ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Коптяева А.С. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт государственного управления и предпринимательства, Екатеринбург, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В работе представлены результаты исследования, проведенного в рамках курсовой работы по учебному курсу «Теория управления» (в рамках образовательной программы «Государственное и муниципальное управление»). Исследование посвящено проблеме развития ученического самоуправления в муниципальном образовании. Рассмотрены концептуальные и нормативно-правовые основы организации и развития ученического самоуправления. Проведено изучение истории становления и развития на современном этапе практик ученического самоуправления в одном из российских мегаполисов – городе Екатеринбурге. Определены проблемы, функции, задачи развития исследуемого вида социальных практик, значимых для образования и воспитания молодого поколения горожан. СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1.КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. 7

1.1. Ученическое самоуправление: понятие, цели, задачи, проблемы. 7

1.2. Нормативно-правовые основы организации ученического самоуправления. 13

2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ 19

2.1. История создания и развития ученического самоуправления в городе Екатеринбурге. 19

2.2. Характеристика деятельности совета старшеклассников в Железнодорожном районе города Екатеринбурга 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44

ВВЕДЕНИЕ

Самоуправление есть ни что иное как самый демократичный способ организации общественной жизни. Ученическое самоуправление – это процесс протекания совместной и самостоятельной школьной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои особенности.

Сегодня государство стремится через школу воспитать социально активных граждан. И самым эффективным способом достижения этой цели является ученическое самоуправление.

Самоуправление в школе очень молодо, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе непрерывно продолжаются. Иногда они заходят в тупик, иногда вырываются вперед, но несомненно ученическое самоуправления развивается и совершенствуется. Пока мы не можем с точностью утверждать, каким должно быть ученическое самоуправление, но мы можем создавать его совместно и стремиться к наилучшему результату.

Актуальность выбранной темы. Современный этап социально-экономического и научно-технического развития нашего общества выдвинул повышенные требования к системе образования. Образовательная система сегодня представляет собой сложный комплекс воспитательно-образовательных учреждений, обеспечивающий организационное и содержательное единство образования. Проблема самоуправления в образовании в целом является актуальной на сегодняшний день.

Цель курсовой работы – изучить особенности ученического самоуправления в школах города Екатеринбурга. Реализация этой цели поможет обратить внимание общественности и органов власти на важность ученического самоуправления в образовательном процессе.

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие ученического самоуправления, его цели, задачи и проблемы.

  2. Изучить нормативно-правовую базу организации ученического самоуправления.

  3. Исследовать историю создания и развития ученического самоуправления в городе Екатеринбурге.

  4. Рассмотреть деятельность Совета старшеклассников Железнодорожного района города Екатеринбурга.

Объект исследования – ученическое самоуправление в городе Екатеринбурге (Районный Совет старшеклассников Железнодорожного района города Екатеринбурга).

Предмет исследования – организация и поддержка ученического самоуправления в школах города Екатеринбург.

Данная тема довольно слабо представлена в научной литературе, в основном вся информация переходит «из уст в уста» и тем самым затрудняет вопрос изучения и анализа проблем.

  • В данной курсовой работе проанализированы следующие источники: научная и методическая литература по проблемам организации и развития школьного ученического самоуправления (Д.В. Рогаткин, В.И. Бочкарев, Б.Б. Высоцкий, Е.А. Родомысльская и др.);

  • законы и нормативные акты, регламентирующие создание и функционирование ученического самоуправления (ФЗ закон N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации", Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указ Президента РФ N 761 от 1 июня 2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и др);

  • результаты наблюдения за практиками ученического самоуправления, в которые автор был сам включен).

В курсовой работе использованы методы сбора информации: анализ документов, наблюдение.

Структура курсовой работы образована Введением, двумя главам (первая посвящена изучению теоретических основ ученического самоуправления, вторая – практическому исследованию опыта организации ученического самоуправления в городе Екатеринбурге), Заключением, приложениями и библиографическим списком.

  1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
1.1. Ученическое самоуправление: понятие, цели, задачи, проблемы.

Целью образовательной деятельности является адаптация учащихся к современному обществу, в котором будет протекать их дальнейшая жизнь. Самые эффективные системы образования ориентированы, на развитие в учащихся качеств, которые предъявляет человеку общество.

Современное общество нуждается в людях, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание.

Как же школа может воспитать таких людей? Решением этой проблемы является ученическое самоуправление.

По мнению В.И. Бочкарева, «ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей» [1, c. 7].

Ученическое самоуправление выражается в способности учащихся самостоятельно проявлять инициативу в вопросах управления школой, принимать собственные решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Зачастую самоуправление проявляется в планировании и организации деятельности коллектива, анализе проделанной работы и подведении итогов.

Основной смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью учащиеся получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении школьными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. Тем самым способствует достижению наилучших результатов в управлении школой.

Д.В. Рогаткин выдвинул гипотезу о том, что «ученическое самоуправление должно рассматриваться, в первую очередь, не в качестве одного из элементов воспитательной работы школы, а в качестве самостоятельного общественного института, позволяющего ученикам реализовать своё право на участие в управлении образовательным учреждением» [2].

Данная гипотеза, была выдвинута в статье о школьном ученическом самоуправлении, написанной в 2002 г. И на самом деле на современном этапе развития ученического самоуправления происходит отделение самоуправления от школы, другими словами выход за пределы образовательного учреждения. Развитые формы ученического самоуправления включают в себя различные органы самоуправления: общешкольные ученические советы, школьные думы, районные и городские советы старшеклассников.

Сегодняшнее ученическое самоуправление, несомненно является «потоком» пионерских и комсомольских организаций, но отличается от них структурой, целями и задачами своей работы.

Органы ученического самоуправления не имеют власти над учащимися, как в прежние времена совет дружины над пионерами. Школьники не позволяют органам ученического самоуправления командовать собой, они дают выборным органам представлять свои интересы в управлении образовательным учреждением. Тем самым орган ученического самоуправления является больше представительным органом власти нежели исполнительным.

Самоуправление бывает двух видов:

  • «совместным», с участием педагогов, родителей и учеников (совет школы);

  • «раздельным» (ученический совет с участием выборных представителей обучающихся).

