику освоить способы решения проблем, обогатить личный опыт в их решении, создать условия для коррекции данных способов. Одним словом, создать банк способов действий, которые помогут детям в будущем. Систематически проводимая диагностика сформированности универсальных учебных действий к 3-му классу показала следующее: повысился уровень развития познавательных УУД на 13%, регулятивных – на 19%, коммуникативных – на 7%. Успеваемость учащихся – до 100%, процент качества знаний увеличился с 58% до 73%. Успешность формирования исследовательской компетенции младших школьников видна и в результатах конкурсов исследовательских работ и творческих проектов.

Ниже приведен фрагмент урока окружающего мира в 3-м классе. (Приложение 1)

Тип урока: открытие нового знания.

Форма проведения: урок-исследование.

Тема: «Как люди узнают о прошлом?».

Цель: подчеркнуть значение изучения прошлого, указать роль истории как науки в жизни общества и значение изучения истории для конкретного человека.

Задачи:

- дать представление об исторических источниках;

- способствовать развитию умения анализировать исторические источники;

- содействовать воспитанию бережного отношения к памятникам старины.

Ход урока

I. Мотивация (Дети в коридоре. Им предлагается зайти в класс.)

– Приглашаю вас в историческую исследовательскую лабораторию, в которой мы проведём урок окружающего мира. Чтобы попасть в лабораторию, вам необходим электронный чип (тонкая пластинка с микросхемой). Берём чипы разного цвета. Подойдите к демонстрационному столу. Вы можете потрогать эти предметы. Знаете, что это такое? Зачем нам нужны эти предметы? Как называется наука, изучающая прошлое? (История.)

Дети рассаживаются за столами в соответствии с цветом чипа.

– Ребята, ещё раз обращаю ваше внимание на эти предметы. Для чего они нужны? (Чтобы узнать о прошлом.)

– Вот вы сами подошли к теме нашего урока: «Как люди узнают о прошлом?». Это проблемный вопрос нашего урока.

ПРОБЛЕМА

– Работая в группах, составим маршрут исследования, обсудим вместе, обратимся к информации, сделаем выводы. На каждом этапе работы вы будете оценивать свою деятельность на оценочных листах, а в конце урока мы подведём итоги.

II. Исследование

– Кого называют хозяйкой прошлого? Согласно древнегреческим мифам, это богиня истории Клио (показ).

– Наверное, не случайно она изображена со свитком и палочкой для письма. Попробуйте предположить, зачем ей нужны эти предметы. (Эти предметы и есть то, с помощью чего можно изучить историю. Это источники.)

– А коль мы говорим об истории, то это источники какие? (Исторические.)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

– Разные учёные изучают источники: одни являются специалистами по изучению вещей, другие анализируют древнейшие книги, третьи ездят по разным местам и собирают древние легенды, сказания, пословицы, поговорки… Значит, на сколько групп можно разделить исторические источники?

– Правильно, на 3 (3 стрелки).

– Всё, что связано с вещами, – это… (Вещественные источники.)

– Книги, письма, старые газеты – это… (Письменные источники.)

– Легенды, пословицы, поговорки, сказки, передававшиеся из уст в уста, это какие исторические источники? (Устные.)

Итак, проблема определена. Обратимся к информации.

ИНФОРМАЦИЯ

Для каждой группы подготовлены разные тексты с заданиями. При этом задания группам распределяю так, чтобы, рассмотрев свою проблему, учащиеся задали вопрос, ответ на который они узнают, выслушав другую группу.

Задание 1-й группе: пользуясь дополнительным текстом об исторических источниках, отобрать изображения только вещественных источников; 2-й группе – письменных, 3-й – устных. При этом у ребят возникает вопрос: а оставшиеся изображения к какому виду относятся?

III / IV. Обмен информацией, систематизация

ОБСУЖДЕНИЕ

1-я группа отвечает, и у детей возникает вопрос: «К какому виду относятся оставшиеся изображения?». Выслушав учащихся 2 группы, к письменным источникам они отнесут ещё и часть своих изображений, при этом у ребят 1-й и 2-й групп остаются лишними изображения устных исторических источников. Выслушав 3-ю группу, они относят оставшиеся изображения источников к устным. (Параллельно дети заполняют динамическую схему на доске.)

