Содержательную характеристику понятия «ценность природы» составляют психофизиологические особенности. Свое практическое отражение и свой жизненный смысл эти особенности находят в организации и реализации образовательного процесса, в практической деятельности по созданию модели развивающего дошкольного образования, а также в разнообразных проявлениях детской субкультуры [2, с. 7].
Идея о первичности эмоциональной связи ребенка с природным окружением высказывалась еще известными педагогами К.Д. Ушинским и В.А. Сухомлинским. В работах современных исследователей — Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др. — также отмечается важность идеи развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детей дошкольного возраста. Например, Н.Ф. Виноградова и Т. Филиппова подчеркивают, что для детей необходим начальный этап эмоционального общения непосредственно с окружающими их природными объектами — основа доброжелательного отношения, нравственного поведения, познавательного интереса и желания вновь вступать во взаимодействие с природой [1].
Как показывают исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, для того чтобы ребенок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, должен быть наработан собственный практический опыт ребенка. На этом основании можно сделать заключение о том, что эмоции ребенка развиваются в процессе деятельности и зависят от ее содержания и структуры.
Проблему становления ценностного отношения к миру природы, как считают многие исследователи, также необходимо рассматривать с позиций воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности по отношению к окружающему миру. Становление нового мировоззрения во многом обусловливается нравственно-этическим воспитанием, развитием духовного мира человека, формированием моральных ценностей по отношению к окружающему миру, включая и мир природы.
Воспитание ценностного отношения к окружающему миру тесно связано с проблемой эстетического развития личности. Необходимо с детства научить человека жить в ладу с природой, как жили наши предки, которые умели живо воспринимать красоту окружающей среды и переносить ее в свой быт, обычаи, мысли, ритм жизни и труд. Данной точки зрения придерживается С.Л. Рубинштейн, считая, что эстетическое чувство природы важно формировать в том возрасте, когда складывается духовный мир детей, когда они особенно чутки и восприимчивы к красоте. По мнению В.А. Сухомлинского, развитие эстетических чувств в дошкольном детстве имеет важнейшую роль, ибо на этом возрастном этапе эмоции и мысли неоднократно закрепляются, способствуя выработке мировоззрения и положительных привычек поведения.
Учеными доказано, что ценностное отношение к окружающей действительности особенно у детей дошкольного возраста в силу их возрастной специфики во многом обусловлено эмоциональным состоянием. Как показало исследование Н.Д. Былкиной и Д.В. Люсина, эмоции ребенка, в свою очередь, во многом обусловлены не только внешней ситуацией, но и внутренним его состоянием. Эмоции дошкольников – его основная, базисная ценность. Какие бы детерминанты ни определяли жизнь ребенка, внутренне, психологически действенными они становятся в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней (А.В. Запорожец). Многолетнее исследование, проведенное Н. Ежковой, показало: согласование образования с одной из основных ценностей дошкольного возраста – повышенной эмоциональностью детей позволяет достичь значительных позитивных изменений в их личностном развитии, характере самореализации в деятельности, отношении к окружающему миру в целом [2, с.152].
Также установлена связь между уровнем знаний об окружающей действительности и характером отношения к ней. Отмечается, что накопление представлений, расширение личного поведенческого и оценочного опыта способствуют углублению нравственных представлений. У детей дошкольного возраста постепенно, по мере овладения этим опытом, формируются «понятийные правила поведения», что ведет к более высокой степени их осознания. Постепенно эти правила становятся одним из важнейших регуляторов поведения. У детей формируются такие качества, как ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль, — все это имеет важное значение для их развития.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что у дошкольника:
- ценности и чувства образуют сплав, представляющий собой «единство аффекта и интеллекта», на основе которого ребенок взаимодействует с природой;
- усваиваемые ценностные установки и чувства по отношению к природе постепенно становятся регулятором поведения и деятельности, при этом чувственная регуляция является ведущей;
- индикатором эмоционально-ценностного отношения являются проявления ценностных качеств личности и чувств непосредственно в реальной деятельности и реальном поведении;
- позитивные (гуманные) ценности в отношениях «человек -природа» складываются на основе положительных чувств и эмоций, включаются в эмоционально-ценностную сферу личности дошкольника и становятся мотивами поведения и деятельности по отношению к природе.
Ценностное отношение к природе у детей дошкольного возраста можно определить как ценностные нормы, установки, правила взаимодействия ребенка с природным окружением и переживаемые им при этом чувства. Показателями ценностного отношения при этом являются эмоционально-чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Однако проблема воспитания ценностного отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста (в силу их возрастной специфики) является сложной задачей. Ее решение требует кардинальной перестройки всей сложившейся системы работы с детьми по их экологическому образованию. Для этих целей требуется создать оптимальные условия для воспитания у детей устойчивой потребности в общении и взаимодействии с природным окружением. Именно систематическое общение с миром природы позволит решить проблему эмоционального развития ребенка, даст возможность насладиться красотой природы, удовлетворит его естественный интерес, что в совокупности и составит ценностное к ней отношение. При этом не следует рассматривать общение с позиций созерцания ребенком природных объектов и явлений. Большое значение будет иметь и процесс включения маленьких граждан в систему различных видов и форм экологически ориентированной деятельности, ибо ребенок-дошкольник развивается в деятельности. И здесь огромное значение будут иметь те условия, которые в дошкольном образовательном учреждении созданы для организации экологической работы с детьми, а также методы, которые применяет в своей практике педагог при осуществлении этой деятельности [3].
