ВЛИЯНИЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ

Маурина С.В. 1, Петрова Ю.М. 1
1Орловский филиал Финуниверситета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодняшние санкции Запада в отношении России многие рассматривают как продолжение холодной войны 80-х годов прошлого века. Санкции имеют цель повлиять на позицию высшего политического руководства России относительно Украины. По поводу эффективности антироссийских санкций высказываются разные мнения, однако преобладающим, в частности, в нашей стране, остается отрицательный ответ.

В истории санкции редко достигали политических целей. К примеру, предпринятые США экономические санкции в отношении Японии, вторгшейся в Индокитай в 1941 году, были для нее весьма чувствительными, однако конечным ответом Токио Вашингтону была атака на Перл-Харбор. Более чем полувековые санкции США в отношении Кубы не поколебали режим Фиделя Кастро, хотя и нанесли острову Свободы экономический ущерб, оцениваемый в пределах от 100 млрд. дол. до 1 трлн дол. Примеров санкций, которые имели в конечном счете запланированный эффект, гораздо меньше, чем безрезультатных. Можно сказать, что санкции повлияли на смену режима апартеида в ЮАР, а также на сокращение ядерной программы Ирана. Однако в обоих случаях помимо санкций действовали и иные причины.

Что касается санкций в отношении России, то они должны рассматриваться как «санкции отдельных стран», не имеющие под собой юридического обоснования. Отсюда и известная «свобода» реакции Москвы на них, включившая введение антисанкций с мотивировкой защиты своих национальных интересов от незаконных действий против Российской Федерации со стороны других стран. В результате – война санкций, которую априори можно считать процессом контрпродуктивным.

Война санкций, безусловно, несет негативные последствия всем вовлеченным в нее сторонам. Не будем забывать, что с конца прошло века в мировой экономике все-таки утвердился так называемый принцип «игры с положительной суммой» (win-win game) в отличие от господствовавшего прежде принципа «игры с нулевой суммой» (zero game). На практике действие первого принципа означает, что в результате международного сотрудничества выигрывают все. Следовательно, когда сотрудничество разрушается, то все начинают проигрывать.

В июле 2014 года руководство одного из мировых лидеров в области нефтяного сервиса компании Schlumberger заявляло, что не ожидает последствий от антироссийских санкций. Однако, уже в следующем месяце компания спрогнозировала, что в III квартале 2014 года не досчитается 0,03 дол. прибыли на каждую акцию из-за санкций США и ЕС, ограничивающих поставку в Россию оборудования для глубоководного бурении и добычи сланцевой нефти. Всего у Schlumberger 1,3 млрд. акций, таким образом, за квартал компания приготовилась потерять 40 млн. дол. [1]

Согласно введенным санкциям, ЕС прекращает оказывать Российской Федерации услуги по глубоководной разведке месторождений и добыче нефти, по добыче нефти в Арктике и разработке сланцевых месторождений. По мнению экспертов, принятые меры могут существенно сократить доходы российского бюджета от продажи нефти и газа. Но не менее серьезно, особенно в долгосрочном плане, то, что Россия рискует остаться без современных передовых технологий.

Одновременно новые санкции предусматривают запрет на кредитование таких российских компаний как «Роснефть», «Транснефть» и «Газпром», а также пяти российских банков с государственным участием – Сбербанка, ВТБ, ВЭБа, Газпромбанка и Россельхозбанка. Запрет на обращение новых облигаций и акций перечисленных компаний и банков ужесточен: максимально возможная продолжительность действия этих инструментов снижена с 90 до 30 дней.

Начиная с осени 2014 года зафиксировано общее снижение доверия к России. Доверие – это крайне важная категория для ведения бизнеса, недаром его считают одной из форм капитала, при чем такой, которую не способны заменить иные формы, ибо доверие не покупается. Без доверия не будет притока инвестиций и планов на будущее. Снижение доверия подстегнуло отток капитала из страны. Под воздействием экономических санкций за первые три месяца 2014 года из России было вывезено больше капитала, чем за весь 2013 год. Согласно последним оценкам, к концу 2014 года общая сумма денежных средств, покинувших Россию, составила 120 млрд. дол. США. [2, с.9]

Отток капитала также создает дополнительное давление на рубль, увеличивает инфляцию, ухудшая одновременно инвестиционный климат в стране, и без того все еще далекий от благоприятного.

При нынешнем уровне формальных и неформальных санкций потери России, как полагает бывший министр финансов А. Кудрин, составят 1-1,5% ВВП и катастрофическими для экономики пока не станут. Вместе с тем ряд экономистов, включая Кудрина, еще в начале года указали на риски для отечественной экономики, обусловленные тем, что российский корпоративный сектор более чем на 700 млрд. дол. закредитован на Западе. И в этом кроется довольно серьезная проблема.

