МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ – «ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ УДОБРЕНИЙ НА ВСХОЖЕСТЬ И ПРОИЗРАСТАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СЕМЕЙСТВА FABACEAE» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ – «ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ УДОБРЕНИЙ НА ВСХОЖЕСТЬ И ПРОИЗРАСТАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СЕМЕЙСТВА FABACEAE»

Мельникова Ю.В. 1, Бохина О.Д. 2
1ГКУ СО "Западные леснищества" Аркадакское лесничество
2Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Лабораторная работа — одна из форм организации педагогического процесса и считается неотъемлемой частью учебной программы. Сущность лабораторных работ со­стоит в использовании практических методов обуче­ния для формирования новых знаний и практических умений.

Уроки с лабораторными занятиями являются очень ценными в учебно-воспитательном отношении при обуче­нии биологии, поскольку дают возможность близко и конкретно ознакомиться с предлагаемой темой. В процессе лабораторных занятий учащиеся приоб­ретают ряд практических умений и навыков: обращаться с различными приборами и инструментами, навыки работы с микроскопом и лупой, зарисовок с натуры.

Среди особенностей организации ботанических лабораторных работ можно отметить огромное разнообразие растений, которые могут быть представлены в качестве живого объекта для изучения. Главное – необходимо тщательно подобрать соответствующий материал исходя из поставленных задач.

Целью нашей лабораторной работы является знакомство учащихся с представителями семейства Бобовые (Fabaceae), непосредственно с Phasеolus vulgаris L. (Фасоль обыкновенная), а также влиянием удобрений на всхожесть и интенсивность роста данного вида.

Итак, лабораторное занятие готовится заранее: выбирается тема, составляется план, проводится беседа с учащимися, на которой четко определены для них цель и задачи занятия. Обязательно проводится инструктаж по технике безопасности.

Так как биология, в частности ее раздел – ботаника, является одним из основных предметов школьной программы, нами разработана методика лабораторной работы, для проведения со школьниками шестых классов общеобразовательных учреждений, на тему: «Влияние различных видов удобрений на всхожесть и произрастание представителей семейства Fabaceae» [1].

Исходя из основных задач, нам потребуется следующее оборудование: бобы Фасоли обыкновенной, грунт и горшки для посадки, удобрения, линейка, тетрадь для записей.

Нами был составлен план проведения лабораторной работы:

  • Постановка темы лабораторного занятия.

  • Проведение техники безопасности.

  • Предварительная подготовка бобов и непосредственная посадка в грунт.

  • Фиксирование и зарисовка в тетрадь длины всхода.

  • Вывод, в котором необходимо дать полную характеристику данного растения. Записать полученные данные в тетрадь.

Приступаем к ходу работы:

Поскольку представители семейства двудольных способны произрастать на различных видах грунта, для посадки нами была взята Фасоль обыкновенная, которая предварительно была замочена в воде с добавлением перманганата калия, для обеззараживания бобов [2]. После появления проростки были высажены в грунт с рН = 6.5 – 7 и политы представленными видами удобрений. Нами были взяты 4 образца удобрений для сравнения с поливочной водой. Первый образец – удобрение «Идеал», на основе биогумуса; второй – мочевина; третий – зола, разведенная в воде; четвёртый – почва с добавлением перегноя, поливаемая водой. Данными образцами поливались всходы, затем замерялась длина растений каждый день в течение недели. Необходимо обратить внимание на важность ведения тетради, в которую учащиеся должны заносить все сведения об увиденных процессах, происходящих с растениями.

При поливке всходов предоставленными удобрениями, мы получили следующие данные:

Дата замера длины

Образцы удобрений

12.06.

2015

13.06.

2015

14.06.

2015

15.06.

2015

16.06.

2015

17.06.

2015

Поливочная вода

2 см

2.5 см

2.6 см

3 см

3.2 см

3.6 см

Удобрение «Идеал», на основе биогумуса

4 см

4.6 см

5.1 см

5.8 см

6.5 см

7.2 см

Мочевина

2.5 см

2.8 см

3.3 см

4 см

4.5 см

4.9 см

Зола, разведенная в воде

4 см

4 см

4.3 см

4.5 см

5.0 см

5.1 см

Почва с добавлением перегноя и политая водой

3 см

3.3 см

3.7 см

4.1 см

4.4 см

4.7 см

Подведение итогов: на основе исследования было показано, что проростки, которые поливались удобрением «Идеал», на основе биогумуса, росли интенсивнее остальных и за время исследования выросли на 3.2 см. Судя по нашей работе, зерна, которые поливались золой, разведенной в воде, поднимались значительно медленно и за все замеры, проводимые нами, изменили свою длину только на 1,1 см. Длина остальных бобов варьировалась от 1,6 до 2,4 см. Таким образом, удобрения на основе биогумуса, более продуктивны и пригодны для полива проростков на ранних стадиях развития.