Современное ученическое самоуправление часто выходит за рамки школы и представляет собой районные и даже городские объединения школьников. В таком ключе голос школьников выглядит уже куда значительнее. Представители районных и городских советов старшеклассников способны обращать внимание администрации района, города именно на те проблемы, которые важны для школьников. Тем самым способствуя ускоренному, точечному решению проблем.

Однако следует отличать формы ученического самоуправления от детского общественного объединения и молодежных объединений, создаваемых самими обучающимися или взрослыми с участием детей из общеобразовательных учреждений, объединившихся на основе общности интересов. Эти объединения, юридически не закреплены, и имеют скорее досуговую нежели управленческую функцию.

Главной целью ученических советов является создание условий для самореализации подростков и их совместной деятельности, развитие творческого потенциала, организаторских и лидерский способностей, взаимопонимания, активной гражданской позиции и общей культуры. Ученическое самоуправление – это уникальная структура, которая помогает подросткам почувствовать себя «взрослыми», понять, что голос каждого важен и что при желании ты можешь добиться абсолютно всего.

Каждый орган ученического самоуправления выстраивает план деятельности, цели и задачи самостоятельно. Направления деятельности органа зависит от того, какие задачи им преследуются. Можно выделить базовые задачи, на основе которых формируется деятельность почти всех органов ученического самоуправления.

Основными (базовыми) задачами органов ученического самоуправления можно считать:

  • создание условий для всестороннего развития личности;

  • представление интересов учащихся в органах управления;

  • поддержка и развитие интересов учащихся;

  • помощь учащимся в реализации своих способностей в различных сферах деятельности;

  • оказание помощи в социальной защите прав и свобод учащихся;

  • поддержание ученической инициативы.

Данные задачи позволяют органам ученического самоуправления сформировать целостную программу деятельности направленную на реализацию целей.

Можно выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:

  • представительское направление – включает в себя участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, а так же участие в работе органов общешкольного самоуправления;

  • разрешение конфликтов – разрешение внутришкольных конфликтов по принципу добровольности;

  • информационное направление – информирование учащихся о деятельности школьного совета;

  • шефское направление – шефство старших над младшими;

  • внешние связи – организация взаимодействия с внешкольными структурами;

  • организаторское направление – поддержка досуговых и иных инициатив школьников;

  • правозащитное направление – защита прав учеников.

Однако, приведенный список далеко не исчерпывающий. Это говорит о том, что в органе ученического самоуправления необходимо создавать структурные подразделения.

Со дня основания и на протяжении всего времени своей деятельности органы ученического самоуправления сталкиваются с рядом проблем. Какие-то из них являются локальными, а некоторые выходят за пределы полномочий органа ученического самоуправления.

Можно классифицировать ряд устоявшихся проблем.

1. Внедрение ученического самоуправления «сверху».

Другими словами инициатором создания органа ученического самоуправления выступает структура, под контролем которой находится школа, как правило региональное управление образования, которое зачастую, совершенно не представляя как обстоят дела в школе, знает «как лучше» или «как надо».

К сожалению такой подход, навязывания целей и задач органу ученического самоуправления, не может привести к положительным результатам. Чаще всего такие структуры распадаются из-за не совпадения целей и задачей учащихся с целями и задачами надзирающего органа власти.

2. Понимание ученического самоуправления как игры.

В некоторых школах предлагаются «игровые» формы ученического самоуправления. Создаются организационные структуры («президент», «министерства», «парламент»), но на самом деле они просто являются органами исполняющими уже названые планы, которые формируются директором школы и завучами.

Такое самоуправление вообще сложно назвать самоуправлением – это скорее спектакль искусно поставленный директором школы.

3. Не желание детей участвовать в органах ученического самоуправления.

В органах ученического самоуправления существует постоянная нехватка в кадрах т.к. дети заканчивают школу им на смену должны приходить новые ребята. Но далеко не всегда современные дети готовы прийти в такую структуру, готовы проверить себя на прочность. Поэтому возникает вопрос о мотивации детей.

Школьники не знают на сколько важен их голос, не подозревают о своих правах и о том, что способны влиять на жизнь школы. Поэтому большинство из них считает ученическое самоуправление бессмысленным. Тем самым все попытки органа ученического самоуправления набрать новый состав оказываются неудачными, что ведет к медленному «вымиранию» органа ученического самоуправления.

4. Недостаток квалифицированных педагогических кадров.

За каждым «Советом школьных дел», «Районным советом старшеклассников», «Ученическим советом» стоит куратор. Человек который представляет детский голос в «мире» взрослых.

Кураторы – это идейные люди, вдохновляющие детей на подвиги, на их плечах держится самоуправление. Но рано или поздно кураторы прекращают свою деятельность, в силу тех или иных жизненных обстоятельств, и на смену им прийти некому. Педагогические университеты готовят учителей предметников, учителей начальных классов, но они не готовят специалистов в области ученического самоуправления. Другими словами уход куратора, обрекает орган ученического самоуправления на медленную гибель.

5. Недостаток финансирования.

Деятельность органа ученического самоуправления и осуществляемые им проекты требуют тех или иных материальных затрат.

Существует два способа финансирования органов ученического самоуправления:

  • за счет средств образовательного учреждения;

  • от независимых спонсоров.

Чаще всего практикуется второй способ, он подразумевается самостоятельное нахождение спонсора, чтобы в дальнейшем получать от него финансирование. Это довольно сложный процесс и не все органы ученического самоуправления способны самостоятельно найти себе спонсора.

Здесь изложены лишь глобальные проблемы ученического самоуправления, в действительности проблем гораздо больше и они значительно варьируются по степени сложности решения.

1.2. Нормативно-правовые основы организации ученического самоуправления.

Под ученическим самоуправлениемпонимают форму реализации обучающимися права на участие в управлении общеобразовательным учреждением, предполагающую участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения.

Ученическое самоуправление – это есть право, которым обладают в школе ученики, право на учет их мнения в управлении образовательной организацией, в которой они обучаются. Это право закреплено в Федеральном законе РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34. В данной статье изложены все права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.

«1. Обучающимся предоставляются академические права на:

1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;

2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);

5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);

6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;

10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;

18) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;

19) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;

21) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;

22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

23) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;

25) опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;

26) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности» [4].

Различные сферы ученического самоуправления регулируются статьями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Так, в ст. 3 говорится о принципах государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования:

«Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями» [4].