Непреодолимым препятствием может стать позиция Вашингтона, выступившего с начала 2014 года основным идеологом антироссийских санкций. Существует суровая реальность, которая состоит в том, что в наше время соединенные Штаты весьма эффективно контролируют международную финансовую сферу, и в последние годы контроль лишь усилился. Это именно та специфическая сфера мирового могущества США, которую пока никто не может пошатнуть, включая Китай с его быстро растущей экономикой и мировым лидерством по экспорту товаров.

Под знаком борьбы с терроризмом, наркотрафиком и т.п. США в последние годы ужесточали контроль за денежными потоками, диктуя одновременно соответствующие требования остальному миру. Это оказало воздействие на многие государства, в том числе на Швейцарию с ее высокоразвитым банковским сектором – швейцарские банки перестали принимать деньги сомнительного происхождения, чего в стране не было прежде. Штраф за сотрудничество с субъектами, «помеченными» американским Минфином, может быть очень значительным. Так, в 2013 году известный банк HSBCбыл оштрафован на 1,9 млрд. дол. Всего же в 2013 году США оштрафовали шесть крупнейших банков ЕС на 7 млрд. дол. за то, что те недоглядели за своими клиентами, имевшими дело со «странами-изгоями», - Ираном, Кубой и др. И все штрафы были оплачены из страха отключения от долларовых счетов. [2, с.10]

Усилению контроля за движением денежных средств служит принятый недавно в Соединенных Штатах закон под названием FATCA (ForeignAccountTaxComplianceAct). FATCA является американским налоговым законом, требующим от финансовых организаций-нерезидентов предоставлять информацию о счетах американских резидентов и лиц, ими контролируемых, и выступать налоговыми агентами по операциям получения доходов от источников в США. Иными словами, это закон о раскрытии иностранных счетов в целях налогообложения. После его принятия большинство стран заключили с Соединенными Штатами межгосударственные соглашения, и обмен информацией происходит на уровне налоговых служб. В результате введенных Вашингтоном антироссийских санкций США прекратили все переговоры с Москвой о присоединении к FATCA. В этой связи Минфину пришлось внести в Госдуму законопроект, позволяющий российским банкам напрямую передавать в иностранные налоговые органы данные о своих клиентах.

В случае, если банки не подписывают соответствующее соглашение с Соединенными Штатами, то протии них начинают действовать санкции. Со всех платежей в их пользу, проводимых с использованием корсчетов в американских банках, будет взиматься 30-процентный налог почти со всех доходов (процентов, от продажи ценных бумаг и транзитных платежей). И если банк хочет продолжать бизнес с США, он вынужден подчиниться. Если же банк попадает в «четный список» американского Минфина, то его просто исключают из международной финансовой системы.

Для российских компаний все это означает, то они просто не смогут найти такой банк, который согласится дать им кредит в обход американских правил. Любой банк в любой стране, в том числе в Азии, будет руководствоваться одними и теми же соображениями – не повергнуть себя риску отключения от долларовых счетов в американских банках. Провести трансакцию, к примеру, через банк Сингапура или Гонконга без американского контроля практически невозможно – каждому финансовому учреждению необходимо иметь связь с банком-корреспондентом в США для того, чтобы вести расчеты. Следовательно, такой платеж может быть заблокирован.

Американский закон FATCA несет угрозу для российской финансовой системы, считает глава Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчин, вторя критическим высказываниям Дж. Джатраса. По существу российские финансовые организации становятся налоговыми агентами, налоговыми информаторами американской экономики. Подобные системы начинают включаться и в других странах, и они, безусловно, могут быть серьезным риском для нашей финансовой системы, полагает Ю.А. Чиханчин. [2, с.10]

По мнению главы Минэкономразвития А.В. Улюкаева, в условиях санкций России придется жить довольно долго. Скорее всего это подтвердится в отношении введенных ограничений по доступу на рынки капиталов и поставки в Россию передового технологического оборудования для добычи углеводородов. При сохранении санкций основные экономические проблемы России рискуют стать глубже и заметнее и могут отрицательно сказаться на важнейших показателях кредитоспособности в средне- и долгосрочной перспективе.

Россия – большая экономика, но не во всех отношениях. С точки зрения энергетики или потребительского рынка это, несомненно, справедливо, а с точки зрения масштаба финансовой системы – нет. Это обстоятельство, к нашему сожалению, упрощает для западных партнеров проблему поддержания финансовых санкций в отношении России.

Список источников литературы

1. Киселева М., Старинская Г., Серов М. Schlumberger подсчитала потери от санкций // Ведомости. 13.08.2014. - №147.

2. Портанский А.П. Антироссийские санкции – меры деструктивные и контрпродуктивные. - // Деньги и кредит. – 2014. - №10. – С. 8-10.

 

6

 

Просмотров работы: 709