ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Дмитриева А.В. 1, Алексеева Н.А. 2
1Северо-восточный федеральный университет
2Северо восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.

Дмитриева А.В., Алексеева Н.А.

СВФУ Институт психологии

Якутск, Россия

THE MANIFESTATION OF AGGRESSION IN CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS.Dmitrieva A. V., Alekseeva N. A.NEFU Institute of psychologyYakutsk, Russia

Данная работа обуславливается тем, что на современном этапе развития психологии, агрессия у детей с какими-либо нарушениями здоровья, рассматривается не достаточно подробно, а имеющиеся исследования имеют весьма противоречивый характер. Сюда можно отнести: недостаточную исследованность психолого-педагогических причин агрессии детей, средств ее профилактики и коррекции, учет проявления агрессии как неотъемлемой динамической характеристики активности и адаптивности человека, своевременное создание для ребенка условий, обеспечивающих ему возможность самовыражения и снижения уровня агрессии, является одной из основных задач дошкольного воспитания. Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически. Исследование агрессии имеет давнюю историю. Многие исследователи занимались и до сих пор изучают эту проблему, но к единому мнению их исследования не могут свестись, так как агрессивность сложна и многогранна, следовательно, единых принципов коррекции разработать практически невозможно. Разные подходы к изучению агрессивности детей разрабатывались как зарубежными исследователями (К.Бютнер, Р.Кэпмбелл, К.Лоренц, М.Мак-Кей, Г.Паренс), так и отечественными учеными (Э.Ш. Бубнова, Е.Е. Копченова, А.А.Реан). Предлагаются способы и методы коррекции агрессивного поведения детей (Е.К.Лютова, Г.Б.Монина, Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина, А.А. Романов). При этом мало работ конкретно по коррекции подобного поведения. Таким образом, возникает противоречие между потребностью практической психологии в выявлении условий эффективной коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушением зрения дефицитом теоретических исследований поданной проблеме. Это противоречие определило проблему нашего исследования: каковы условия эффективной коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста нарушением зрения. Агрессивность формируется уже в раннем возрасте, в процессе ранней социализации. Поэтому, необходимо начать профилактические и коррекционные методы воздействия уже с раннего возраста. Изучить проявление агрессивного поведения детей с нарушениями зрения. Для достижения данной цели, мы поставили следующие задачи: Изучить теоретические аспекты проявления агрессии у детей с нарушениями зрения; Провести исследование агрессии у детей с нарушениями зрения; Провести сравнительный анализ данных, полученных при исследовании детей с нарушениями зрения. Дети с нарушениями зрения (30) и дети с нарушениями слуха (30) Республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат. Всего 60 детей. Гипотеза исследования: уровень агрессии у детей с нарушением слуха (слабослышащих) выше, чем у детей с нарушением зрения (слабовидящих). Анализ средних величин, корреляционный анализ Пирсона, критерий углового преобразования Фишера для сопоставления двух выборок по количественно измеряемому признаку. По методике В.В. Бойко «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности», мы выявили по уровням агрессии у слабовидящих и слабослышащих детей. Уровень агрессии у слабовидящих детей ниже, чем уровень агрессии у слабослышащих детей. 74% слабовидящих детей имеют невысокий уровень агрессии (от 9 до 20 баллов). Это обычно обуславливается спонтанной агрессией и сопряжен с неумением переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты. Остальные 26% детей с нарушениями зрения имеют повышенный уровень агрессии – от 31 до 40 баллов. К атрибутам, характерным для ее среднего уровня, обычно добавляются показатели расплаты, провокации. 81% дети с нарушениями слуха имеют очень высокий и повышенный уровень агрессии от 31 до 40 баллов. Это выражается с получением удовольствия от агрессии, перенятием агрессии толпы, провоцированием агрессии у окружающих. Остальные 19% дети с нарушениями слуха имеют низкий уровень агрессии, имеют не более 8 баллов. Обычно свидетельствует о неискренности ответов, его стремлении соответствовать социальной норме. Такие показатели встречаются у людей со сниженной самокритичностью и завышенными притязаниями. По методике диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки индекс агрессивности включает в себя шкалу №1 физическая агрессия, шкалу №3 раздражение и шкалу № 7 вербальная агрессия. В данных группах - только 4% детей с нарушениями зрения и 4% детей с нарушениями слуха имеют высокий уровень агрессивности. Считается, что дети с нарушениями слуха