Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. У них к 5 - 6 возрасту эти речевые функции имеют специфическое развитие.
А это, в свою очередь, накладывает отпечаток на дальнейшее развитие и обучение ребенка.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность.
Недостатки речи обнаруживаются особенно легко в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.
Система задач, направленных на развитие речи дошкольников одним из ведущих мест своих компонентов отводит словарной работе. Посредством слова обеспечивается содержание общения. Внеситуативно-личностный тип общения, который складывается в период старшего дошкольного возраста, характеризуют особые содержание, мотивы и задачи, которые могут быть решены путем использования различных средств.
Наблюдения за процессом развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи свидетельствует о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников их словарного запаса как в количественном, так и в качественном отношении. У детей с ОНР наблюдается использование в активной речи общеизвестных, часто употребляемых в обиходе слов и словосочетаний.
Актуальность моей работы заключается в том, сто согласно ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач в развитии речи дошкольника является развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Реализация данного требования невозможно без развития лексической стороны речи ребенка.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ № 20 п. Мурмаши.
Выборка: дети в возрасте 5 - 6 лет с ОНР III уровня в количестве 20 человек (10 мальчиков, 10 девочек); дети в возрасте 4-5 лет с нормальным речевым развитием в количестве 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек).
Объектом исследованияявляется лексический строй речи детей с общим недоразвитием речи 5 – 6 лет.
Предметом исследовании является особенности формирования лексики детей с общим недоразвитием речи 5 – 6 лет.
Гипотеза:Лексический запас детей старшего возраста с общим недоразвитием речи значительно отстаёт от возрастной нормы по количеству и качеству.
Методологическая основа: работы по изучению особенностей лексики детей с ОНР и созданию рекомендаций коррекционной работы О.Н.Громовой, Л.П.Ефименковой, Н.С.Жуковой, Р.И.Лалаевой, Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, разработки методов словарной работы М.М.Алексеевой, В.И.Яшиной.
Цель работы:Изучить особенности лексической стороны речи детей старшего возраста с общим недоразвитием речи, наметить пути коррекционной работы.
Целью нашего обследования является выявление особенностей лексического развития детей пяти лет с нормальным речевым развитием и детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
Изучение психолого-педагогической и методической литературы по особенностям формирования лексики у старших дошкольников с ОНР;
Подобрать диагностические методики и провести исследование лексического строя речи у детей старшей группы с ОНР и детей старшей группы с нормальным речевым развитием.
Анализ полученных результатов и выявление особенностей лексического строя речи у детей старшей группы с ОНР.
Разработать рекомендации для родителей и педагогов по развитию лексического строя речи у детей старшей группы с ОНР.
Группа детей была образована по следующим критериям:
одинаковый возраст (все дети, участвующие в экспериментальной работе, достигли старшего дошкольного возраста);
половая гетерогенность (в группе примерно одинаковое количество мальчиков и девочек);
адаптация к условиям ДОУ (на момент проведения эксперимента дети посещали ДОУ не менее полугода).
Выбор данной возрастной категории испытуемых определялся положением возрастной и педагогической психологии о том, что в период среднего дошкольного возраста имеются широкие возможности для развития речи и коррекции речевых нарушений.
В качестве диагностической методики исследования мы использовали методику обследования лексики, предложенную Акименко В.М.(Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2015. —45 с. — (Библиотека логопеда) и отобрали ряд заданий, которые наиболее информативно показывают уровень сформированности лексики. В результате отбора, у мы сформировали пять серий заданий которые включают в себя: исследование словаря существительных, исследование обобщающих понятий, исследование глагольного словаря, исследование словаря прилагательных, исследование подбора антонимов.
Серия 1.
Исследование словаря существительных.
Эта серия включает в себя три задания.
Задание 1.
Цель: выявить количественный и качественный объем словаря существительных.
Материал: 20 существительных женского, мужского и среднего рода, различных лексических групп: игрушки (кукла, мяч, мишка, заяц, матрёшка), домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза), овощи (картофель, морковь, капуста, свёкла, огурец), посуда (чашка, чайник, тарелка, ложка, вилка). Существительные соответствуют 20 предметным картинкам.
Процедура: исследование проводится в форме игры. Инструкция: «Мы вместе посмотрим на картинки, а ты назовёшь, что на ней нарисовано». Картинки предъявляются не в списочном, а в случайном порядке. Ответы детей заносятся в протокол.
Критерии оценки выполнения задания:
верный ответ – 1 бал;
неверный ответ - 0 баллов;
высшая оценка - 20 баллов.
Задание 2.
Цель: исследовать сформированность называть профессии.
Материал: 5 существительных, обозначающих профессии людей (шофер, врач, повар, строитель, учитель). Существительные соответствуют 5 предметным картинкам.
