Основная нацеленность анализа кредитоспособности — определение степени финансовой устойчивости и организация кредитования таким образом, чтобы заставить клиента повысить свой класс кредитоспособности [2].
Существуют разнообразные подходы к оценке кредитоспособности заёмщика. Каждый способ оценки взаимно дополняет друг друга [3].
Изучение банковского опыта оценки кредитоспособности заемщика показало, что банки разрабатывают и постоянно совершенствуют методы оценки качества потенциальных заемщиков с помощью различного рода моделей. Цель их состоит в том, чтобы выработать стандартные подходы для объективной характеристики заемщика, найти числовые критерии для разделения будущих клиентов на основе результатов анализа (кредитоспособные и некредитоспособные).
Проведем оценку кредитоспособности ОАО «Автоколонна №1493» на основе методики, разработанной Сбербанком РФ [4].
Произведем расчет коэффициента К1 в ОАО «Автоколонна №1493» за 2011–2014 годы в таблице 1.
Как видно из таблицы 1 значения коэффициентов абсолютной ликвидности имеют очень низкие значения. В соответствии с нормативными значениями оценочных показателей Сбербанка РФ показатели данного коэффициента в 2011 году относится к 3 категории заемщика, в 2012 и 2014 годах относятся к 1 категории заемщика, в 2013 году — ко 2 категории заемщика. Рост данного показателя, произошел в 2012 и 2014 годах и составил, выше минимального значения.
Таблица 1. Расчет коэффициента абсолютной ликвидности ОАО «Автоколонна №1493»
Показатели |
2011г. |
2012 |
2013г. |
2014г. |
Денежные средства (стр. 1250 Баланса), тыс.руб. |
352 |
894 |
383 |
661 |
Краткосрочные обязательства (стр. 1500 Баланса), тыс.руб. |
8048 |
4702 |
4489 |
6005 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,04 |
0,19 |
0,08 |
0,11 |
Произведем расчет коэффициента К2 в ОАО «Автоколонна №1493» за 2011 – 2014 годы в таблице 2.
Таблица 2. Расчет промежуточного коэффициента покрытия ОАО «Автоколонна №1493»
Показатели |
2011г. |
2012 |
2013г. |
2014г. |
Краткосрочная дебиторская задолженность (стр.1230 Баланса), тыс.руб. |
2436 |
2165 |
3621 |
3231 |
Краткосрочные финансовые вложения (стр. 1240 Баланса), тыс.руб. |
28 |
0 |
0 |
0 |
Денежные средства (стр. 1250 Баланса), тыс.руб. |
352 |
894 |
383 |
661 |
Краткосрочные обязательства (стр. 1500 Баланса), тыс.руб. |
8048 |
4702 |
4489 |
6005 |
Коэффициент промежуточного покрытия |
0,35 |
0,65 |
0,89 |
0,65 |
Из данных таблицы 2 видно, что значения показателей промежуточного коэффициента покрытия имеют не высокие значения относительно нормальных. В соответствии с нормативными значениями оценочных показателей Сбербанка РФ показатели данного коэффициента в 2011 году относятся к 3 категории заемщика. В 2012 и 2014 гг. показатели данного коэффициента относятся ко 2 категории заемщика, в 2013 году к 1 категории заемщика. Небольшие показатели данного коэффициента вызваны большой долей краткосрочной дебиторской задолженности в активе предприятия. Данное обстоятельство вызвано тем, что ОАО «Автоколонна №1493» получает дотации из бюджета муниципального образования за перевозку льготных пассажиров.
Большой рост показателя быстрой ликвидности наблюдается в 2013 году. Он вызван большим ростом дебиторской задолженности ОАО «Автоколонна №1493». Но при этом доля краткосрочных обязательств в 2012 году значительно снизилась.
Расчет коэффициента К3 в ОАО «Автоколонна №1493» за 2011–2014 годы представим в таблице 3.
Данные таблицы 3 показывают, что значения коэффициента текущей ликвидности имеют низкие значения относительно нормативны. В соответствии с нормативными значениями оценочных показателей Сбербанка РФ показатели данного коэффициента в 2012-2014гг.относятся ко 2 категории заемщика.
