ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ

Ардашелия Л.Р. 1
1Ростовский Государственный Экономический Университет (РГЭУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ардашелия Лолита Ревазовна

Студентка Факультета экономики и финансов

РГЭУ (РИНХ)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ

Социальные расходы государства – это затраты бюджетной системы в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также культуры, средств массовой информации, физической культуры и спорта. Совокупность затрат в этих областях нередко обозначают как «расходы на социально-культурные мероприятия» [1].

Они осуществляются со всех уровней бюджетной системы, целостность которой отражает консолидированный бюджет Российской Федерации: из федерального бюджета, из бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, а также из государственных (федеральных) и территориальных государственных (региональных) внебюджетных фондов. Значительная часть средств, предназначенных для финансирования социальных обязательств, перераспределяется между элементами бюджетной системы с помощью межбюджетных трансфертов: дотаций, субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов [6]. Многоуровневую и многоканальную структуру финансирования социальной сферы наглядно отражает схема финансовых потоков в системе социальной защиты населения (Рисунок 1)[1].

Система здравоохранения является неотъемлемой частью социально-экономической политики государства. В докладе специальной комиссии Счётной палаты РФ (подготовлен весной 2015 года) стартовавшая в январе 2015 года реформа здравоохранения в России была признана провальной: она не только не улучшила качество оказываемых населению медицинских услуг, но сделала их для населения менее доступными.

В настоящее время в России сложилась непростая ситуация в системе здравоохранения. Одна из наиболее важных отраслей страны переживает период реформирования ряда положений законодательства, касающихся предоставления платных и бесплатных медицинских услуг населению. Согласно ст. 41 Конституции РФ медицинская помощь является бесплатной для населения. В этой связи становится актуальной проблема определения источников и размеров финансирования расходов системы здравоохранения. Их должно быть достаточно не только для поддержания текущего функционирования сферы здравоохранения, но и ее развития. Дефицит средств бюджетов публично-правовых образований, системы обязательного медицинского страхования приводит к росту частных расходов на здравоохранение, а в неблагоприятных экономических условиях стимулирует рост теневой экономики в этом секторе [8].

Все системы здравоохранения в зависимости от преобладающего источника финансирования можно разделить следующим образом:

  • социально-страховые (Германия, Франция, Япония, Россия);

  • государственные (Великобритания);

  • рыночные (США) [2].

Источниками финансирования системы здравоохранения (наиболее полно они были прописаны в ранее действующем Законе «О медицинском страховании граждан в РФ», статья 10) в РФ являются: бюджетные средства, средства государственных и общественных организаций, предприятий и других хозяйственных субъектов; личные средства граждан; безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; иные законные источники [3].

Из этих источников формируются финансовые ресурсы государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования функционируют Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, являющиеся самостоятельными некоммерческими организациями. Они предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Эти средства находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

В России в структуре расходов на здравоохранение существенное значение имеет бюджет ФОМС. В ближайшие годы его доходы будут расти. Увеличение доходов фонда произошло за счет пересмотра тарифа страхового взноса c 3,1 % до 5,1 % [4].

В структуре расходов федерального бюджета на 2014 г. и прогнозные 2015–2016 гг. доля затрат (в среднем 3,1 %) приходится на сферу здравоохранения. Таким образом, величина расходов на здравоохранение в ВВП, соответственно, снизится. Это объясняется сложной экономической ситуацией в стране, сложившейся в результате входа в состав России новых территорий Крыма, а также изменением в распределении расходных обязательств между уровнями власти [4].

Не менее серьезным проблемой российской системы здравоохранения является неэффективность механизма распределения средств бюджетов публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов. Средства используются не по целевому назначению, либо не доходят до своих получателей. Система здравоохранения, наряду со сферой образования, по мнению экономических аналитиков, являются самыми коррумпированными [5].

Таблица 1 - Динамика размера заработной платы работников бюджетной сферы на период 2014—2016 гг.