Процедура: исследование проводится в форме игры. Инструкция: «Посмотри на картинку, и скажи кто на ней изображен». Картинки предъявляются не в списочном, а в случайном порядке. Ответы детей заносятся в протокол.
Критерии оценки выполнения задания:
верный ответ – 1 бал;
неверный ответ - 0 баллов;
высшая оценка - 5 баллов.
Задание 3.
Цель: исследовать сформированность называть формы.
Материал: 5 геометрических фигур(треугольник, овал, круг, прямоугольник, квадрат). Геометрические формы соответствуют 5 предметным картинкам.
Процедура: исследование проводится в форме игры. Инструкция: «Посмотри на картинку, и скажи, что за фигура на ней изображена». Картинки предъявляются не в списочном, а в случайном порядке. Ответы детей заносятся в протокол.
Критерии оценки выполнения задания:
верный ответ – 1 бал;
неверный ответ - 0 баллов;
высшая оценка - 5 баллов.
Серия 2.
Эта серия включает в себя одно задания.
Цель: исследование обобщающих понятий.
Материал: 10 групп существительных, обобщенных одной лексической группой (одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, транспорт, продукты, домашние животные, дикие животные). Все группы существительных соответствуют 10 предметным картинкам.
Процедура: исследование проводится в форме игры. Инструкция: «Давай поиграем в игру, которая называется «Скажи одним словом». Я буду показывать картинки, а ты одним словом то, что там нарисовано. Если правильно назовешь, то получишь фишку, а если неправильно, то фишка моя. У кого в конце игры окажется больше фишек, тот и выиграл». Картинки предъявляются не в списочном, а в случайном порядке. Ответы детей заносятся в протокол.
Критерии оценки выполнения задания:
верный ответ – 1 бал;
неверный ответ - 0 баллов;
высшая оценка - 10 баллов.
Серия 3.
Исследование глагольного словаря.
Данная серия включает в себя два задания.
Задание 1.
Цель: исследование глаголов движения.
Материал: 6 глаголов движения (прыгает, ползает, летает, скачет, бежит, плавает). Глаголы соответствуют 6 сюжетным картинкам.
Процедура: для обследования ребенку предлагаются простые сюжетные картинки, перед самостоятельным ответом ребенка, ему нужно показать пример. Инструкция: “Давай посмотрим на картинку. Как передвигается это животное?” (пример). Ответы детей заносятся в протокол.
Критерии оценки выполнения задания:
верный ответ – 1 бал;
неверный ответ - 0 баллов;
высшая оценка - 6 баллов.
Задание 2.
Цель: исследование глаголов криков животных.
Материал: 6 животных, которые издают крики (утка, мыль, лягушка, собака, свинья, корова). Животные соответствуют 6 предметным картинкам.
Процедура: для обследования используется предметная картинка с животным, перед самостоятельным ответом ребенка, ему нужно показать пример. Инструкция: «Как разговаривает кошечка?” (пример). Картинки предъявляются в случайном порядке. Ответы детей заносятся в протокол.
Критерии оценки выполнения задания:
верный ответ – 1 бал;
неверный ответ - 0 баллов;
высшая оценка - 6 баллов.
Серия 4.
Исследование словаря прилагательных.
Данная серия включает в себя одно задание.
Задание 1.
Цель: исследование словаря прилагательных.
Материал: 10 прилагательных, обозначающие названия цветов (красный, синий, зелёный, желтый, белый, черный, коричневый, серый, розовый, голубой). Прилагательные соответствуют 10 предметным картинкам.
Процедура: для обследования ребенку предлагаются картинки 10 различных цветов. Инструкция: “Какого цвета эта карточка?” Картинки предъявляются в случайном порядке. Ответы детей заносятся в протокол.
Критерии оценки выполнения задания:
верный ответ – 1 бал;
неверный ответ - 0 баллов;
высшая оценка - 10 баллов.
Серия 5.
Исследование подбора антонимов.
Задание 1.
Материал: 6 слов прилагательные (большой, длинный, тяжелый, высокий, веселый, чистый, хороший).
Процедура: обследование включает в себя 6 слов, направленные на исследование того как ребенок подбирает антонимы. Инструкция: «Я буду говорить слово, а ты должен сказать слово наоборот» . Ответы детей заносятся в протокол.
Критерии оценки выполнения задания:
верный ответ – 1 бал;
неверный ответ - 0 баллов;
высшая оценка - 7 баллов.
В начале мы провели обследование словаря существительных. Сравнение результатов обследования между двумя группами представлены в гистограмме 1.
Гистограмма 1.