V. Связывание информации

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети составляют связный ответ на основе динамической схемы, подкреплённой изображениями исторических источников.

VI. Применение новых знаний

ПРИМЕНЕНИЕ

- С раскопок нам принесли 3 ящика, в которых находятся исторические источники. Представители групп выберут один из ящиков, вы совместно охарактеризуете исторические источники. (В ящики нужно положить по одному вещественному источнику и ещё по одному другого вида – устному или письменному.)

– Выберите один из трёх ящиков и начинайте исследование (по предложенному плану).

По окончании работы группы проводят самооценку. Вы видите, что из любого исторического источника, к какой бы группе он ни относился, можно извлечь информацию. Посмотрите на экран. Перед вами фрагмент мультфильма «Алёша Попович и Тугарин Змей». Просмотрите и скажите, к какому виду исторических источников его можно отнести. (Просмотр фрагмента.)

VII. Подведение итогов, рефлексия

– Итак, наша работа в исторической исследовательской лаборатории подходит к концу. Вернёмся к маршруту исследования, всё выполнено? (…)

– Какая у нас была цель исследования? Достигли мы её?

– Сравните предположения и выводы. Что мы подтвердили (опровергли)?

– На какой вопрос мы не смогли точно ответить в начале урока?

– Как вы сейчас ответите на этот вопрос?

ВЫВОД

– Вам было трудно? А что было самым интересным? (…)

Анализ «листов достижений».

VIII. Задание на дом

Устно описать любой предмет, который может стать историческим источником для наших потомков.

На данном уроке окружающего мира «продукт» учебного исследования – это созданная учащимися страница учебника, полученная в результате заполнения динамической схемы.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом её является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

2.2 Этапы формирования исследовательских навыков по естествознанию

В качестве варианта включения младших школьников в исследовательскую деятельность в 1 классе (школа) можно считать кружок «Я – маленький исследователь», занимающий особое место в содержании внеурочной деятельности учащихся по естествознанию, как основы для организации образовательной деятельности на уроке (Приложение 2). Цель кружка – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование их исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Задачи кружка: обучение проведению учебных исследований; развитие творческой исследовательской активности; стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам – ознакомление с научной картиной мира; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Содержание программы кружка включает: «Тренинг исследовательских способностей», «Методика проведения учебных исследований», «Мониторинг учебно-исследовательской деятельности». Приёмы познавательной деятельности, которые младшие школьники осваивают на занятиях кружка, становятся общими для познания в различных предметных областях и становятся основой формирования научного мировоззрения в предметной области учебной дисциплины.

Процесс обучения исследовательским навыкам состоит из нескольких этапов. Сначала учителем проводятся тренировочные занятия со всем классом, дающие возможность познакомить каждого ученика с техникой проведения исследования.

На первых занятиях рассматриваются методы исследования, т.е. дети узнают, откуда можно получить информацию. Им предлагаются картинки с изображением телефона, книги, руки, компьютера, восклицательного знака и т.д. Это означает, что можно связаться со специалистом, прочитать о чём-либо в книге, провести эксперимент, воспользоваться компьютером, подумать самостоятельно и проч. Далее следуют занятия-тренинги, на которых дети учатся собирать информацию и обрабатывать её так, как это делают настоящие учёные. Например, детям предлагается собрать материал об их любимых животных. Однако у детей ещё нет навыка письма, а все сведения не запомнить. Поэтому информация записывается в виде схемы, рисунка. Здесь приходят на помощь родители. Они совместно с детьми подбирают литературу, читают статьи по теме, а ребята заносят информацию на лист-схему. Собранные сведения обобщаются, анализируются, а затем делаются сообщения.