Таблица 3. Расчет коэффициента текущей ликвидности ОАО «Автоколонна №1493»
Показатели |
2011г. |
2012 |
2013г. |
2014г. |
Оборотные активы (стр. 1200 Баланса), тыс.руб. |
4958 |
4858 |
6008 |
5856 |
Краткосрочные обязательства (стр. 1500 Баланса), тыс.руб. |
8048 |
4702 |
4489 |
6005 |
Коэффициент текущей ликвидности |
0,62 |
1,03 |
1,34 |
0,97 |
В 2011 году показатель данного коэффициента относился к 3 категории заемщика. Величина данного коэффициента обусловлена большой долей краткосрочной дебиторской задолженности в балансе ОАО «Автоколонна №1493», а также высокой величиной запасов. На данное обстоятельство повлияла специфика оказания услуг ОАО «Автоколонна №1493».
В 2013 году также наблюдается рост коэффициента текущей ликвидности (как и быстрой ликвидности), вследствие вливания средств ОАО «Автоколонна №1493» в запасные части и увеличения дебиторской задолженности.
Расчет коэффициента К4 в ОАО «Автоколонна №1493» за 2011–2014 годы представлен в таблице 4.
Таблица 4. Расчет коэффициента соотношения собственных средств и заемных
ОАО «Автоколонна №1493»
Показатели |
2011г. |
2012 |
2013г. |
2014г. |
Собственные капитал и резервы (стр. 1370 Баланса), тыс.руб. |
122752 |
122949 |
121670 |
120100 |
Долгосрочные обязательства (стр. 1450 Баланса), тыс.руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
Краткосрочные обязательства (стр. 1500 Баланса), тыс.руб. |
8048 |
4702 |
4489 |
6005 |
Коэффициент соотношения собственных средств и заемных |
0,06 |
0,04 |
0,04 |
0,05 |
Данные таблицы 4 свидетельствуют, что динамика коэффициента колеблется незначительно и остается в одних пределах. Так в 2011 году он составлял 0,06, а в 2014 году — 0,05. В соответствии с нормативными значениями оценочных показателей Сбербанка РФ показатели данного коэффициента с 2011 по 2014 года относились к 3 категории заемщика.
Расчет коэффициента К5 в ОАО «Автоколонна №1493» за 2011 – 2014 годы представлен в таблице 5.
Таблица 5. Расчет коэффициента рентабельности продаж ОАО «Автоколонна №1493»
Показатели |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
Прибыль от реализации (стр. 2200 ф.2), тыс.руб. |
1759 |
2977 |
-306 |
-550 |
Выручка от реализации (стр. 2110 ф. №2), тыс.руб. |
87797 |
79488 |
74782 |
77454 |
Коэффициент рентабельности продаж, % |
2,00 |
3,74 |
-0,41 |
-0,71 |
Данные таблицы 5 показывают, что наименьшее значение рентабельности продаж в ОАО «Автоколонна №1493» наблюдалось в 2014 году, так как организацией был получен убыток 550 тыс.руб. Показатель рентабельности продаж в 2014 году составляет — 0,71 ед., что показывает, что на каждый 1 рубль выручки ОАО «Автоколонна №1493» получает 0,71% убытка. ОАО «Автоколонна №1493» нерентабельно и в соответствии с нормативными значениями оценочных показателей Сбербанка РФ показатели данного коэффициента относятся ко 3 категории заемщика.
Расчет коэффициента К6 для ОАО «Автоколонна №1493» за 2011 – 2014 годы представлен в таблице 6.