Демократический характер управления образованием в данном случае подразумевает существование ученического самоуправление и участие школьников в управлении учебным заведением.

В ст. 26 п. 4, 6 того же Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится об управлении образовательной организацией и создании в образовательной организации коллегиальных органов управления:

Статья 26. Управление образовательной организацией.

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования – ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее – советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее – представительные органы обучающихся, представительные органы работников)» [4].

Мы видим, что в принципах управления образовательной организацией заложено создание ученического самоуправления в каждом образовательном учреждении. Это свидетельствует о государственной поддержке и защите ученического самоуправления.

Тем самым администрация школы обязана предоставить ученикам возможность этим правом воспользоваться и создать необходимые условия для реализации этого права при наличии инициативы обучающихся.

Таким образом, ученическое самоуправление – это одна из форм управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). Границы власти субъектов школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти – конкретные органы самоуправления – может выбирать само учебное заведение.

Локально ученическое самоуправление регулируется уставами школ, положениями «Об ученическом самоуправлении», «О Районном Совете Старшеклассников», «О Городском Союзе Районных Советов Старшеклассников».

Если говорить о будущем ученического самоуправления, то следует упомянуть Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы".

«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

VII. Дети – участники реализации Национальной стратегии.

2. Основные задачи:

  • Привлечение детей к участию в общественной жизни.

  • Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.

  • Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

  • Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей» [10].

Данный указ дает нам понять, что политика государства направлена на развитие, расширение и поддержку ученического самоуправления. Потому что оно является одним из самых эффективных способов воспитания граждан с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способных к социальному творчеству, умеющих действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Ученическое самоуправление – это самостоятельная структура способная ставить задачи и решать проблемы. Но оно так же нуждается в поддержке взрослых, нуждается в создании условий, нуждается в уважении и признании. Внедрение ученического самоуправления – это не просто «инновация в образовании», это качественное изменение школы изнутри. Как правило, если ученическое самоуправление поддерживается и активно функционирует, то оно становится эффективным инструментом управления и воспитания будущего поколения.

  1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ
2.1. История создания и развития ученического самоуправления в городе Екатеринбурге.

В 20-е гг. XX века в Екатеринбурге, в прочем как и во всем Советском Союзе сложилась действенная система ученического самоуправления. Все ее элементы сыграли значительную роль в становлении и развитии как советской, так и российской школы.

Одним из важнейших принципов организации детского коллектива и его деятельности, становится участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. Все это осуществляется в рамках существовавших в то время пионерской и комсомольской организации.

1920-х гг. практика детского самоуправления получает широкое распространение в единой трудовой школе. «ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА» создана в процессе реорганизации российской системы народного образования на основе Положения ВЦИК РСФСР «О единой трудовой школе» и Декларации ВЦИК об «Основных принципах единой трудовой школы» (16 октября 1918 г.). Упразднялась прежняя система народного образования, включавшая около 30 типов школ, и создавалась единая трудовая школа, делившаяся на две ступени: первая (пять лет обучения) для детей от 8 до 13 лет и вторая (четыре года обучения) для детей от 13 до 17 лет. Устанавливалось совместное обучение мальчиков и девочек, равенство представителей всех национальностей. В национальных районах вводилось преподавание на родном языке. Обучение становилось бесплатным; детям из малообеспеченных семей государственные органы обязаны были выдавать бесплатные завтраки, учебные пособия, одежду и обувь» [6, с. 175–176].

С середины 1930-х гг. начинается упадок ученического самоуправления, обусловленный значительными нарушениями демократических принципов в руководстве школой и сведением воспитательной работы к «учебной деятельности». Другими словами учащимся не предоставлялись возможности участия в ученическом самоуправления, деятельность школы была направлена только на учебный процесс. В это время Н.К. Крупская говорила о самоуправлении: «ученическое самоуправление должно охватывать всех школьников и, таким образом, не сводиться только к работам одних выборных комиссий. Необходимо чтобы на общих собрания обсуждались все важные, интересующие школьника вопросы».

В середине 1950-х гг. появляются новые формы работы в ученическом самоуправлении, они связаны с сельской школой: производственные бригады, школьные подсобные хозяйства, которыми руководят общие собрания трудовых объединений и др.

С 1960-х гг. начинается расширение сферы деятельности органов детского самоуправления. Каждый учащийся привлекается к участию в мероприятиях ученического коллектива. Учащийся может выступать в роли ответственного организатора или консультанта в сфере тех дел, в которых он является более сведущим и опытным.

В 1970–1980-х гг. широкое применение получает «коммунарская методика». «Коммунарская методика» – система приёмов и организационных форм воспитания учащихся школьного возраста, направленная на формирование и творческое развитие воспитательного коллектива в процессе совместной деятельности детей и взрослых» [7, с. 124]. Эта методика обеспечивала включение всех детей в активную неформальную деятельность и предлагала чередование руководства и подчинения в процессе самоуправления, а так же учет опыта проведения ключевых дел.

В 1990-е гг. ученическое самоуправление переходит на качественно новый уровень, меняется как структура самоуправления так и его принципы. На месте «разрушенных» пионерии и комсомола возникают новые управленческие структуры, носящие демократический, добровольный характер и стремящиеся защищать права учащихся, а не надзирать за их поступками. В ученическое самоуправления вновь приходят такие понятия, как «Школьный совет», «Школьная дума» и т.п.

На современном этапе в начале XXI в. происходит моделирование ученического самоуправления в контексте Концепции модернизации Российского образования, его включения в модели государственно-общественного управления образованием, а так же в рамках молодежной политики Российской Федерации.

В.В. Путин в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 г. сказал: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны, впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить» [9]. На сегодняшний день это и является главной задачей ученического самоуправления, как во всей стране, так и в Екатеринбурге.

История ученического самоуправления города Екатеринбурга прошла весь этот серьезный путь становления. И на сегодняшний день ученическое самоуправление в городе Екатеринбурге развито довольно обширно. Оно состоит из советов старшеклассников школ города, районных советов старшеклассников (РСС) и городского союза районных советов старшеклассников (ГС РСС).

Развитие «современного» ученического самоуправления в городе Екатеринбурге начинается с появления в школах города советов старшеклассников. В каждой школе это происходит по разному и в разное время, поэтому активное взаимодействие советов старшеклассников школ между собой долго не складывалось.