В Исследованиях Н.Ф. Виноградовой, Е.И. Золотовой, С.Н. Николаевой, Е.Ф. Терентьевой, Н.Э. Фабри, И.А. Хайдуровой и других рассматривались вопросы формирования знаний и представлений у детей о взаимосвязях и взаимозависимости между объектами и явлениями природы. Системы знаний как средства формирования у дошкольников отношения к природе явились предметом изучения В.Г. Гревцовой, З.П. Плохий. В работах показано, что чувства деятельной любви к природе и соответствующей ей поведении развиваются постепенно от положительно – эмоционального отношения к сознательно – целенаправленной деятельности. Основой формирования положительного отношения детей к природе, по мнению В.Н. Гревцовой, является наличие трех взаимосвязанных компонентов: эмоционально – положительного отношения к ней, знаний полезной деятельности у детей. З.П. Плохий, рассматривая формирования бережного и заботливого отношения к природе с позиций комплексного подхода, предполагает возможность развития у детей разнообразных чувств, усвоения ими знаний о взаимосвязи в природе и обучения их элементарным навыкам создания условий для жизни живых существ [1, с.43].
Успех развития ценности «природа» у 2-3-летних малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателем их психофизиологических особенностей. Задача развития ценности «Природа» – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных. Обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни. Ведущими видами деятельности у младших дошкольников является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование ими.
Важную роль познание малышами объектов природы играют практические манипулирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов, природы. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущим видом деятельности, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание.
Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям. Важной особенностью этого периода является становление сюжетно- ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель может чаще использовать ее в эколого-педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение дошкольниками нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности.
Начиная со средней группы, эколого-педагогическая работа с детьми, организуется на литературной основе. Здесь предпочтение отдается произведениям Е.Чарушина. Рассказы и рисунки писателя побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о природе, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.
Дети средней группы отдаются игре, она их захватывает, поэтому воспитатель особенно тщательно готовится к занятиям, в которые включает игры- путешествия, диалоги с литературными персонажами, обыгрывание игрушек - аналогов. Педагог заранее продумывает все игровые приемы, способы поддержания воображаемой ситуации и исполняет одну из ролей. Такая тщательная подготовка обеспечит хорошую игру, высокий эмоциональный отклик детей, надежное усвоение экологических знаний и обретение игровых умений.
Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования [3].
Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой прошлого года, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам. Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.
Значение игры в этом возрасте не уменьшается: воспитатель проводит занятия в форме путешествий, использует игрушки – аналоги при рассматривании картин, включает в разные мероприятия любимые игровые персонажи [2, c.6].
П. Г. Саморукова в своих работах учитывает возрастные знания и умения общения с природой. В младшем возрасте у ребенка должны формироваться первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся цветущих растениях, учить различать особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки. Обучать малышей не сложным трудовым умениям: полить растения, обтереть листья влажной тряпочкой, покормить птичку, рыбку в уголке природы. В среднем возрасте учить детей видеть в предметах характерные свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формировать первые элементарные обобщения, приводить к установлению простейших связей между некоторыми явлениями. Дети получают первые представления о том, что для роста растений нужны влага, свет, тепло. Овладевают и первоначальными умениями выращивания растений. У детей старшего возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Они не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных факторов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учетом этого в данном возрасте усложняются задачи и программа ознакомления с природой. У детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода; учатся видеть основные стадии роста и развития растений, понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам, узнают о некоторых особенностях ухода за растениями; учатся видеть своеобразие внешнего строения и повадки животных, получают знания о развитии некоторых видов, о способах защиты животных от врагов, овладевают основными навыками ухода за обитателями уголка природы.
Экологическое воспитание начинается с раннего возраста, но только в среднем возрасте дети особенно готовы воспринимать информацию о природе, бережного и заботливого отношения к ней.
Таким образом, мы видим, что изменения, происходящие на протяжении дошкольного возраста в различных по своему характеру процессах, внутренне связаны друг с другом и имеют общую природу. Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие ребенка, в том числе и в развитие ценности «природа». За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность.
Литература
Виноградова, A. M. Становление нравственных чувств – основа духовного развития ребенка / A. M. Виноградова // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 43-51.
Ежкова, Н. Образование с позиций возрастных ценностей / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 4. – С. 6-9.
Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н. И. Непомнящая. – М.: Педагогика, 2008. – 160 с.