Таблица 6. Расчет коэффициента рентабельности деятельности предприятия
ОАО «Автоколонна №1493»
Показатели |
2011г. |
2012 |
2013г. |
2014г. |
Чистая прибыль (стр. 2400 ф.2), тыс.руб. |
217 |
49 |
-1185 |
292 |
Выручка от реализации (стр. 2110 ф. №2), тыс.руб. |
87797 |
79488 |
74782 |
77454 |
Коэффициент рентабельности деятельности предприятия |
0,25 |
0,06 |
-1,58 |
0,38 |
Данные таблицы 6 показывают, что коэффициент рентабельности деятельности в 2013 году имел отрицательные значения. Это говорит о том, что деятельность ОАО «Автоколонна №1493» в 2013 году была нерентабельна и убыточна. В соответствии с нормативными значениями оценочных показателей Сбербанка РФ показатели данного коэффициента в 2011, 2012 и 2014 годах относятся к 1 категории заемщика, а в 2013 году поскольку был получен убыток — к 3 категории заемщика.
Расчет дополнительных коэффициентов оборачиваемости предлагаемых Сбербанком РФ ОАО «Автоколонна №1493» за 2011 – 2014 гг. представлен в таблице 7.
Таблица 7. Расчет дополнительных оценочных коэффициентов оборачиваемости
ОАО «Автоколонна №1493»
Показатели |
2011г. |
2012 |
2013г. |
2014г. |
Выручка от реализации (стр. 2110 ф. №2), тыс.руб. |
87797 |
79488 |
74782 |
77454 |
Количество дней в периоде, дн. |
360 |
360 |
360 |
360 |
Оборотные активы (стр. 1200 Баланса), тыс.руб. |
4958 |
4858 |
6008 |
5856 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, об. |
17,7 |
16,4 |
12,4 |
13,2 |
Оборачиваемость оборотных активов, дн |
20,3 |
21,9 |
29,0 |
27,3 |
Дебиторская задолженность (стр.1230 Баланса), тыс.руб. |
2436 |
2165 |
3621 |
3231 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, об. |
36,0 |
36,7 |
20,6 |
24,0 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, дн |
10,0 |
9,8 |
17,5 |
15,0 |
Запасы (стр. 1210 Баланса), тыс.руб. |
2142 |
1809 |
2004 |
1964 |
Коэффициент оборачиваемости запасов, об. |
41,0 |
43,9 |
37,3 |
39,4 |
Оборачиваемость запасов, дн |
8,8 |
8,2 |
9,6 |
9,1 |
Данные таблицы 7 показывают, срок оборачиваемости оборотных активов в ОАО «Автоколонна №1493» составляет от 29 дней в 2013 году до 20,3 дней в 2011 году, т.е. время оборачиваемости оборотных активов постоянно изменялось. Такой не большой срок оборачиваемости обусловлен не высоким сроком оборачиваемости дебиторской задолженности (от 9,8 дня до 17,5 дней) и дебиторская задолженность составляет около 55% от общей величины оборотных активов. Это говорит о том, что срок погашения задолженности дебиторов ОАО «Автоколонна №1493» составляет около 15 дней. Следовательно, дебиторскую задолженность ОАО «Автоколонна №1493», можно отнести к быстро реализуемым активам. Из данных таблицы 7 также видно, что средняя оборачиваемость запасов составляет 9 периодов, что являются положительным для организаций автомобильной отрасли.
Для определения рейтинга Сбербанк РФ установил 3 класса заемщиков. Рейтинг определяется как сумма баллов по шести основным показателям (К1, К2, К3, К4, К5, К6), оценки остальных показателей третьей группы и качественного анализа рисков [4].
Произведем расчет суммы баллов в таблицах 8-11.
Таблица 8. Расчет суммы баллов для ОАО «Автоколонна №1493» за 2011 год
Показатель |
Фактическое значение |
Категория |
Вес показателя |
Расчет суммы баллов |
К1 |
0,04 |
3 |
0,05 |
0,15 |
К2 |
0,35 |
3 |
0,10 |
0,30 |
К3 |
0,62 |
3 |
0,40 |
1,2 |
К4 |
0,06 |
3 |
0,20 |
0,6 |
К5 |
2,00 |
1 |
0,15 |
0,15 |
К6 |
0,25 |
1 |
0,10 |
0,10 |
Итого |
х |
х |
1 |
2,5 |
Сумма баллов рейтинговой оценки ОАО «Автоколонна №1493» в 2011 году соответствует 3 классу заемщиков.