Совет старшеклассников – это ученический орган самоуправления, осуществляющий свою деятельность в рамках школы. Такие советы существуют в большинстве школ города. Совет старшеклассников – представительный орган коллективного самоуправления учащихся 5–11 классов (в некоторых школах 9–11 классов). Все решения совет принимает коллегиально, все представители имеют равные права.

История создания и развития каждого совета старшеклассников индивидуальна. Первые советы старшеклассников начали появляться в школах Екатеринбурга в 1990-х гг. и медленно распространялись на все школы города. На сегодняшний день советы старшеклассников существуют или когда-либо существовали практически во всех школах города. Советы старшеклассников ставят своей главной целью развитие детского движения, действующего в интересах детей и общества.

Районный совет старшеклассников – орган ученического самоуправления осуществляющий свою деятельность в рамках района города. В состав районного совета старшеклассников входят представители всех школ района (советов старшеклассников).

История создания и развития каждого районного совета старшеклассников так же индивидуальна. В городе Екатеринбурге действует 7 районных советов старшеклассников, созданных по инициативе учащихся образовательных учреждений района для совместного решения общих проблем и достижения целей и задач.

Первый районный совет старшеклассников был создан в Орджоникидзевском районе. САМ «Лидер» (Союз Активной Молодежи «Лидер») был создан в 2005 г., на его примере создавались советы старшеклассников в других районах города. Последним был создан Совет старшеклассников Железнодорожного района «Экспресс» в 2009 г.

Районные Советы старшеклассников принимают участие в множестве акций и осуществляют различные проекты. В течение 2012–2013 учебного года Совет старшеклассников Ленинского района «ШАГ» принимал активное участие в традиционных районных и городских мероприятиях: форум лидеров Районных Советов старшеклассников, семинары-практикумы по социальному проектированию, конфликтологии и различные тренинги; районный конкурс «Ученик года»; дружба с воспитанниками Детского дома № 5 (проведение праздников, субботники на территории Детского дама); акция «Ветеран живет рядом»; участие в экологических акциях; выездные сборы лидеров ученического самоуправления; помощь приюту для животных и многое другое.

Это только один пример деятельности районного Совета старшеклассников. В действительности каждый совет преследует свои цели и реализует различные направления деятельности.

Городской Союз Районных Советов Старшеклассников – орган ученического самоуправления, осуществляющий свою деятельность в рамках города.

Для координации совместных действий представители из школьных советов старшеклассников объединяются в одну организацию под названием Районный Совет старшеклассников. Таких советов в нашем городе семь. Для организации совместной работы районные советы путем голосования выбирают членов Городского Союза.

В Городской Союз Районных Советов Старшеклассников входят председатели и секретари районных советов старшеклассников, а так же один выборный представитель из каждого совета. Этот представитель выбирается на конкурсной основе в рамках ежегодных выездных сборов в ДОЛ «Чайка».

Городской Союз Районных Советов Старшеклассников был создан в 2007 г. по инициативе районных советов старшеклассников и при поддержке Управления образования Администрации города Екатеринбурга для обсуждения и решения проблем ученического самоуправления, координации деятельности районных советов старшеклассников, других органов ученического самоуправления города Екатеринбурга.

Целью деятельности Союза является распространение эффективного опыта в сфере ученического самоуправления, а также создание условий для развития социальной активности, ответственности и компетентности актива старшеклассников образовательных организаций города Екатеринбурга.

Городской Союз – это площадка для создания единого информационного пространства активных школьников города, что позволяет организовывать мероприятия на разных уровнях, начиная со школьных линеек и заканчивая масштабными городскими социальными проектами.

Говоря об истории возникновения и развития ученического самоуправления в городе Екатеринбурге, можно сделать вывод, что оно формировалось стихийно и часто зависело от инициативности отдельных лиц. Но несмотря на все это, сегодня ученическое самоуправление в городе Екатеринбурге обладает четкой структурой и иерархией. Оно стремительно развивается и является эффективным элементом управления.

2.2. Характеристика деятельности совета старшеклассников в Железнодорожном районе города Екатеринбурга

Районный Совет старшеклассников Железнодорожного района города Екатеринбурга был создан в 2009 г. по инициативе учащихся образовательных учреждений данного района города для совместного решения общих проблем.

Совет является представительным органом ученического самоуправления образовательных учреждений, осуществляющий свою деятельность на территории Железнодорожного района города Екатеринбурга. В РСС «Экспресс» входит 21 образовательное учреждение Железнодорожного района города Екатеринбурга.

Деятельность Совета Старшеклассников, его цели и задачи, функции, основные направления работы регалметируются Положением о Совете старшеклассников Железнодорожного района «Экспресс» (Приложение 1). Данное положение является основным документом, регламентирующим «жизнь» районного совета.

Совет старшеклассников активно сотрудничает с различными учреждениями района и города. Среди них: Территориальная избирательная комиссия Железнодорожного района, педагогический отряд «Амплитуда» УрГПУ, педагогический отряд «ЭРА» УрФУ, МБОУ ДОД-ЦДТ "Надежда", МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии», депутат Екатеринбургской городской Думы Александр Геннадьевич Мяконьких.

Деятельность совета достаточно разнообразна. На сегодняшний день совет реализует несколько крупных социально-значимых проекта. Остановимся кратко на них.

Проект «Ученик года». Проект является городским и осуществляется на территории всего города. В Железнодорожном районе реализацией проекта занимается районный совет старшеклассников.

«Ученик года» – проект, который позволяет выявить лучшего ученика города Екатеринбурга. Конкурс проходит в несколько этапов. Изначально в каждой школе проходит собственный «Ученик года», в котором выявляется победитель, он и будет защищать честь школы на районном уровне. Затем проходит районный «Ученик года», победитель которого выходит на городской этап.

В рамках «Ученика года» проходят различные нестандартные конкурсы, которые позволяют самым лучшим образом раскрыть всех участников. Первый тур районного конкурса заочный. В нем конкурсанты представляют свое портфолио и небольшое эссе о себе.

Очный тур районного конкурса «Ученик года» проходит в два этапа. Первый этап включал в себя творческую презентацию «Мой литературный герой» и мастер-класс «Я могу научить...».