В следующих классах учитель работает над формированием и развитием умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения. Для этого Елена Николаевна использует специальные задания и упражнения, которые помогают развить умение видеть проблемы. Даётся задание: посмотреть на мир чужими глазами. При выявлении проблем одно из самых важных свойств – способность изменять свою точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Это позволяет увидеть то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого полезно выполнять такие упражнения: продолжи неоконченный рассказ; составь рассказ от имени литературного или сказочного персонажа; составь рассказ, используя данную концовку; назови как можно больше признаков предмета.

Выявив проблему, учащиеся начинают искать её решение – учатся выдвигать рабочие гипотезы. В этом процессе требуются оригинальность, гибкость и продуктивность мышления, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются в результате и логических рассуждений, и интуитивного мышления. В ходе детских исследований гипотезы направлены на развитие творческих способностей, поэтому чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Для формирования умения вырабатывать гипотезы предлагаются, например, такие задания: давай вместе подумаем, почему бывает день и ночь; почему течёт вода и др. Делая предположения, используются слова: «предположим», «возможно», «что если» и т.д.

Кроме того, для любого исследователя важно умение задавать вопросы. Они играют одну из ключевых ролей и обычно рассматриваются как форма выражения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, пробуждая в нём потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Используются для этого такие упражнения: предъявляются картинки с изображением животных, людей и предлагается учащимся задать им вопрос или попытаться ответить на вопрос, который мог бы задать тот, кто изображён на картинке. В логике выделено много видов и типов вопросов, направленных, например, на установление сходства и различия, причинно-следственных связей и т.д. Сначала учащиеся ставят описательные вопросы: «Кто..? Как…? Где…? Когда…? Что…?». Задавая их, младшие школьники учатся наблюдать, описывать и вырабатывают у себя уверенность в понимании настоящего. Далее следуют «воображаемый вопрос», «оценочные вопросы». Наконец, вводятся вопросы: «Что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать?».

На занятиях кружка учащиеся учатся давать определения понятиям. Используются для этого простые приёмы. Описание предполагает перечисление внешних черт предмета с целью его нестрогого отличия от сходных с ним предметов. Описать объект – значит, ответить на вопросы: «Что это такое? Чем это отличается от других? Чем это похоже на другие объекты?».

Приём сравнения используется для тренировки умения работать с понятиями, а также интересно сравнить свои описания с описаниями этих же предметов учёными или одноклассниками. Приём различения позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, отвечаем на вопрос, чем различаются яблоко и помидор. Приём обобщения – это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём выделения в содержании видового понятия видообразующего признака и его отбрасывания. Для этого используем такое задание: из приведённых понятий надо построить ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему. Например, насекомое – пчела, книга – энциклопедия и т.д. Важным средством развития умений давать определения понятиям являются обычные загадки. Отгадка – это определяемая часть загадки, а формулировка – это её определяющая часть, вторая половина определения.

Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.

А ещё на занятиях учащиеся учатся классифицировать, т.е. устанавливать определённый порядок. При классификации объекты разбиваются на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать её обозримой. Классификация придаёт мышлению строгость и точность. С этой целью используется метод наблюдения, который служит источником получения разнообразных сведений о мире. Для этого учащиеся развивают в себе наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Учителем рекомендуется следующее упражнение: «рассматриваем любимый предмет (игрушку) внимательно и спокойно, затем дети закрывают глаза, предмет убирается, а ребята вспоминают и называют все его детали». Следующий этап упражнения – учащиеся рисуют этот предмет по памяти. Другое задание: «рассмотреть парные картинки, содержащие различия, и найти ошибки художника».

Особое место в науке и в исследованиях принадлежит эксперименту. Самые интересные для младших школьников эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Например, учащиеся ставят эксперименты с магнитом и металлом, смешивают краски, наблюдают, как исчезает вода, и т.д. Занятия в кружке помогают ученикам анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения в области естествознания. Умение выделить главную мысль, найти подтверждающие её факты – качество, необходимое при обработке материалов, добытых в ходе исследования, при подготовке их к публичному представлению. Наиболее простой приём, позволяющий это делать, – использование простых графических схем. Важным средством и результатом мышления является умозаключение. Оно позволяет проникать в такие глубины предметов и явлений, которые скрыты от наблюдения. Особый интерес представляют задания, содержащие верные внешне, но ошибочные в сущности умозаключения. Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы является первичное включение учащихся в собственную исследовательскую практику.