Таблица 9. Расчет суммы баллов для ОАО «Автоколонна №1493» за 2012 год
Показатель |
Фактическое значение |
Категория |
Вес показателя |
Расчет суммы баллов |
К1 |
0,19 |
1 |
0,05 |
0,05 |
К2 |
0,65 |
2 |
0,10 |
0,20 |
К3 |
1,03 |
2 |
0,40 |
0,80 |
К4 |
0,04 |
3 |
0,20 |
0,60 |
К5 |
3,74 |
1 |
0,15 |
0,15 |
К6 |
0,06 |
1 |
0,10 |
0,10 |
Итого |
х |
х |
1 |
1,90 |
Сумма баллов рейтинговой оценки ОАО «Автоколонна №1493» в 2012 году соответствует 2 классу заемщиков.
Таблица 10. Расчет суммы баллов для ОАО «Автоколонна №1493» за 2013 год
Показатель |
Фактическое значение |
Категория |
Вес показателя |
Расчет суммы баллов |
К1 |
0,08 |
2 |
0,05 |
0,10 |
К2 |
0,89 |
1 |
0,10 |
0,10 |
К3 |
1,34 |
2 |
0,40 |
0,80 |
К4 |
0,04 |
3 |
0,20 |
0,60 |
К5 |
-0,41 |
3 |
0,15 |
0,45 |
К6 |
-1,58 |
3 |
0,10 |
0,30 |
Итого |
х |
х |
1 |
2,35 |
Сумма баллов рейтинговой оценки ОАО «Автоколонна №1493» в 2013 году соответствует 3 классу заемщиков.
Таблица 11. Расчет суммы баллов для ОАО «Автоколонна №1493» за 2014 год
Показатель |
Фактическое значение |
Категория |
Вес показателя |
Расчет суммы баллов |
К1 |
0,11 |
1 |
0,05 |
0,05 |
К2 |
0,65 |
2 |
0,10 |
0,20 |
К3 |
0,97 |
3 |
0,40 |
1,20 |
К4 |
0,05 |
3 |
0,20 |
0,60 |
К5 |
-0,71 |
3 |
0,15 |
0,45 |
К6 |
0,38 |
1 |
0,10 |
0,10 |
Итого |
х |
х |
1 |
2,60 |
Сумма баллов рейтинговой оценки ОАО «Автоколонна №1493» в 2014 году соответствует 3 классу заемщиков.
Таким образом, сумма баллов рейтинговой оценки ОАО «Автоколонна №1493» в 2011, 2013 и 2014 годах соответствует 3 классу заемщиков, а в 2012 году — 2 классу заемщиков.
Это означает, что кредитование ОАО «Автоколонна №1493» в 2012 году требует взвешенного подхода, а в 2011, 2013, 2014 годах кредитование ОАО «Автоколонна №1493» кредитование связано с повышенным риском.
После проведения количественной оценки проведем качественную оценку деятельности ОАО «Автоколонна №1493».
Определим основные риски деятельности ОАО «Автоколонна №1493».
1 Отраслевые риски.
Основной вид деятельности Общества: маршрутные перевозки пассажиров автобусами в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Общество составляет основу транспортной отрасли Кропоткинского городского поселения, обеспечивая потребности населения и экономики города за счет комплекса услуг и работ, выполняемых в сфере пассажирских перевозок. Пассажирский автомобильный транспорт имеет большое социальное значение и используется населением для поездок на работу и обратно, по личным нуждам, связанным с лечением, учебой и т.д. ОАО «Автоколонна №1493» занимает устойчивое положение в транспортной отрасли.
К отраслевым рискам относится тенденция роста цен на сырье, энергоносители, а также рост тарифов на услуги. Данные факторы отрицательно влияют на деятельность заемщика, увеличивая себестоимость продукции.
2. Страновые и региональные риски.
Деятельность заемщика подвержена ряду политических и экономических рисков.
Стабильность и развитие российской экономики во многом зависит от эффективности экономических мер, предпринимаемых Правительством, что находится вне контроля заемщика.