Второй этап (финальный) в 2015 г. проходил в Уральском государственном университете путей сообщения. Участникам было предложено поучаствовать в трех конкурсах: блиц-опрос, интеллектуальная игра «Своя игра» и дебаты «Мысли вслух». С каждым годом проект набирает обороты и расширяется.

Другой проект называется «Ночные сборы». Районный совет старшеклассников одним из первых инициировал этот проект. Изначально проект назывался «Фабрика лидеров», но позже название изменилось.

Существует несколько видов ночных сборов:

  1. Вечерние сборы – сборы для лидеров ученического самоуправления 5–7 классов. Проходят на базе школы.

  2. Районные ночные сборы – сборы для лидеров районного самоуправления. Приглашают активы школ района.

  3. Городские ночные сборы – сборы для лидеров городского самоуправления. В них участвуют действующие составы районных советов старшеклассников.

Программа сборов всегда максимально заполнена и посвящена какой либо тематике. Творческие конкурсы соседствуют со спортивными и интеллектуальными. Сборы зачастую проходят при поддержке СПО «Амплитуда», а также СПО «ЭРА» и РСС «Экспресс».

Сборы позволяют в короткий срок раскрыть таланты участников и заинтересовать ребят практиками ученического самоуправления. Ночные сборы проходят два раза в год (осенние и весенние сборы). В 2015 г. весенние сборы стали уже семнадцатыми (в счет включены и вечерние сборы). Такая цифра говорит только о том, что проект действенен и приносит свои плоды, после каждых ночных сборов совет пополняется новыми участниками.

Здесь описаны только два из многих других проектов, осуществляемых Советом. Некоторые из них локальные и носят исключительно развлекательный характер (например, OPEN AIR "BRIGHT PARTY"), а другие направлены на развитие интеллектуального уровня («Международный клуб будущих дипломатов», «Лицом к лицу»).

Если говорить о проблемах РСС «Экспресс», то они не сильно отличаются от тех, что были изложены в теоретической главе. Однако поиск путей решения этих проблем идет постоянно. Так, с помощью проекта «Ночные сборы» совет привлекает новых ребят в свои ряды, а помощь педагогических отрядов решает проблему нехватки квалифицированных кадров.

Но несмотря на то, что некоторые проблемы Совет может решить самостоятельно, есть те, которые он не может решить самостоятельно, например, поиски финансирования. В данном вопросе Совету требуется поддержка Управления образования или же инициативных инвесторов.

Екатеринбургское ученическое самоуправление – это мощная развитая структура, имеющая колоссальные возможности. Районные советы способны решать стратегические задачи образования, способны заинтересовать сверстников чем-то, кроме компьютера. Они проделывают огромную работу, создают фундамент для дальнейшей жизни каждого участника совета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав и обобщив теоретические знания и практический опыт в организации ученического самоуправления, можно сделать вывод, что ученическое самоуправление многогранно и несомненно эффективно.

Изучив понятие ученического самоуправление, его цели, задачи и проблемы, мы видим, что ученическое самоуправление является составной частью образования. В современном обществе концепция развития российского образования направлена на становление и развитие ученического самоуправления.

Основной задачей самоуправления является воспитание социально-активных граждан, а проблемы, с которыми сталкивается ученическое самоуправление, зачастую соответствуют проблемам отечественного образования. Отсюда можно сделать вывод, что развивая образование и ликвидируя его проблемы, мы поможем развиваться самоуправлению.

Во втором параграфе теоретической главы мы рассмотрели нормативно-правовую базу ученического самоуправления и выяснили, что ученическое самоуправление в России является правом, которое закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Мы изучили историю становления ученического самоуправления в городе Екатеринбурге. Благодаря этому можно понять специфику ученического самоуправления в нашем городе. Становление происходило неравномерно из-за того, что школы и районы города необновременно осваивали практики ученического самоуправления. Анализ конкретного органа ученического самоуправления РСС «Экспресс» дал нам понять, каковы возможности ученического самоуправления и какими методами можно осуществлять программы ег развития.

В заключении хотелось бы сказать, что данная тема нова, актуальна, требует дальнейшего изучения и обсуждения. Концепции ученического самоуправления только начинают свое развитие, и невозможно предсказать каким будет ученическое самоуправление в будущем. Но можно точно сказать, что ученическое самоуправление действенно и помогает государству воспитать молодежь настоящими гражданами.

Приложение 1

Положение о Совете старшеклассников Железнодорожного района «Экспресс».

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует организацию и деятельность районного органа ученического самоуправления Железнодорожного района г. Екатеринбурга «Районного совета старшеклассников» (далее «Совет»).

1.2. Положение разработано на основе действующих Федеральных законов: «Об образовании в Российской Федерации»; «Об общественных объединениях»; «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

1.3. Совет создан по инициативе учащихся образовательных учреждений Железнодорожного района г. Екатеринбурга для совместного решения общих проблем и достижения целей и задач, указанных в п. 2.1. и п. 2.2., настоящего Положения. Совет является представительным органом ученического самоуправления образовательных учреждений, осуществляющий свою деятельность на территории Железнодорожного района г. Екатеринбурга.

1.4. Совет строит свою работу, основываясь на принципах самоуправления, добровольности, равноправия, своевременности, ответственности, взаимоуважения и гласности.

1.5. Совет имеет структурные подразделения:

  • органы ученического самоуправления в каждом образовательном учреждении Железнодорожного района г. Екатеринбурга;

  • команды основных дел.

1.6. Создание и функционирование органов ученического самоуправления образовательных учреждений определяется наличием собственного Устава или Положения.

1.7. Совет может иметь свою символику, в том числе флаг и эмблему, а также иные реквизиты.

1.8.Совет несет ответственность за свои решения и обязательства; представляет свои интересы на предприятиях, в учреждениях, организациях.

2. Цели и задачи Совета старшеклассников

2.1. Основные цели Совета.

2.1.1. Развитие структуры и совершенствование органов ученического самоуправления образовательных учреждений Железнодорожного района г. Екатеринбурга.

2.1.2. Формирование социальной компетентности (ценностные ориентации, культура, традиции), правовой грамотности (защита прав и интересов, государственные гарантии) и жизненной успешности (организация деятельности и коммуникативные умения) учащихся.

2.1.3.Пропаганда и стимулирование социальной, правовой и познавательной активности учащихся, использование элементов самообразования, самоорганизации, самоанализа, самооценки и самокритики.