более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у детей с нарушениями зрения выглядит несколько иначе. Сейчас разница в агрессивном поведении между этими группами уменьшается и становится на равные показатели. В этом возрасте (подростковом) подросткам свойственно манера следовать своим желаниям и осуществлять их не замечая на пути, ни каких препятствий и не думать о последствиях. Так же отсутствует страх перед наказанием. Такие дети отличаются активностью, склонностью к риску, и бесцеремонностью, они обладают лидерскими качествами, умением сплотить возле себя сверстников и создать команду, где у каждого будет прописана своя роль. При этом эти дети несдержанны и имеют слабый самоконтроль, возможно, это связано с недостаточной социализацией и с неумением сдерживать свой потребности. Агрессивные дети действуют не обдуманно и импульсивно, поэтому совершают одни и те же ошибки, не извлекая уроков. Так же у них нет установленных норм и правил, поэтому ложь и нечестность для них является нормой в поведении. По методике диагностики личностной агрессивности и конфликтности Е.П.Ильина и П.А.Ковалева выявили склонность к немотивированной агрессии, а также поведенческих установок, связанных с агрессивностью, отношением к допустимости-недопустимости силового способа разрешения конфликта, пониманием самозащиты. Как вышло по результатам данной методики отчетливого отличия между детьми с нарушениями зрения и детьми с нарушениями слуха не выявлено, однако в шкале «вспыльчивость» разница между этими группами – 6 баллов, шкала «неуступчивость» – 3, шкала «мстительность» – 6 баллов, шкала «негативная агрессивность» – 3 балла, и шкала «конфликтность» разница – 4 балла. И поэтому, по результатам данной методики, гипотеза «уровень агрессии у детей с нарушением слуха (слабослышащих) выше, чем у детей с нарушением зрения (слабовидящих)» подтверждается. Выявили уровни агрессии у слабовидящих и слабослышащих детей. Уровень агрессии у слабовидящих детей ниже, чем уровень агрессии у слабослышащих детей. Считается, что дети с нарушениями слуха более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у детей с нарушениями зрения выглядит несколько иначе. Сейчас разница в агрессивном поведении между этими группами уменьшается и становится на равные показатели. В этом возрасте (подростковом) подросткам свойственно манера следовать своим желаниям и осуществлять их не замечая на пути, ни каких препятствий и не думать о последствиях. Так же отсутствует страх перед наказанием. Такие дети отличаются активностью, склонностью к риску, и бесцеремонностью, они обладают лидерскими качествами, умением сплотить возле себя сверстников и создать команду, где у каждого будет прописана своя роль. При этом эти дети несдержанны и имеют слабый самоконтроль, возможно, это связано с недостаточной социализацией и с неумением сдерживать свой потребности. Агрессивные дети действуют не обдуманно и импульсивно, поэтому совершают одни и те же ошибки, не извлекая уроков. Так же у них нет установленных норм и правил, поэтому ложь и нечестность для них является нормой в поведении. Исходя из вышеуказанной интерпретации результатов, гипотеза «уровень агрессии у детей с нарушением слуха (слабослышащих) выше, чем у детей с нарушением зрения (слабовидящих)» подтверждается. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Гипотеза «уровень агрессии у детей с нарушением слуха (слабослышащих) выше, чем у детей с нарушением зрения (слабовидящих)» подтверждается. При сравнении уровня агрессивности мы использовали статистическую обработку Пирсона, где выявили связь между шкалой неумением переключать агрессию на деятельность со шкалой анонимная агрессия, а с остальными шкалами не имеет связи. Далее шкала неспособность тормозить агрессию с аутоагрессией и с шкалой удовольствие от агрессии. И выявили связь между шкалами аутоагрессии и расплата за агрессию. Это объяснили тем, что слабовидящие дети, которые не хотят или не могут переключать свою агрессию в какое-либо дело или в какое-либо занятие, не могут забыть гнев, агрессию, часто одиноки, не афишируют свой гнев, у них высокий уровень анонимной агрессии. Шкала неспособность тормозить агрессию связана со шкалой аутоагрессия. Аутоагрессия – активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах. То есть если у них проявляется агрессия, то они не в силах забыть, тормозить, или что-то принять, они могут еще усугублять агрессию, вызванной какой-либо причиной и причинить себе вред как в физической, так и психической сферах. Далее, проведя интерпретацию по методике «Опрделение интегральных форм коммуникативной агрессивности В.В. Бойко», мы выявили по уровням агрессии у слабовидящих и слабослышащих детей. Уровень агрессии у слабовидящих детей ниже, чем уровень агрессии у слабослышащих детей.

Просмотров работы: 1361