На сегодняшний день основной задачей образования является развитие человека особого типа мышления, который способен к саморазвитию и самореализации, как в профессиональном, так и в личностном плане. Проектная деятельность – это некая форма творчества, являющаяся оптимальным средством для всестороннего развития человека.
Одной из главных задач педагогики как науки является обоснование, проектирование и моделирование универсальных педагогических систем, служащих руководством для педагогической деятельности. Проектирование учебного процесса это сложный и важный этап в деятельности педагога. Данный этап включает в себя не только построение дальнейшего плана действий и разработку методов, принципов и условий для реализации этого процесса, но и учитывает возрастные, умственные способности. Необходимость изучения процессов проектирования обусловлена, во-первых, недостаточной изученностью данного вопроса, а во-вторых, постоянными изменениями и нововведениями в сфере образования, требующие пересмотра педагогических систем.
Такие нововведения и изменения появляются в образовательной сфере ежегодно. 2015 год не стал исключением. Одним из важных нововведений является изменение министром образования и науки РФ Дмитрия Ливановым ФГОС для основной школы. С 01.09.2015 изучение второго иностранного языка с 5 класса будет обязательным (письмо Минобрнауки от 07.08.2015 № 08-1228). По мнению правительства, это нововведение открывает новые возможности для каждой школы, а также повысит качество образования в целом.
Опыт зарубежных стран, в которых система такого билингвального образования практикуется уже давно, показывает, что данный метод помогает повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка и способствует облегчению процесса мультикультурного общения.
Данное нововведение можно оценивать с разных сторон. С одной стороны, это прекрасная идея, поскольку иностранный язык это не просто средство общения, но и средство развития памяти и интеллекта ребенка. С другой же, ссылаясь на объем изучаемой информации и на школьную программу, можно сказать, что в этом нет необходимости. В средствах массовой информации появляется множество форумов и опросов, касающихся этой проблемы. Так на сайте издательского дома «КП-Калуга» мы нашли опрос, в котором приняли участие более 1800 человек. При этом, 42% опрошенных считают это ненужным изменением ФГОС, сообщая о том, что у детей и с родным языком возникают проблемы. Однако, 22 % все же говорят, что чем больше дети знают языки, тем лучше. Радует тот факт, что 12% предлагают начинать с начальной школы. Можно найти много комментариев, которые предлагают ввести второй язык только для тех, кому это нужно или кто желает, но не для всех (http://www.kp40.ru/news/education/34099/).
Также можно выделить определенный набор проблем, которые могут возникнуть в процессе обучения. Многие школы отмечают, что они не готовы к такому введению, об этом свидетельствуют такие проблемы как, нехватка кадров и кабинетов, трудности, касающиеся учителей, связанные с распределением нагрузки и планированием процесса обучения и другие. Учащиеся боятся не справиться с двумя языками сразу, ошибиться в выборе нужного языка. Родители переживают за то, что не смогут помочь детям в процессе подготовки домашнего задания, а этот факт порождает необходимость в обращении к репетиторам. Ссылаясь на тот факт, что дети и так загружены в школе и к тому же учитывая дополнительные занятия, родители утверждают, что такое введение только усугубит ситуацию, а многие дети не смогут справляться с такой программой. Все эти и другие проблемы требуют обязательного решения, поскольку от решения этих проблем зависит успешность процесса обучения в целом.
Проектирование образовательного процесса должно строиться с учетом нововведений и вытекающих из них трудностей и противоречий. Разработка определенной технологии для реализации процесса обучения двум иностранным языкам должна способствовать переходу стихийно протекающих в ходе обучения процессов в процессы управляемые.
Проектирование процесса обучения это сложный процесс, поскольку педагогические явления не постоянны и характеризуются многофакторностью. Овладение педагогическим проектированием есть один из главных элементов профессионализма педагога.
Но как проектировать процесс обучения двум иностранным языкам в основной школе? Для ответа на этот вопрос необходимо провести определенные исследования, разработать модель и проверить ее эффективность. Иначе говоря, данный вопрос является открытым для дальнейшего исследования.