Заемщик территориально расположен в Краснодарском крае. Край насыщен предприятиями автомобильной отрасли, осуществляющими аналогичные перевозки, поэтому данный риск для заемщика является критическим. Риски, связанные с природными и климатическими особенностями, стихийными бедствиями и нарушением транспортного сообщения для заемщика не являются критическими.
3 Правовые риски.
Риски, связанные с деятельностью общества (участие в судебных процессах, изменение законодательства) которые в значительной степени могли бы повлиять на финансовое состояние общества, отсутствовали.
4. Риски, связанные с деятельностью заемщика
Риски, связанные с текущими судебными процессами, в которых участвует заемщик, в настоящий момент не усматриваются. Риски, связанные по долгам третьих лиц в настоящее время минимальны.
Основной фактор, оказавший влияние на изменение выручки от продажи продукции — это изменение цены на ГСМ.
Основным фактором, влияющим на деятельность предприятия, является цена 1 л ГСМ.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 07.07.1999г. №193-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае», постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.04.2000г. №222 «О совершенствовании системы организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае» ОАО «Автоколонна 1493» имеет статус специализированного (базового) предприятия (единственное в Кавказском районе), позволяющий оказывать дополнительные услуги субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки в Кавказском районе. Автобусные маршруты, обслуживаемые предприятием, находятся на обслуживании только ОАО «Автоколонна №1493». Другие автобусные маршруты Кавказского района, не закрепленные договорными обязательствами за ОАО «Автоколонна № 1493», обслуживает ООО «Трансавто».
Поэтому основным конкурентом является — ООО «Трансавто».
Анализируя все вышеперечисленные факторы, динамику изменения показателей количественной оценки кредитоспособности и все вышеперечисленные качественные риски отнесем ОАО «Автоколонна №1493» к третьему классу кредитоспособности.
Это означает, что кредитование ОАО «Автоколонна №1493» связано с повышенным риском.
На протяжении всего анализируемого периода ОАО «Автоколонна №1493» имел низкие коэффициенты быстрой и текущей ликвидности, а также удовлетворительные значения коэффициентов рентабельности.
В связи с тем, что в настоящее время наблюдаются кризисные явления в мировой и российской экономике, выразившиеся в росте курса валют и ставок по кредитованию, осуществление мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития Общества становится проблематично.
В целях выполнения принятых показателей Общество ежегодно подает материалы на пересмотр и утверждение индивидуальных тарифов по городским, пригородным и междугородным перевозкам, учитывая прогнозируемый рост инфляции, разработанный Минэкономразвития РФ и сложившуюся себестоимость услуг. Доходы планируется на плановый период увеличить только за счет роста тарифа, так как маршрутная сеть с учетом перспектив развития города и района в среднесрочной перспективе пересматриваться не будет. Пассажиропоток не стабилен, он постепенно снижается.
При оценке развития Общества, были учтены факторы, которые могут оказать влияние на изменение финансовых показателей, в том числе за счет дополнительных доходов от предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, предрейсовых и послерейсовых технических осмотров транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам и других видов деятельности.
Учитывая показатели финансово-хозяйственной деятельности, платежеспособности и финансовой устойчивости Общества, возможности и риски предприятия, можно сделать вывод, что кредитование ОАО «Автоколонна №1493» не возможно на стандартных условиях, кредитование не желательно в виду наличия возможных рисков невозврата кредита.
Литература:
Анализ и оценка кредитоспособности заёмщика: учебно-практическое пособие / Д.А. Ендовицкий, И.В. Бочарова. — М.: КНОРУС, 2014. — 272 с.
Москвин В.А. Кредитование инвестиционных проектов: Рекомендации для предприятий и коммерческих банков / В.А. Москвин. М.: Финансы и статистика, 2013. —126 с.
Деревягин А.С. Оценка платежеспособности компании: российский и зарубежный опыт // Справочник экономиста, — 2014. — №8. — С.11-15.
Регламент предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами от 30 июня 2006 г. №285-5-р.
14