2.2. Основные задачи Совета.

2.2.1. Создание системы ученического самоуправления образовательных учреждений Железнодорожного района г. Екатеринбурга для стабилизации и оптимизации самоуправленческих процессов.

2.2.2. Исследование основных потребностей, интересов, склонностей и

способностей учащихся образовательных учреждений для определения наиболее значимых и актуальных направлений деятельности органов ученического самоуправления.

2.2.3.Выявление и расследование случаев нарушения прав и свобод учащихся, ущемление их интересов и потребностей в образовательных учреждениях, иных организациях, в семье.

2.2.4. Создание условий для решения личностных проблем учащихся и снижения состояний агрессии.

2.2.5. Создание условий для получения знаний, навыков, умений и освоение новых технологий необходимых для успешного участия в социально значимых проектах и в реализации гражданских инициатив учащихся.

2.2.6. Привлечение учащихся к социально полезной деятельности, пропаганде здорового образа жизни.

2.2.7.Разработка и осуществление благотворительных (коммерческих) проектов, направленных па улучшение качества жизни современного общества счетом интересов и потребностей учащихся.

2.2.8. Планирование работы на отчетный период, основываясь на результатах проводимых исследований.

2.2.9. Организация и проведение мероприятий и программ в соответствии с планом работы.

2.2.10.Подготовка и повышение квалификации актива ученического самоуправления образовательных учреждений Железнодорожного района г. Екатеринбурга. Выявление наиболее интересных и социально значимых форм организации ученического самоуправления в образовательных учреждениях, наиболее удачных реализованных программ и мероприятий, самых активных и творческих ребят с целью обобщения и распространения опыта и поощрения за выполненную работу.

3. Функции совета старшеклассников

3.1. Внешние функции Совета.

3.1.1. Представляет общие интересы учащихся на предприятиях, учреждениях, организациях, в государственных и муниципальных органах власти.

3.1.2. Информирует общественность о деятельности органов ученического самоуправления образовательных учреждений Железнодорожного района г. Екатеринбурга через средства массовой информации или иным способом.

3.1.3. Участвует в составлении плана работы отдела образования Железнодорожного района г. Екатеринбурга.

3.1.4. Взаимодействует с Городским Союзом Районных Советов старшеклассников г. Екатеринбурга.

3.2. Структурные функции Совета.

3.2.1.Курирует и координирует деятельность органов ученического самоуправления образовательных учреждений Железнодорожного района г. Екатеринбурга.

3.2.2. Оказывает необходимую помощь по организации ученического самоуправления в образовательных учреждениях района.

3.2.3. Разрабатывает, организует и проводит мероприятия в соответствии с планом работы.

3.2.4. Проводит анализ результатов проводимых программ и мероприятий и диагностику ее участников.

3.2.5. Оказывает поддержку инициативе и внедрению новых социальных технологий, программ, проектов, направленных на реализацию потенциала учащихся образовательных учреждений.

3.2.6. Организует и совершенствует методическое обеспечение работы, разрабатывает или вносит изменения в нормативные документы и локальные акты, регламентирующие деятельность органов ученического самоуправления образовательных учреждений Железнодорожного района г. Екатеринбурга.

3.2.7. Планирует стратегию дальнейшего развития системы органов ученического самоуправления.

3.3. Внутренние функции Совета.

3.3.1. Проводит выборы руководящих органов Совета.

3.3.2. Координирует работу профильных комитетов и комиссий.

3.3.3. Организует и проводит мероприятия по сплочению коллектива Совета и активизации деятельности.

3.3.4. Представляет отчет и анализ своей работы.

3.4. Профильные функции Совета реализуются в комитетах и комиссиях в соответствии с внутренним планом и режимом работы каждого подразделения.

4. Основные направления работы

4.1. Общественная самоорганизация и правовая грамотность:

  • изучение нужд и запросов учащихся;

  • защита прав и интересов учащихся;

  • создание инициативных групп и объединений учащихся;

  • организация и проведение семинаров, сборов, школ подготовки и переподготовки актива;

  • привлечение специалистов для консультаций и обучения;

  • взаимодействие с избирательной комиссией.

4.2. Научная, образовательная и просветительская деятельность:

  • помощь и поддержка в воспитании и обучении учащихся;

  • участие в программах по обмену опытом между школами;

  • просветительская работа и пропаганда образованности;

  • взаимодействие с высшими учебными заведениями и представителями науки;

  • организация и проведение мероприятий (научные конференции, презентации, защиты и т.д.);

  • взаимодействие с учреждениями науки и образования.

4.3. Спортивная и оздоровительная деятельность:

  • организация и проведение мероприятий (спартакиады, турниры, сборы и т.д.);

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • привлечение учащихся к спортивным занятиям;

  • развитие туристических, экологических и краеведческих направлений;

  • взаимодействие с учреждениями физкультуры, спорта и туризма.

4.4.Культурно-массовая работа и организация досуга:

  • оказание помощи учащимся при реализации их творческих инициатив;

  • организация и проведение мероприятий (праздники, конкурсы, концерты, Фестивали и т.д.);

  • пропаганда народной культуры и традиций;

  • взаимодействие с учреждениями культуры.

4.5.Социально-реабилитационная работа:

  • организация и проведение социальных благотворительных акций;

  • оказание помощи инвалидам и ветеранам;

  • работа с учащимися, требующими дополнительного внимания;

  • социальное проектирование;

  • развитие волонтёрства (шефская работа);

  • взаимодействие с органами опеки и попечительства, социальными службами.

4.6. Трудовая деятельность:

  • формирование трудовых отрядов;

  • организация трудовых акций, десантов, субботников и т.д.;

  • формирование летних трудовых объединений учащихся;

  • проведение конкурса проектов по благоустройству (двора, школы, района и т.д.);

  • взаимодействие со службами благоустройства, коммунальной службой.

4.7. Информационная деятельность и пропаганда:

  • информирование и пропаганда деятельности Совета;

  • издательская деятельность;

  • организация и проведение встреч по обмену опытом и обучению;

  • организация и проведение мероприятий (конкурсы, выставки и т.д.);

  • взаимодействие со средствами массовой информации.

5. Порядок организации Совета старшеклассников

5.1. Совет избирается ежегодно в октябре месяце.

