Согласно ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты». Категория «ребенок-инвалид» устанавливается гражданину в возрасте до 18 лет в зависимости от степени ограничений жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов. Основными причинами детской инвалидности являюятся: ухудшение экологической обстановки; детский травматизм; ослабленное здоровье родителей; отсутствие культуры здорового образа жизни; недостаточное развитие сети реабилитационных учреждений; алкоголизм родителей; экономические показатели и т.д.[1], [2], [3], [4].
В работе предпринята попытка выявить социальные проблемы семей с детьми инвалидами, проживающих в г. Якутске. Всего в опросе приняли участие 50 семей. Социальный паспорт семей: возраст родителей: от 30-39 л. (40%), от 40-49 л. (36%), от 50-59 л. (15%) и от 60 л. и свыше (9%); уровень образования родителей: большинство имеют высшее образование (50%), средне – специальное (38%), среднее (12%). Американская исследовательница Дж. Мерсер отмечает, что чем ниже уровень образования, тем позже диагностируется болезнь ребенка. По социальному статусу, 6% семей относит свою семью к семьям с рабочей профессией, 31% - к служащим, 21% - к интеллигенции, 4% - предприниматели, 4% указали, что их семья относится к категории «безработных семей», 15% - пенсионеры, 15% - это матери-одиночки и 4% респондентов не указали социальную принадлежность своей семьи. 43% семей с ребёнком-инвалидом – это неполная семья, 31% полная семья и 26% семей, из категории многодетных семей.
В качестве основных проблем, большинство семей назвали потребность в психологической помощи. Но к психологической службе обращались только 12% из опрошенных семей, 21% семей, указали, что даже если нуждаются, то они сами пытаются решить свои проблемы. Льготы, которые предоставляет государство, семьи, оценивают как недостаточные. Большинство семей хотят улучшить обеспечение лекарствами, получать путевки на санаторно-курортное лечение, проходить реабилитацию в специализированных учреждениях. Одним из главных проблем семей с ребёнком-инвалидом является нехватка денежных средств. Большинство семей указали, что их доходы ниже прожиточного минимума по городу ( 37 %).
В анкете был вопрос: «Сталкивались ли вы с нарушением законных прав ребенка-инвалида?». Только 40% семей ответили, что не сталкивались, тогда как большинство (60%) отметили, что очень часто сталкиваются с нарушением прав ребёнка-инвалида. Родители отмечают, что сталкиваются с нарушением прав ребёнка в медицинских учреждениях, при оказании медицинской помощи (56%), при устройстве в реабилитационные центры (28%) и в общеобразовательную школу (9%).
Таким образом, основными проблемами семей с ребёнком-инвалидом являются психологические, материальные проблемы, а также нарушение законных прав ребёнка, именно со стороны медицинских и образовательных учреждений. Среди семей с ребёнком-инвалидом, много больше неполных семей, в основном это матери-одиночки. Семья, попав в трудную жизненную ситуацию, возможно, в силу своей не осведомлённости, либо «закрытости», пытается сама решать свои психологические проблемы, практически не обращаясь к помощи специалиста – психолога, социального работника.
Основываясь на полученных данных можно дать следующие рекомендации:
- обеспечить психологическую поддержку родителей и родственников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, которая будет способствовать разрешению возникающих проблем семейного взаимодействия и воспитания детей-инвалидов;
- организовать помощь малообеспеченным семьям в виде привлечения средств через благотворительные организации, фонды помощи, обеспечить информационно-консультационную поддержку по получению субсидий, льгот предоставляемых государством, территориальными или районными центрами социального обслуживания или социальной защиты населения;
- обеспечить информацией о реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в задачу которых входит оказание медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи детям и их семьям;
- проводить индивидуальную и групповую психосоциальную работу с семьями, проводить просветительские лекции и тренинги для родителей;
- проводить мероприятия, направленные на объединение семей, имеющих детей инвалидов в виде групп-встреч, круглых столов и т.д.;
- необходимо регулярно мониторить потребности семей, воспитывающих детей-инвалидов, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости;
- усилить работу социальных работников с семьями с детьми-инвалидами, разработать индивидуальную программу поддержки семей.
Список использованной литературы
1. Курбатов В.И. Социальная работа. Р/ на Д: Феникс, 2005.
2. Нестерева Г.Ф. Технология и методика социальной работы. М.: Издательский центр «Академия», 2011.
3. Платонова Н.М. Теория и методика социальной работы. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
4. Технологии социальной работы / Под общей ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2004.
3