Анализ показателей первой серии заданий показывает, что из детей контрольной группы высокий уровень получили 70% воспитанников, Средний уровень получили 30% воспитанников, и не один из воспитанников не получил низкий уровень.
Затруднение у детей контрольной группы вызвало название форм, так же они могли ошибиться в названии существительных некоторых лексических групп.
Из детей экспериментальной группы высокий уровень получил только один ребенок, 60% детей получили средний, и 30% получили низкий уровень.
Дети экспериментальной группы отказывались отвечать на некоторые вопросы. Не правильно называли некоторыея профессии и геометрические формы.
Таким образом, мы видим, что по результатам первой серии заданий дети экспериментальной группы показали средний уровень овладения словарем существительных.
Далее мы проводили обследование способности детей к обобщению. Сравнение показателей обоих групп представлены на гистограмме 2.
Гистограмма 2.
Анализ второй серии заданий показывает, что у детей контрольной группы навык обобщения слов хорошо развит, 80% детей получили высокий уровень выполнения заданий, а 20% детей получили средний уровень. Ни один из детей контрольной группы не получил низкий уровень.
Затруднения у детей были связаны, с обобщением некоторых лексических группы. Дети в большинстве случаев не нуждались в помощи взрослого, и не один из детей не отказался отвечать на вопрос.
У экспериментальной группы 60 % детей получили средний уровень, 30% детей получили высокий уровень, и 10 % низкий. Дети не правильно обобщали некоторые лексические группы предметов, требовался систематический контроль со стороны экспериментатора, а никоторые из детей отказывались отвечать на вопрос.
Таким образом, по результатам исследования второй серии мы видим, что дети с ОНР показали средний уровень владением обобщающих понятие.
3 серия заданий направлена на обследование сформированности глагольного словаря детей. Сравнение показателей группы детей с ОНР и детей с нормой речевого развития представлены на гистограмме 3.
Гистограмма 3.
Анализ результатов сформированносто глагольного словаря показал, что дети контрольной группы испытывали наибольшее затруднение при решении этой серии задач, чем в предыдущих.
Высокий уровень получили 40 % всех детей, 50 % получили средний уровень, а 10% детей получили низкий уровень.
Небольшое количество ошибок вызвало у детей называние глаголов движения, но при этом не было зафиксировано случаев отказа от выполнения задания. А вот название криков животных вызвало у тетей наибольшую трудность, некоторые дети даже отказывались отвечать на вопрос.
Дети из экспериментальной группы на протяжении всех двух заданий испытывали такие трудности, что и дети контрольной группы. Без контроля со стороны экспериментатора дети не могли справиться ни с одним заданием. Были зафиксированы отказы отвечать на вопрос.
Из детей экспериментальной группы никто не получил высокий уровень, 80 % детей получили средний уровень, 20% получили низкий уровень.
Такие результаты могут быть связаны с тем, что дети в силу возраста или из-за недостаточного количества контактов с окружающим миром не знают многих действий, и нечётко их дифференцируют.
Следующая серия заданий направлена на изучении уровня сформированности словаря прилагательных. Сравнение показателей группы детей с ОНР и детей с нормой речевого развития представлены на гистограмме 4.
Гистограмма 4.
Исследование результатов уровня сформированности словаря прилагательных показывают, что дети все дети из контрольной группы получили высокий уровень выполнения задания. Во время исследования дети быстро и точно давали ответы на заданный им вопрос.
Большая часть детей из экспериментальной группы также получила высокий бал выполнения задания. Дети быстро отвечали на заданный вопрос, только 10% детей допустили ошибку во время обследования.
Из анализа исследования мы видим, что детей с общим недоразвитием речи показали высокий уровень овладения словарем прилагательных.
Последняя серия заданий направлена на исследование подбора антонимов. Результаты исследования показаны в гистограмме 5.
Гистограмма 5.
Из результатов, представленных на гистограмме видно, что из детей с нормой речевого развития 90% справились с заданием, и получили высокий уровень. Только 10% детей допустили некоторые ошибки при подборе антонимов.
Дети из экспериментальной группы испытывали некоторые трудности при выполнении заданий. Эти трудности выражены в том, что в некоторых случаях вместо антонимов, дети подбирали синонимы. А так же при подборе антонимов подбирают слова - стимулы с частицей НЕ.
40% детей с общим недоразвитием речи получили высокий уровень, 50% детей получили средний уровень, а 10% низкий.
По результатам анализа методики, видно, что детям с общим недоразвитием старшего возраста 5 – 6 лет требуется коррекционная работа для развития лексического строя речи. Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, и в трудностях актуализации словаря.
Дошкольники старшего возраста с ОНР понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Особенно большие различия между детьми с нормой речевого развития и у детей с ОНР наблюдаются при актуализации предикативного словаря. У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников.