Сам учебный предмет информатика, имеет ряд особенностей, от других учебных предметов. В них входят:
• Наличие специальных дополнительных средств;
• каждый учащийся имеет как рабочее место, так и доступ к общим ресурсам;
• формирование активной самостоятельной деятельности учащихся;
• ответы с места приветствуются чаще, чем ответы у доски;
• создание собственного проекта могут быть естественным образом организованы преподавателем.
Это помогает преподавателю использовать различные методы и приёмы на своих уроках, а также формировать самостоятельность и ответственность у учащихся.
Для лучшего изучения и усвоения темы учащиеся должны:
используя материал, постоянно закреплять знания, полученные на занятиях;
находить проблемные вопросы в полученном материале;
с использованием средств информационных систем, электронных учебников и практикумов, справочных тестирующих систем и информационных ресурсов глобальной сети Интернет выполнить на компьютере тематические практические задания, предназначенные для самостоятельной работы;
уметь самостоятельно находить ответы на практические и теоретические вопросы по темам дисциплины;
использовать найденную информацию.
На практических занятиях рассматриваются: техническая и технологическая основы международной сети, способы подключения к сети, адресация сети Интернет, службы сети и поиск информации.
Развитие коммуникативных УУД возникает в процессе выполнения практических заданий, а также лабораторных работ, выполняемых в группе.
На этой основе можно выделить следующие виды деятельности этого направления, свойственные данной теме:
умение подавать и строить свою речь как устно, так и письменно, владеть стилевыми приемами оформления текста – это может быть электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации; владение средствами телекоммуникации для организации общения с удаленными собеседниками;
понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования;
владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задавать вопрос, уметь доказать свою точку зрения при устном ответе, дискуссии, защите проекта;
ведение диалога "человек" - "техническая система" - понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды;
умение работать в группе, искать и находить компромиссы, например работа над совместным программным проектом, взаимодействие в глобальной компьютерной сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений.
В деятельности учащихся мы можем рассчитывать на возможность Интернета обеспечивать нас текстовой, графической (статичной или динамичной) и звуковой информацией. Вот на эти возможности сети Интернет мы и будем рассчитывать при анализе возможных способов использования ресурсов и услуг сети в разработках данной темы.
Остальное должны решить технологии обучения. Перечислим эти возможности: - учитель может до урока в школьном компьютере или со своего домашнего компьютера, подобрать те или иные материалы для чтения по изучаемой теме устной речи; провести устное обсуждение полученных по электронной почте писем партнеров по проекту; провести в группах сотрудничества обсуждение, дискуссию по той или иной проблемной информации, полученной из ресурсов сети Интернет, а затем организовать общую дискуссию всего класса, например по теме адресация в международной сети.
Для наилучшего развития коммуникативных УУД необходимо чтобы преподаватель изменил свою роль: из обычного транслятора знаний нужно стать организатором совместной учебной работы с учащимися, способствовать взаимодействию по ходу овладения знаниями.
Однако перечисленными примерами использования ресурсов сети Интернет на уроке эти возможности не исчерпываются. Прав в том, что педагогические технологии нельзя выучить - А.Н. Леонтьев. Можно заметить лишь ориентиры их необходимого применения. Творческий потенциал учителя подскажет ему область поиска, а профессионализм даст импульс для интересных находок и решений.
На данной основе рассмотрим типовые задания на формирование коммуникативных УУД у учащихся. Мы будем рассматривать такую форму работы, как групповая, по парам или по 3-4 человека. Например:
учёт мнения, позиции собеседника в той или иной учебной деятельности, формирует коммуникативные действия, связанные с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное;
организация и осуществление сотрудничества в ходе учебной деятельности, формируют коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация);
передача информации и отображение предметного содержания, формируют коммуникативные действия, направленные на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности;
групповые игры, формируют расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обогащение поведенческого репертуара учащихся за счёт социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения, формирование направленности на сверстника, обогащение сферы социальных мотивов.
Коммуникативные умения обеспечивают социальную грамотность и учет мнений окружающих, партнеров по общению или практике, умение слушать и строить диалог, участвовать в коллективных обсуждениях, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
Информация о принципах построения глобальной сети Интернет является мировоззренческой, поэтому нужно тщательно объяснить ее учащимся.
К основным учебным заданиям во время изучения этого материала можно отнести формирование у учащихся представлений и знаний о:
Закономерности и объективную необходимость возникновения глобальной сети.
Назначение международной сети как коммуникационной среды, при помощи которого можно обмениваться информацией между компьютерами всего мира.
Основные ресурсы Интернета.
Необходимость использования специального сетевого программного обеспечения для каждого ресурса сети.
Принципы объединения компьютеров в сети.
Необходимость определенного специального аппаратного и программного обеспечения для подсоединения к сети Интернет.
Необходимость определенных стандартов коммуникационной среды: адресация компьютеров, правила передачи информации (протоколы).
Наличие некоторого канала связи между компьютерами, которые расположены один от другого на определенных расстояниях.
Существование в сети Интернет двух типов компьютеров – серверов и рабочих станций (клиентских машин).
Использование сервисных программ (для работы с ресурсами Интернет) двух типов – программ-серверов и программ клиентов.
Сначала необходимо уяснить источники, с которых можно получать информацию, для того, чтобы потом показать, как эти источники могут превращаться в электронные сервисы глобальной сети Интернет, функциональные возможности которых расширяются. К таким источникам можно отнести:
книги, журналы, газеты и другие периодические издания;
конференции, семинары, лекции, телевидение, радио;
переписка между отдельными людьми;
непосредственное общение между людьми и общение при помощи телефона;
работа в архивах, библиотеках и др.
В ходе изучения темы «Основы функционирования сети Интернет» мы должны уделять внимание как теоретическому материалу, усвоению понятий и технологий сети Интернет, так и приобретению, развитию практических навыков и умений работать в поисковых системах.
Таким образом, можно говорить не только целенаправленной работе по формированию коммуникативных УУД у учащихся, но и о пассивно-направленной деятельности педагога в развитии навыков общения и сотрудничества между участниками образовательного процесса.
Список литературы
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмо-лова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.: ил.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1990. 192с.