РАСПРОСТРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ВОЛОНТЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАСПРОСТРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ВОЛОНТЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Лукиенко Н.Ю. 1, Карасев Е.А. 2
1Филиал Южного федерального университета в г. Новошахтинске
2Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Без вовлечения детей и подростков в социально направленную деятельность невозможны качественные изменения в системе школьного образования и успешной социализации подрастающего поколения. Согласно Стратегии развития воспитания на период до 2025 года, приоритетом государственной политики в области воспитания является «создание условий для воспитания здоровой, счастливой, ориентированной на труд личности», перед российской школой поставлена задача формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, «творческого отношения к разным видам трудовой деятельности».

В настоящее время эффективность образования оценивается в значительной степени не только по способности решать интеллектуальные задачи, адекватные информационной эпохе, но и по уровню овладения опытом решения реальных практических дел, по участию детей и подростков в волонтерской деятельности.

Среди всех видов социальных практик волонтерство обладает мощным общественным ресурсом для решения социальных проблем, улучшения качества жизни граждан, помощи населению при возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и т. д. Этот вид деятельности характеризует уровень самоорганизации общества, вовлеченность молодых людей в создание общих позитивных ценностей.

Такие ключевые ценности, как любовь к Родине, трудолюбие, способность брать на себя ответственность, чувство долга, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию, востребованы сегодня в различных отраслях экономики, во всех сегментах российского общества. А это означает, что знания, полученные выпускниками в ходе обучения, без навыков самостоятельной работы, непрерывного самообразования, проявления инициативы в получении новых знаний будут постепенно устаревать и молодые люди не смогут быть конкурентоспособными на рынке труда. Заложить соответствующую мотивацию, воспитать социально активную личность – важнейшая задача педагогов и воспитателей. Социальная активность предполагает умение самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, ответственность, мобильность личности, умение конструктивно взаимодействовать, вести диалог, умение работать в команде, предполагает сформированность навыков к самообразованию и самореализации.

Федеральный государственный стандарт с его системно-деятельностным подходом, Концепция развития дополнительного образования детей, Стратегия развития воспитания на период до 2025 г. и другие документы являются ключевыми, пронизывающими идеологию современного образования. Все они нацелены и ориентируют педагогов на активное включение обучающихся в общественно полезную деятельность, жизнь страны (региона, города, села). Сегодня в условиях вызовов к системе образования, непростой экономической ситуации и международного положения воспитание социально активной личности и вовлечение школьников в волонтерские практики приобретают особую актуальность.

Современные исследования показывают, что у молодежи меняется ценностно-смысловая структура сознания, и особенно сильно это заметно по 11-12-летним современным школьникам. Эта целевая аудитория юных граждан (учащиеся 5-6 классов) наиболее мотивирована на общественно-полезную деятельность, участие в добровольческом движении. Образ детско-юношеских общественных организаций выглядит для них очень привлекательно, они говорят о них как об объединениях, где можно «многому научиться», «воспитать себя для взрослой жизни», проявить себя. Поэтому, на наш взгляд, наполнение мотивационной сферы смыслами, работа над созданием имиджа добровольца заслуживает самого пристального внимания взрослых, а вовлечение подростков в волонтерское движение становится важнейшей задачей учителей, классных руководителей, социальных педагогов, психологов, тьюторов, вожатых.

Сегодня волонтерские практики используются в общеобразовательных организациях ограниченно, мизерный процент учащихся вовлечен в добровольческую деятельность, современных учебно-методических разработок в этой области очень мало. Исследования показывают дефицит «неденежных мотиваций», «безудержное потребление», падение трудовой этики. Добровольчество в российском обществе, особенно среди учащихся массовых общеобразовательных организаций, пока не стало потребностью. Нередко в сознании педагогов и родителей преобладает знаниевая парадигма образования, когда упор делается на получение исключительно академических знаний для поступления в вузы. Далеко не все педагоги осознают принципы волонтерского движения. Согласно опроса, проведенного автором в образовательных организациях города Новошахтинска, 10% респондентов из числа педагогов, которые осознают принципы волонтерства, считают, что в добровольческую деятельность школы включено не более 20% школьников.

Тем не менее, проведенные опросы показывают, что в целом руководство и педагоги школ города Новошахтинска согласны с тем, что волонтерство играет большую роль формировании социальных компетенций, культуры межличностных отношений, развития коммуникативных качеств, воспитания гражданственности и патриотизма.

Учителя высказывались за создание волонтерского движения в их школе, либо ресурсного центра крупной и опытной некоммерческой организации (НКО).

Определяя цели создания волонтерского движения, 20% педагогов утверждают, что деятельность волонтерского центра способствует успешной социализации; 53% - воспитанию детей с высоким уровнем моральных и нравственных качеств; 26% - вовлечению школьников в конкретную помощь нуждающимся; 1% - вовлечению подростков в международные добровольческие движения, привитию таких навыков, как безвозмездная помощь, участию в экологических акциях и т. д. (единичные ответы).

Затруднением для организации волонтерского движения в школе является отсутствие нормативной базы, позволяющей организовать движение (а именно, положения о волонтерстве, программы добровольческой деятельности и т.д.). Прежде всего необходимо внести изменения в устав школы.

Чтобы мотивировать школьников к добровольческой деятельности, 67% педагогов считают, что необходим харизматичный лидер, руководитель, организатор волонтерской деятельности (их личный пример); 20% - наличие дружной команды; 18% - существование знаков отличия, брендирование; 26% - возможность выбрать направление работы, значимое для школьника (т.е. наличие вариативных программ).

Возглавить волонтерское движение в школе, по мнению педагогов, может любой член педагогического коллектива, обладающий организаторскими способностями и желанием работать в этом направлении, однако 13% из них готовы отдать предпочтение социальному педагогу; 14% - психологу; 15% - тьютору или вожатому.

Оказать помощь педагогам в развитии волонтерства и организации волонтерского движения готовы ответственные социальные партнеры из числа общественных и некоммерческих организаций и т.д.

В настоящее время педагоги школ остро нуждаются в методическом сопровождении волонтерской деятельности.

Важно отметить, что в последние годы волонтерство в нашей стране стало престижным занятиям. Ярким примером этому может служить организация и проведение с активным участием волонтеров таких масштабных мероприятий, как XXII Олимпийские зимние и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в Сочи, празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, 700-летия Преподобного Сергия Радонежского и др. И хотя по сравнению со странами Европы уровень развития добровольчества в России недостаточно высок, все больше и больше молодых людей включаются в осуществление социально значимой деятельности.

На государственном уровне придается особое значение привлечению граждан к добровольчеству. Главное подтверждение тому – учет с 2015/2016 учебного года волонтерствакак одного из индивидуальных достижений абитуриентов при поступлении в вузы России. Так, в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 839 от 28 июля 2014 г. «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год», при поступлении будут учитываться индивидуальные достижения за волонтерскую деятельность с начислением до 10 дополнительных баллов.

Во многих отечественных вузах (причем не только государственных, но и частных) принято решение насчитывать определенное количество баллов (от 1 до 10) абитуриентам, предоставляющим документы (в частности, Личную книжку волонтера), в которых подтверждается их участие в добровольческой деятельности.

В заключение следует отметить, что готовность подрастающего поколения участвовать в добровольческой деятельности является также важным показателем осознания им своих реальных возможностей и интересов, степени развития гражданского общества в нашей стране.

Просмотров работы: 1101