Категории работников учреждений социальной защиты населения

2014 год

2015 год

2016 год

Соотношение к средней заработной плате в целом по СК, %

Размер средней заработной платы, рублей

Соотношение к средней заработной плате в целом по СК, %

Размер средней заработной платы, рублей

Соотношение к средней заработной плате в целом по СК, %

Размер средней заработной платы, рублей

Социальные работники

58,0

13585,0

68,5

17639,0

79,0

22385,0

Врачи

130,7

30614,0

137,0

35278,0

159,6

45223,00

Средний медицинский персонал

76,2

17848,0

79,3

20420,0

86,3

24453,0

Младший медицинский персонал

51,0

11946,0

52,4

13493,0

70,5

19976,0

Из данных таблицы 1 мы видим рост абсолютных и относительных показателей заработной платы. В плановом периоде предполагается повысить средний уровень оплаты труда врачей на 14609 руб. (47,7 %), среднего медицинского персонала на 6065 руб. (37 %), младшего медицинского персонала на 8030 руб. (67,2 %) [5].

Стоит отметить, что в сравнении с другими государствами расходы на здравоохранение в РФ катастрофически малы. Россия тратит на финансирование данной сферы вдвое меньше стран «большой семерки»: США, Франция, Великобритания, Канада, Япония – 7,1–7,9 % ВВП. Она отстает даже от развивающихся стран: в Венгрии, Польше, Болгарии и Эстонии власти расходуют 4,2–4,9 % ВВП. Кроме того, России так и не удалось увеличить финансирование здравоохранения до минимальных стандартов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – 5,5–6 % ВВП. По оценке ВОЗ, Россия сегодня по финансированию здравоохранения стоит на 70-м месте в мире, а по эффективности здравоохранения – на 130-м. Для выхода из этого положения нужен целый комплекс серьезных мер, включающий разработку концепции долгосрочного развития отечественного здравоохранения и полноценной правовой базы, в т.ч. Закона «О государственных гарантиях оказания медицинских услуг», создание единой системы стандартов оказания медицинских услуг и лекарственной помощи [5].

В перспективе на 2016 г. будет замечен рост абсолютных и относительных показателей заработной платы. В 2016 г. предполагается повысить средний уровень оплаты труда врачей на 14609 руб. (47,7 %), среднего медицинского персонала – на 6065 руб. (37 %), младшего медицинского персонала – на 8030 руб. (67,2 %) [2].

Можно отметить, что важной задачей развития современной системы здравоохранения России является достижение равного доступа к полному спектру медицинских услуг для каждого индивида.

В апреле 2015 года была утверждена новая редакция федеральной государственной программы «Развитие здравоохранения» до 2020 г. Финансирование планируется в объеме 26620,8 млрд. руб., причем 2451,2 млрд. руб. из ФБ, 11079,4 млрд. руб. – из региональных бюджетов и 13090,2 млрд. руб. – из средств ФОМС РФ. По результатам реализации программы планируют снижение смертности с 13 на 1000 человек до 11,4 в 2020 г., снижение потребления алкоголя на душу за год – с 12,5 л этанола до 10 л., число курильщиков – с 37,1 до 26,0 %, продолжительность жизни должна увеличиться с 71,4 года в 2014 г. до 74,3 года в 2020 г. В программе прописано, что к 2020 г. средняя зарплата врачей будет вдвое превышать среднюю по региону, а зарплата среднего и младшего медицинского персонала сравняется со средней. [7]

Основываясь на вышеприведенных аргументах, можно сделать вывод о том, что необходимо общее преобразование системы здравоохранения:

    • переориентация ее с процесса обеспечения функционирования на достижение важных, социально значимых результатов;

    • повышение качества медицинских услуг;

    • формирование механизма финансового обеспечения отрасли, адекватного современным требованиям ее развития.

Список литературы

  1. Зубаревич Н.В., Горина Е.А.Социальные расходы в России: федеральный и региональные бюджеты.

  2. Банан С.А. Здравоохранение: вопросы финансирования и пути решения // Экономика. 2012. № 3 (19).

  3. Закон «О медицинском страховании граждан в РФ», Cтатья 10 (утратил силу)

  4. Проект: расходы на здравоохранение в РФ снизятся до 3,3% ВВП к 2016 г.// РИА Новости http://ria.ru/economy.

  5. http://sibac.info

  6. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов"

  7. Федеральная служба государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru

  8. Реформа здравоохранения 2015 — рост смертности в России, критика Счётной палаты, итоги года // Информационный портал «Новости регионов России» (14.04.2015).

Просмотров работы: 3323