На итоговом занятии можно провести урок-беседу на тему: «Удобрения – за и против», на котором ученики разбирают, в каком случае удобрения могут приносить вред, а в каком пользу. Для этого учащиеся делятся на две команды – «Сторонники минеральных удобрений» и «Сторонники органических удобрений» и готовят доклады по своей теме, отмечая положительные и отрицательные стороны данного вида удобрений.

Минеральные удобрения в сельском хозяйстве доминируют и применяются в огромных количествах. Но у многих садоводов-огородников сформировано негативное к ним отношение. Такая нелюбовь объясняется, прежде всего, странной уверенностью, что минеральные удобрения - чуть ли не яд, и при их применении в овощах накапливаются вредные вещества. Однако, при правильных нормах внесения, этого не происходит. Реальная опасность передозировки при внесении - главный существенный недостаток минеральных удобрений. Это действительно может привести к ухудшению качества урожая, накоплению вредных веществ и даже к гибели растений (яркий пример - при передозировке азотных удобрений в овощах накапливаются нитраты и нитриты). Передозировки можно избежать, если придерживаться рекомендуемых норм внесения. Другим недостатком можно считать высокую стоимость минеральных удобрений. Преимущество минеральных удобрений в высокой концентрации элементов питания. Поэтому минеральных удобрений нужно намного меньше, и вносить их гораздо легче, чем органические. Для сравнения: на одну сотку требуется минеральных удобрений около 3-4 кг, а органических - 400-600 кг (правда, раз в 3-4 года).

Другое преимущество – зная точное содержание элементов питания в различных минеральных удобрениях (оно указано на упаковке), можно управлять не только урожайностью, но и качеством овощей (например, для корнеплодов большое значение имеет повышенное внесение калия).

Органические удобрения более популярны в частном секторе. Они действительно обладают рядом преимуществ, но также не лишены недостатков. Один из существенных недостатков (если речь идет о навозе) - опасность применения неперегнившего (или вообще свежего) навоза. В нем сохраняются миллионы семян сорных растений и яиц гельминтов, которые "транзитом", не перевариваясь, проходят через кишечник домашних животных. Избежать этого просто - не торопитесь с внесением, дайте навозу перегнить (в закрытых кучах он самосогревается до 60-70 °С). Другой недостаток – органических удобрений нужно много. Хотя их стоимость относительно невелика, но большие расходы связаны с их транспортировкой, а большие трудозатраты – с внесением. Причем, не забывайте – всю это массу после внесения нужно сразу перекопать или перепахать (чтобы не испарился азот). Впрочем, минеральные удобрения также нуждаются в немедленной заделке. Вам будет неизвестно точное содержание питательных веществ в конкретном вносимом органическом удобрении (только очень приблизительно), поэтому управлять качеством овощей Вы сможете только за счет повышения общего плодородия почвы (или совмещая органические удобрения с минеральными удобрениями). Еще один недостаток навоза - не все овощи можно выращивать после его внесения. Так, морковь и лук, непосредственно после внесения навоза, возделывать нельзя из-за повышенной опасности поражения овощными мухами. Хороший выход – размещать эти овощи на второй или третий год после навоза (положительное последействие его остается на 2-3 года).

Достоинства органических удобрений более значимые. Прежде всего, при их применении увеличивается содержание гумуса в почве. Улучшаются физические свойства почвы: становясь более рыхлой, почва хорошо пропускает влагу, воздух и тепло, облегчается проникновение корней. Органические удобрения активизируют почвенные организмы. В органических удобрениях содержится, как правило, гораздо больший набор макро- и микроэлементов, чем в любом сложном минеральном удобрении, а также физиологически активные вещества [3].

Значение удобрений трудно переоценить. При их нехватке, почвы обедняются, растения начинают болеть и перестают плодоносить. Это совершенно не значит, что употребление минеральных веществ может быть бесконтрольным: применяемые дозировки не должны превышать значений, указанных в инструкциях. Наиболее целесообразным является совмещение применения минеральных удобрений (ежегодно) с органическими (раз в 3-4 года).

Литература:

  1. Барна, М.М. Биология для любопытных. І часть. Растения, грибы. Науч. пособ. / М.М. Барна, Л.С. Похила, Г.Ф. Яцук . Тернополь: Науч. Книга. 2000.- с. 5-15. –

  2. Бобовые // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  3. Удобрения [Электронный ресурс] - ovoport.ru : Овощной портал URL: http://ovoport.ru/udobrenia/udobrenia.htm (дата обращения: 31.01.2016)

  4. Яковлев Г. П. Бобовые земного шара. — Наука, 1991. — 144 с.

Просмотров работы: 879