СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В УКРЕПЛЕНИИ И НАРАЩИВАНИИ ТЕМПОВ РОСТА ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В УКРЕПЛЕНИИ И НАРАЩИВАНИИ ТЕМПОВ РОСТА ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Испирян Л.Т. 1
1Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Становление малого и среднего предпринимательства в России происходило поэтапно. Современное предпринимательство в России выросло из кооперативного движения 1985 – 1991 годов, которое быстро развивалось в пределах СССР. Образование малых предприятий происходило путем отделения от государственных, которые в последующем создавались в форме товариществ с ограниченной ответственностью. Постепенно с расширением сферы деятельности малых предприятий совершенствовалась и нормативная база по их регулированию.

В настоящий момент, деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства вРоссиирегулируется принятым 24.07.2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству[1].

В экономике высокоразвитых стран, имеющих крупные компании и госкорпорации, значительная доля валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Они являются гарантом гибкости и динамичности экономики, инструментом корректировки или сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах. Деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, как правило, ориентирована на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах.

Малый и средний бизнес тяготеет к тем отраслям экономики, которые непосредственно соприкасаются с конечнымипотребителями. Спектр этих отраслей включает в себяторговлю, бытовое обслуживание, а виндустриальнойсфере – производство товаров народногопотребления, жилищное и коттеджное строительство. Исходя из характера специализациималого и среднего бизнеса в экономике, его развитие в значительной степени связано с общиможивлениемпотребительского рынка [2].

По данным Росстата на начало 2015 года в России количество фактически действующих малых и средних предприятий (в том числе микропредприятий) в целом составляет 2117,5 тыс. ед., из них 2103,8 тыс. предприятий относятся к малым. Причем, 38% малых и средних предприятий от их общей численности заняты в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. Небольшая доля предприятий (20,3%) занята операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг. В составе субъектов малого и среднего предпринимательства больше 55%составляют индивидуальные предприниматели [4].

Малое и среднее предпринимательство в РФ развито слабо. Фактически пребывает в состоянии стагнации. К сожалению, для этого сектора экономики еще не созданы столь благоприятные условия для его развития.В среднем, ежегодно число фирм малого бизнеса увеличивается на 9%, а закрывается из уже работающих – 7%. В последнее время наметилась тенденция вывода капитала малого и среднего бизнеса за рубеж. Отток капитала из этой сферы бизнеса – большая новая проблема для России [3].

Несмотря на увеличение в стране малых предприятий (на 10,45% за период с 2010 года по 2015 год), с большими темпами уменьшается количество средних предприятий: за аналогичный период они сократились на 23,6%. Практически во всех развитых странах Европы доля занятых в области малого и среднего предпринимательства от общего значения экономически активного населения составляет от 50% до 80%. В России же этот показатель в примерно составляет 25%. В свою очередь, доля малого и среднего бизнеса в ВВП в развитых станах составляет от 50% до 85%, в нашей стране – лишь 24,3% [5].

Данная ситуация свидетельствует о крайне неравномерной структуры спроса, недостаточности протекционизма и низкой платежеспособности населения, слабой кооперация и специализаций производителей, а также неразвитости торговой инфраструктуры. Немаловажную роль играет кредитование малого и среднего бизнеса, а также объемы просроченной задолженности по взятым обязательствам.

По данным Министерства экономического развития и торговли РФ, малый и средний бизнес нуждается в 30 млрд. кредитов ежегодно, но получает только 10–15% от этой суммы. Согласно данным Банка России, по состоянию на 1.12.2015 года задолженность по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 4,41 трлн. руб., из них 10% – по индивидуальным предпринимателям, причем доля просроченной задолженности в целом увеличилась почти вдвое по сравнению с 2014 годом, и составило 14,3% от общей суммы задолженностей [6].

Эффективное функционирование в стране малого и среднего бизнеса способствует росту экономики не только в стабильных условиях, но и при низких темпах его развития, стагнации. В связи с этим, большую роль в становлении малого и среднего бизнеса играет государство посредством разработки программ по его поддержке, финансирования деятельности.

В целях защиты отечественного производителя и содействия эффективному функционированию деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, государство выступает в качестве контрагента для них. Так, количество контрактов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) с субъектами малого предпринимательства на начало 2015 года составило 209395 шт., которые занимаю 22,9% от общего числа заключенных контрактов с общей стоимостью 149,84 млрд. руб.

Объем субсидий, выделенный из федерального бюджета на государственную поддержку среднего предпринимательства, в 2014 году снизился на 6,9% по сравнению с 2012 годом и составил 19,37 млрд. руб. [4].

В целях стабилизации экономики страны в частности, и поддержки малому и среднему бизнесу, 27 января 2015 года Правительством был утвержден «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности». Согласно данному плану, за период с 2015 года по 2016 год должны быть реализованы меры, направленные на активизацию структурных изменений в российской экономике, стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях и достижение сбалансированности рынка труда и иные предусмотренные в плане мероприятия.

Касательно деятельности малого и среднего предпринимательства, предложено реализация комплекса мер, направленных на увеличение ассигнований в данную область, расширение масштабов реализации программ поддержки малых инновационных предприятий, снижение налоговой нагрузки, расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, осуществляемым в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и др.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ( в ред. от 29.12.2015) // СПС «Консультант Плюс».
  2. Девятаева Н.В. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России // Молодой ученый. – 2013. –№6. – С. 317-320.

  3. Курбанова А.А. Современное состояние и проблемы развития кредитования малого и среднего бизнеса // Проблемы современной экономики. – 2015. – С.51-56.

  4. Рогов К.Ю. Оперативный мониторинг экономической ситуации в России // Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара. – 2015. – №10 – С.3-37.

  5. Малое и среднее предпринимательство в России – 2015 г. // Федеральная служба государственной статистики / Электронный ресурс // http://www.gks.ru(Дата обращения 27.01.2016).

  6. Яценко И.А. Налогообложение коммерческих банков.// XVIII Международная научно-практическая, дистанционная конференция, г. Москва,14-15 апреля 2015.С.121-125.

4

Просмотров работы: 2405