5.2. Образовательное учреждение делегирует по одному представителей из 8–11-х классов в Совет (выборы проводятся открытым голосованием членов органа ученического самоуправления образовательного учреждения).

5.3. Членами Совета могут быть только представители органов ученического самоуправления образовательных учреждений Железнодорожного района г. Екатеринбурга.

5.4. Руководящие органы Совета выбираются из числа его представителей открытым голосованием всех членов Совета.

5.5. Заседания Совета должны проходить не реже двух раз в месяц.

5.6. Заседание Совета правомочно принимать решения, если на заседании присутствует кворум (две трети от общего количества членов Совета).

5.7. Решение о проведении внеочередного заседания принимается квалифицированным большинством голосов руководящих органов Совета.

5.8. Решения, за исключением вопросов, связанных с исключительной компетенцией, принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих.

5.9.К исключительной компетенции Совета относятся следующие вопросы:

  • внесение изменений и дополнений в Положение Совета;

  • избрание сроком на один год руководящих органов Совета и председателей комиссий Совета;

  • на свободное выражение своих взглядов, интересов и убеждений;

  • на обращение с вопросами и заявлениями к руководящим органам Совета.

6. Права и обязанности членов Совета

6.1. Члены Совета имеют право:

  • избирать и быть избранными в руководящие органы Совета;

  • участвовать в работе комитетов и комиссий Совета;

  • выходить с инициативой по подготовке и реализации новых программ и проектов;

  • вносить предложения по формированию планов работы комитетов и комиссий Совета;

  • отстаивать интересы и потребности своего образовательного учреждения;

  • вносить предложения по улучшению работы органов ученического самоуправления, соблюдать дисциплину, уважать честь и достоинство членов Совета;

  • оказывать содействие Совету в достижении его целей и задач.

  • все члены Совета имеют равные права и обязанности.

6.2. За нарушение Положения, совершение действий, дискредитирующих Совет, член Совета может быть исключен из его состава. Решение об исключении принимается простым большинством голосов членов Совета.

7. Управление. Функции управления

7.1. Управление строится на принципах коллегиальности

7.2. Высшим управленческим органом является Президиум, состоящий из руководящих органов Совета и руководителей профильных комитетов Совета.

7.3. Руководящие органы Совета.

7.3.1. Председатель Совета старшеклассников:

  • имеет равные права с членами Совета, но с дополнительными обязанностями;

  • планирует деятельность Совета старшеклассников;

  • определяет повестку дня и председательствует на заседаниях Совета;

  • проводит заседания Президиума Совета;

  • проводит работу по согласованию деятельности Совета с административными органами, учреждениями, предприятиями и организациями;

  • утверждает руководителей профильных комитетов в составе Совета;

  • координирует работу школьных органов ученического самоуправления;

  • выступает представителем Совета на районном, городском, областном и федеральном уровне.

7.3.2. Заместитель председателя Совета старшеклассников:

  • имеет равные права с членами Совета, но с дополнительными обязанностями;

  • вносит кандидатуры руководителей профильных комитетов на рассмотрение председателя Совета;

  • в отсутствии председателя Совета полностью выполняет его обязанности;

  • организует и проводит мероприятия, направленные на сплочение коллектива Совета, совершенствование взаимодействия и активизации деятельности;

  • осуществляет общий контроль деятельности профильных комитетов;

  • проводит работу по согласованию деятельности профильных комитетов.

7.3.3. Пресс-секретарь Совета старшеклассников:

  • имеет равные права с членами Совета, но с дополнительными обязанностями;

  • ведет протоколы заседаний Совета и протоколы заседаний Президиума, другую документацию;

  • ведет информационную базу данных Совета;

  • ведет регистрацию официальных писем и обращений, поступивших в адрес Совета;

  • предоставляет информацию о работе Совета по запросу заинтересованных лиц;

  • оказывает содействие в работе комитета печати и информации;

  • готовит проекты решений Совета и Президиума Совета.

7.4. Руководители профильных комитетов (могут создаваться по необходимости):

7.4.1. Организационно-правовой комитет:

  • имеет равные права с членами Совета, но с дополнительными обязанностями;

  • посещать заседания и принимать активное участие в работе Президиума.

  • ежемесячно предоставляет план работы комитета председателю Совета;

  • проводит совещания руководителей школьных организационно - правовых комитетов;

  • координирует работу школьных организационно - правовых комитетов;

  • разрабатывает и вносит на обсуждение Президиума предложения, связанные с улучшением работы организационно - правового комитета;

  • является членом комиссий по организационно - правовым вопросам;

  • взаимодействует с правоохранительными и административными органами;

  • ежемесячно представляет отчет о работе своего комитета председателю Совета.

7.4.2. Комитет образования и науки:

  • имеет равные права с членами Совета, но с дополнительными обязанностями;

  • посещать заседания и принимать активное участие в работе Президиума;

  • ежемесячно представляет план работы комитета образования и науки председателю Совета;

  • проводит совещания руководителей школьных комитетов образования и науки;

  • координирует работу школьных комитетов образования и науки;

  • разрабатывает и вносит на обсуждение Президиума предложения, связанные с улучшением работы комитета образования и науки;

  • является членом комиссий по образованию и науке;

  • взаимодействует с органами образования и научными заведениями;

  • ежемесячно представляет отчет о работе своего комитета председателю Совета.

7.4.3. Спортивно-оздоровительный комитет:

  • имеет равные права с членами Совета, но с дополнительными обязательствами;

  • посещать заседания и принимать активное участие в работе Президиума;

  • ежемесячно представляет план работы комитета председателю Совета;

  • проводит совещания руководителей школьных спортивно – оздоровительных комитетов;

  • координирует работу школьных спортивно – оздоровительных комитетов;

  • разрабатывает и вносит на обсуждение Президиума предложения, связанные с улучшением работы спортивно – оздоровительного комитета;

  • является членом судейских и оздоровительных комиссий;

  • взаимодействует с органами физкультуры, спорта, туризма, здравоохранения и районной оздоровительной комиссией;

  • ежемесячно представляет отчет о работе своего комитета председателю Совета.

