ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БРАКЕ У ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БРАКЕ У ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Слепцова Л.А. 1, Нафанаилова М.С. 1
1СВФУ, институт психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. Переход к рыночным отношениям в нашей стране и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразилась на общем самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности браков и удовлетворенности браком. Следствием этого являются разъединение поколений, широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.

В современной науке, наряду с проблемой семьи, также развивается проблема гендерной идентичности. Особенностью современного этапа гендерных исследований является гендерная поляризация и феминизация общества, в связи с социальными последствиями женской эмансипации.

Маскулинность и фемининность определяются как независящие друг от друга переменные, они сочетаются по-разному в различных стадиях адаптации мужчин и женщин (С. Бем, К. Джаклин, Э. Маккоби, В.Е. Каган). Так, Сандра Бем в своих работах определила маскулинность и фемининность как независимые, ортогональные измерения личности. Бем указывает, что мужественность и женственность не противопоставляются и личность может обладать одновременно обеими чертами, она говорит, что личности желательно быть андрогинной, т.е. вобрать в себя лучшее из обеих половых ролей.

Таким образом, целью нашего исследования было выявление представления о браке у девушек, с различными типами гендерной идентичности. Объектами выступили девушки от 18- до 30 лет, не состоящие в браке с различными типами гендерной идентичности.

Методики, которые были применены:

1) методика Сандры Бем «Маскулинность – Фемининность» ;

2) модифицированный тест Т. Лири, выявляющий идеальный образ партнёра по браку;

3) адаптированная методика «Измерения установок в супружеской паре» Ю. Е. Алёшиной;

4) опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А. Н. Волкова (женский вариант).

Гипотеза исследования заключалась в существовании взаимосвязи между типом гендерной идентичности девушек и особенностями их представления о браке, а именно: с ролевыми ожиданиями, установками и притязаниями в браке, а также содержанием идеального образа партнёра по браку.

Выборку составили 100 девушек с различными типами гендерной идентичности, проживающие в г.Якутске. Возраст от 18 – до 30 лет, не состоящие в браке.

Анализ результатов заключался в обработке всех методик по предложенным авторами способами. Таким образом по результатам эмпирического исследования, проведённого в рамках данной работы, мы сделали несколько основных выводов:

  1. Было установлено, что среди испытуемых преобладает андрогинный тип гендерной идентичности, что может объясняться социальными последствиями женской эмансипации, также среди респондентов обнаружены умеренно фемининные и умеренно маскулинные типы гендерной идентичности, что говорит о редкости ярко выраженной принадлежности к фемининному или маскулинному типу.

  2. Большинство девушек, независимо от принадлежности к тому или иному типу гендерной идентичности, предпочитают доминантного, энергичного, авторитарного партнера по браку, уверенного в себе и настойчивого, чем дружелюбного, стремящегося всем помочь, общительного и склонного к сотрудничеству. Традиционный образ мужчины сохранился, несмотря на значительные перемены в современном обществе.

  3. У представительниц фемининного типа преобладает родительски –воспитательская шкала, что говорит о значимости родительских функций. Этот результат вполне логичен, поскольку традиционная женщина это, в первую очередь, мать и жена. У девушек с андрогинным типом гендерной идентичности преобладает две шкалы: это хозяйственно – бытовая и шкала внешней привлекательности. Касаемо этих данных, мы предполагаем, что эти показатели служат подтверждением того, что андрогинные девушки сочетают в себе маскулинные и фемининные черты, то есть преобладание хозяйственно-бытовой шкалы может говорить о том, что девушки хотят заниматься бытовыми делами наравне с будущим партнёром, а по шкале внешней привлекательности авторы отмечают стремление красиво выглядеть, что больше присуще женским качествам. Девушки маскулинного типа гендерной идентичности направлены на шкалу внешней привлекательности, то есть на собственную привлекательность и стремление модно и красиво одеваться. Это можно объяснить тем, что в данном исследовании нет ярко выраженных маскулинных девушек, все 9% испытуемых принадлежат умеренно маскулинному типу гендерной идентичности, что говорит о возможности проявлении таких женских качеств, как желание красиво выглядеть.

Также было выявлено, что у представительниц фемининного типа выраженное значение детей в жизни семьи, что говорит о традиционном образе женщины, как матери и жены. По результатам девушек андрогинного типа мы видим, что преобладающая оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни говорит о недостаточно высокой значимости этой сферы, что можно интерпретировать как сложность выражения своих женских черт, в процессе чего появляется дисбаланс в поведении, например подавление либо агрессивность к партнёру. Далее, рассмотрев результат маскулинного типа, мы установили, что здесь выделяется лояльное отношение к разводу, то есть можно предположить, что развод не является для маскулинных девушек чем-то критичным, исходя из этого, можно также предположить, что некоторые мужские качества позволяют девушкам быть более сильной и независимой личностью.

  1. Также нами была установлена корреляционная связь между типом гендерной идентичности и особенностями представлений о браке по Спирмену: чем выше уровень фемининности, тем традиционнее представление о роли женщины в семье (r=0,540; при p

Просмотров работы: 1001