Основными этапами исследования являются следующие.

1. Актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления будущего исследования).

2. Определение сферы исследования (формулировка основных вопросов, ответы на которые хотелось бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытка строгого обозначения границ исследования).

4. Выработка гипотезы (в том числе высказывание нереальных и провокационных идей).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбор методов исследования).

6. Определение последовательности проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (фиксация полученных знаний).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (их структурирование с использованием известных логических правил и приёмов).

9. Подготовка отчёта (определение основных понятий, подготовка сообщения по результатам исследования).

10. Доклад (публичная защита результатов перед сверстниками, родителями, ответы на вопросы).

Защита работ учащихся проводится как праздничное мероприятие. Время представления каждой работы – 5–7 минут. По итогам защиты проводятся награждения. Результатом обучения в кружке является становление активной жизненной позиции младших школьников, проявляющейся в самостоятельной познавательной активности. В основе исследовательской деятельности лежит умение самостоятельно решать проблему, а значит, развитие познавательных навыков. Кроме того, развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки. Участие в исследовательской деятельности повышает у детей уверенность в себе и позволяет успешнее учиться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования были сделаны следующие вывод:

- Требования, предъявляемые к современному образованию, определяют и требования к современным образовательным технологиям, которые должны не только решать задачи освоения содержания предмета, но и способствовать становлению образовательных компетентностей учащихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной. Среди основных задач современного образования - конструирование школьных стандартов, основанных на овладении учащимися универсальными учебными действиями (УУД), которые позволяют искать и находить решения личностно и социально значимых проблем. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предусматривает овладение школьниками УУД как средством достижения успеха в условиях динамичной реальности через реализацию исследовательской деятельности. В начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.

- Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как необходимые в реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО). Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных учебных предметов и внеурочную деятельность.

- В современном образовании актуальным остается вопрос о необходимости создания на научной основе нового концептуального подхода к образованию, воспитанию, стратегическим ориентиром которого должно стать сформирование личности с творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, призванной содействовать реализации задач социально-экономического, гуманно-нравственного образования общества, способной сохранить знания о природе.

- Формирование мировоззрения школьников - процесс длительный и многосторонний. Он зависит не только от различного уровня овладения знаниями и соответствующего им уровня выработки взглядов, убеждений и идеалов, но и от возрастных особенностей учащихся. Он носит целостный и интегративный характер, или, иначе говоря, начинается с формирования простейших элементов мировоззренческих представлений у младших школьников, которые затем с возрастом обогащаются, усложняются и закладывают основы убеждений в старших классах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Александрова Г.В. Основные трудности реализации проектного метода в начальной школе / Г.В. Александрова // Начальная школа плюс до и после. – 2014. - № 2. – Режим доступа: http://school2100.com/izdaniya/magazine/archive/search.php?text=&p_id=13713&a=

  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов-н/Д., 1983.

  4. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. -- М., 2006.

  5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе / Н.Ф. Виноградова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с.

  6. Демидко Т.Н. Проектно-исследовательская деятельности при изучении курса «окружающий мир» / Т.Н. Демидко // Начальная школа. – 2013. - № 1. - Режим доступа: http://n-shkola.ru/archive/viewarticle/28

  7. Ерохина Е.Л. Исследовательская и проектная деятельность школьника: разграничение понятий / Е.Л. Ерохина // Начальная школа плюс до и после. – 2013. - № 8. – Режим доступа:http://school2100.com/izdaniya/magazine/archive/search.php?text=&p_id=13713&a=

  8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5.

  9. Иванова О.В. Исследовательская деятельность младших школьников / О.В. Иванова // Начальная школа плюс до и после. – 2007. - № 9. – Режим доступа: http://school2100.com/izdaniya/magazine/archive/search.php?text=&p_id=13713&a=

  10. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников / Л.М. Ильиных // Начальная школа плюс до и после. – 2007. - № 9. – Режим доступа: http://school2100.com/izdaniya/magazine/archive/search.php?text=&p_id=13713&a=

  11. Митрякова О.Л. Учимся использовать новые образовательные технологии / О.Л. Митрякова, С.Ф. Шнейдер // Начальная школа плюс до и после. – 2004. - № 11. – Режим доступа: http://school2100.com/izdaniya/magazine/archive/search.php?text=&p_id=13713&a=

  12. Осмалова И.В. Исследовательская деятельность младших школьников как средство достижения метапредметных образовательных результатов / И.В. Осмалова // Начальная школа плюс до и после. – 2014. - № 6. –Режим доступа:http://school2100.com/upload/iblock/5c5/Jurnal_6_2014_48-50.pdf

  13. Петрова И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И.В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — №5. - Т.2. — С. 151 – 155.

  14. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования: Электронный ресурс. – Режим доступа: http://college.ru/pedagogam/450/468/474/488/

  15. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004.

  16. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения / А.И. Савенков. – М.: Академия, 2005.

  17. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы / А.И. Савенков // Одарённый ребенок. – 2003. – № 2.

  18. Семенова Л.В. Исследовательская деятельность как развитие познавательной активности младшего школьника / Л.В. Семенова// Начальная школа плюс до и после. – 2013. - № 1. – Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/e04/e044e36871443b2157d156842bcbb856.pdf

  19. Терлецкая Н.В. Исследовательская деятельность учеников глазами учителя / Н.В. Терлецкая// Начальная школа. - 2014. - № 6. – Режим доступа: http://n-shkola.ru/articles/view/35

  20. Шаброва С.В. Опыт организации групповой работы на уроках окружающего мира / С.В. Шаброва // Начальная школа. – 2014. - № 7. - Режим доступа: http://n-shkola.ru/articles/view/21

Приложение 1

Конспект урока

Тема: «Как люди узнают о прошлом?».

Цель: подчеркнуть значение изучения прошлого, указать роль истории как науки в жизни общества и значение изучения истории для конкретного человека.

Задачи:

- дать представление об исторических источниках;

- способствовать развитию умения анализировать исторические источники;

- содействовать воспитанию бережного отношения к памятникам старины.

Тип урока: открытие нового знания.

Форма проведения: урок-исследование.

Ход урока

I. Мотивация (Дети в коридоре. Им предлагается зайти в класс.)

– Приглашаю вас в историческую исследовательскую лабораторию, в которой мы проведём урок окружающего мира. Чтобы попасть в лабораторию, вам необходим электронный чип (тонкая пластинка с микросхемой). Берём чипы разного цвета. Подойдите к демонстрационному столу. Вы можете потрогать эти предметы. Знаете, что это такое? Зачем нам нужны эти предметы? Как называется наука, изучающая прошлое? (История.)

Дети рассаживаются за столами в соответствии с цветом чипа.

– Ребята, ещё раз обращаю ваше внимание на эти предметы. Для чего они нужны? (Чтобы узнать о прошлом.)

– Вот вы сами подошли к теме нашего урока: «Как люди узнают о прошлом?». Это проблемный вопрос нашего урока.

ПРОБЛЕМА

– Работая в группах, составим маршрут исследования, обсудим вместе, обратимся к информации, сделаем выводы. На каждом этапе работы вы будете оценивать свою деятельность на оценочных листах, а в конце урока мы подведём итоги.

II. Исследование

– Кого называют хозяйкой прошлого? Согласно древнегреческим мифам, это богиня истории Клио (показ).

– Наверное, не случайно она изображена со свитком и палочкой для письма. Попробуйте предположить, зачем ей нужны эти предметы. (Эти предметы и есть то, с помощью чего можно изучить историю. Это источники.)

– А коль мы говорим об истории, то это источники какие? (Исторические.)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

– Разные учёные изучают источники: одни являются специалистами по изучению вещей, другие анализируют древнейшие книги, третьи ездят по разным местам и собирают древние легенды, сказания, пословицы, поговорки… Значит, на сколько групп можно разделить исторические источники?

– Правильно, на 3 (3 стрелки).

– Всё, что связано с вещами, – это… (Вещественные источники.)

– Книги, письма, старые газеты – это… (Письменные источники.)

– Легенды, пословицы, поговорки, сказки, передававшиеся из уст в уста, это какие исторические источники? (Устные.)

Итак, проблема определена. Обратимся к информации.

ИНФОРМАЦИЯ

Для каждой группы подготовлены разные тексты с заданиями. При этом задания группам распределяю так, чтобы, рассмотрев свою проблему, учащиеся задали вопрос, ответ на который они узнают, выслушав другую группу.

Задание 1-й группе: пользуясь дополнительным текстом об исторических источниках, отобрать изображения только вещественных источников; 2-й группе – письменных, 3-й – устных. При этом у ребят возникает вопрос: а оставшиеся изображения к какому виду относятся?

III / IV. Обмен информацией, систематизация

ОБСУЖДЕНИЕ

1-я группа отвечает, и у детей возникает вопрос: «К какому виду относятся оставшиеся изображения?». Выслушав учащихся 2 группы, к письменным источникам они отнесут ещё и часть своих изображений, при этом у ребят 1-й и 2-й групп остаются лишними изображения устных исторических источников. Выслушав 3-ю группу, они относят оставшиеся изображения источников к устным. (Параллельно дети заполняют динамическую схему на доске.)

V. Связывание информации

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети составляют связный ответ на основе динамической схемы, подкреплённой изображениями исторических источников.

VI. Применение новых знаний

ПРИМЕНЕНИЕ

- С раскопок нам принесли 3 ящика, в которых находятся исторические источники. Представители групп выберут один из ящиков, вы совместно охарактеризуете исторические источники. (В ящики нужно положить по одному вещественному источнику и ещё по одному другого вида – устному или письменному.)

– Выберите один из трёх ящиков и начинайте исследование (по предложенному плану).

По окончании работы группы проводят самооценку. Вы видите, что из любого исторического источника, к какой бы группе он ни относился, можно извлечь информацию. Посмотрите на экран. Перед вами фрагмент мультфильма «Алёша Попович и Тугарин Змей». Просмотрите и скажите, к какому виду исторических источников его можно отнести. (Просмотр фрагмента.)

VII. Подведение итогов, рефлексия

– Итак, наша работа в исторической исследовательской лаборатории подходит к концу. Вернёмся к маршруту исследования, всё выполнено? (…)

– Какая у нас была цель исследования? Достигли мы её?

– Сравните предположения и выводы. Что мы подтвердили (опровергли)?

– На какой вопрос мы не смогли точно ответить в начале урока?

– Как вы сейчас ответите на этот вопрос?

ВЫВОД

– Вам было трудно? А что было самым интересным? (…)

Анализ «листов достижений».

VIII. Задание на дом

Устно описать любой предмет, который может стать историческим источником для наших потомков.

Приложение 2

Кружок «Я – маленький исследователь»

Цель кружка – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование их исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи кружка:

- обучение проведению учебных исследований;

- развитие творческой исследовательской активности;

- стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

- ознакомление с научной картиной мира;

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Содержание программы кружка:

- «Тренинг исследовательских способностей»,

- «Методика проведения учебных исследований»,

- «Мониторинг учебно-исследовательской деятельности».

Основные этапы исследования:.

1. Актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления будущего исследования).

2. Определение сферы исследования (формулировка основных вопросов, ответы на которые хотелось бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытка строгого обозначения границ исследования).

4. Выработка гипотезы (в том числе высказывание нереальных и провокационных идей).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбор методов исследования).

6. Определение последовательности проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (фиксация полученных знаний).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (их структурирование с использованием известных логических правил и приёмов).

9. Подготовка отчёта (определение основных понятий, подготовка сообщения по результатам исследования).

10. Доклад (публичная защита результатов перед сверстниками, родителями, ответы на вопросы).

Просмотров работы: 7137