7.4.4. Комитет культуры:

  • имеет равные права с членами Совета, но с дополнительными обязанностями;

  • посещать заседания и принимать активное участие в работе Президиума;

  • ежемесячно представляет план работы комитета культуры председателю Совета;

  • проводит совещания руководителей школьных комитетов культуры;

  • координирует работу школьных комитетов культуры;

  • разрабатывает и вносит на обсуждение Президиума предложения, связанные с улучшением работы комитета культуры;

  • является членом художественного совета;

  • взаимодействует с органами культуры;

  • ежемесячно представляет отчет о работе своего комитета председателю Совета.

7.4.5. Комитет милосердия (социальной политики):

  • имеет равные права с членами Совета, но с дополнительными обязанностями;

  • посещать заседания н принимать активное участие в работе Президиума;

  • ежемесячно представляет план работы комитета милосердия председателю Совета;

  • проводит совещания руководителей школьных органов милосердия;

  • координирует работу школьных органов милосердия;

  • разрабатывает и вносит на обсуждение Президиума предложения, связанные с улучшением работы комитета милосердия;

  • является членом комиссий по социальным вопросам;

  • взаимодействует с социальной службой, органами опеки и попечительства, благотворительными организациями к фондами;

  • ежемесячно представляет отчет о работе своего комитета председателю Совета.

7.4.6. Комитет труда и экономики:

  • имеет равные права с членами Совета, но с дополнительными обязанностями;

  • посещать заседания и принимать активное участие в работе Президиума;

  • ежемесячно представляет план работы комитета труда и экономики председателю Совета;

  • проводит совещания руководителей школьных комитетов труда и экономики;

  • координирует работу школьных комитетов труда и экономики;

  • разрабатывает и вносит на обсуждение Президиума предложения, связанные с улучшением работы комитета труда и экономики;

  • является членом штаба труда;

  • взаимодействует с исполнительными органами власти и коммунальными службами;

  • ежемесячно представляет отчет о работе своего комитета председателю Совета

7.4.7. Комитет печати и информации:

  • имеет равные права с членами Совета, но с дополнительными обязанностями;

  • посещать заседания и принимать активное участие в работе Президиума;

  • ежемесячно предоставляет план работы комитета печати и информации председателю;

  • проводит совещания руководителей школьных комитетов печати и информации;

  • координирует работу школьных комитетов печати и информации;

  • разрабатывает и вносит на обсуждение Президиума предложения, связанные с улучшением работы комитета печати и информации;

  • взаимодействует со средствами массовой информации;

  • отвечает за информационное обеспечение работы Совета;

  • является членом всех комиссий, связанных с печатной информационной деятельностью;

  • ежемесячно представляет отчет о работе своего комитета председателю Совета.

7.5.Президиум Совета разрабатывает проекты постановлений и выносит их на рассмотрение, обсуждение и утверждение Совета.

7.6. Президиум Совета контролирует исполнение принятых решений и постановлений Совета.

8. Порядок внесения изменений и дополнений в Положение

Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения.

Изменения и дополнения в Положение вносятся Советом при принятии их большинством голосов.

9. Реорганизация и ликвидация

Реорганизация и ликвидация осуществляется по решению, принятому на заседании Совета не менее 2/3 голосов Совета.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. М., 2001.

  2. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. М., 2002.

  3. Рогаткин Д.В. Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой. [Электронный ресурс]. URL: http://doroga.karelia.ru/samo/shto01.htm (дата обращения 6.05.15).

  4. Филипова Н.М. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи. [Электронный ресурс]. URL: http://altruism.ru/sengine.cgi/5/28/11 (дата обращения 6.05.15).

  5. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. [Электронный ресурс]. URL: http://doroga.karelia.ru/samo/pred.htm (дата обращения 6.05.15).

  6. Наносова Е.В. Демократизация школы. Красноярск, 2005.

  7. Хочу быть лидером! Выпуск 3. Н.Новгород, 2004.

  8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2004.

  9. Александрова М.А., Баранова Е.И., Володина Е.В., Степанова Е.Н. Классному руководителю о самоуправлении в классе. Методические рекомендации. М., 2005.

  10. Алымова Н.А., Надточий Е.И. Школьное самоуправление. Структура, рекомендации, нормативы. Волгоград, 2012.

  11. Курганский С.М. Путешествие в страну творчества и самоуправления. М., 2007.

  12. Ведрова Е. Организация ученического самоуправления. Гражданский клуб. Социальные проекты. Мероприятия. Волгоград, 2007.

  13. Рогаткин Д.В. Опыт работы Юниорского союза «Дорога» по теме школьного ученического самоуправления [Электронный ресурс]. URL: http://doroga.karelia.ru/samo/opi.htm (дата обращения 6.05.15).

  14. Высоцкий В.Б. Проблемы ученического самоуправления в школе. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mos-cons.ru/file.php/1/2009/Vysockij/Vysockij.htm (дата обращения 11.05.15).

  15. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 11.05.15).

  16. Программа семинара по подготовке к конкурсу моделей ученического самоуправления. [Электронный ресурс]. URL: http://cdt.admsurgut.ru/win/download/40/ (дата обращения 11.05.2015).

  17. Барашкова Н.Б. Ученическое самоуправление: от теории к практике. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/05/22/uchenicheskoe-samoupravlenie-ot-teorii-k-praktike (дата обращения 11.05.2015).

  18. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012.

  19. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.

  20. Севрюкова А.А., Иванова Л.А., Еременко Л.А. Роль ученического самоуправления в обеспечении личностного развития учащегося. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchenicheskogo-samoupravleniya-v-obespechenii-lichnostnogo-razvitiya-uchaschegosya (дата обращения 11.05.2015).

  21. Адамич А.В., Васильева О.А. Школьное ученическое самоуправление как ресурс личностного роста участников образовательного процесса. [Электронный ресурс]. URL: http://slovo.mosmetod.ru/avtorskie-materialy/item/804-adamich-a-v-vasileva-o-a-shkolnoe-uchenicheskoe-samoupravlenie-kak-resurs-lichnostnogo-rosta-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения 11.05.2015).

  22. Зотова О.Б. Ученическое самоуправление как фактор развития личностных качеств обучающихся. [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/load/283-1-0-25851 (дата обращения 11.05.2015).

  23. Родомысльская Е.А. Современные аспекты формирования ученического самоуправления в детских объединениях через призму истории // Извести ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 24.

  24. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19825 (дата обращения 13.05.15).

  25. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения 15.05.15).

Просмотров работы: 6497