Оптимальная стратегия развития социально-экономической системы региона в данном случае задана следующим образом:
- во-первых, перспективной целью преодоления сложившихся ограничений развития региональной системы;
- во-вторых, находящимися в распоряжении субъектов-участников данной системы тактическими инструментами достижения указанной перспективной цели.
Перспективная ресурсная и факторная наполненность макрорегионального пространства и концентрация наиболее ценных факторов и ресурсов в точках инновационного роста являются императивами процесса формирования и развития данной формы организации хозяйственного пространства.
Макрорегион - не административная прихоть и не инструмент повышения производительности чиновничьего труда, а реальная потребность утверждения инновационного типа воспроизводства [1].
Применительно к хозяйственному пространству Южного макрорегиона это означает, что ретроспективная нацеленность на добычу, транзит и продажу сырьевых и энергетических ресурсов должна смениться перспективной ориентацией на достижение следующих стратегических целей:
- интенсивное развитие рынков финансового и человеческого капитала в пространстве макрорегиона;
- создание необходимых общих условий для утверждения в данном пространстве инновационного типа воспроизводства.
Однако указанные типы социальных субъектов укрепляют свои позиции в общественно-хозяйственной жизни и, в свою очередь, начинают относиться к своим участникам как инструментам развития.
Развитие индивидуальных субъектов субординировано развитием интегральных социальных субъектов: корпораций, местных сообществ, региональных форм общности и т.п. Система обращается к развитию своих участников, когда налицо, по крайней мере, два условия:
- во-первых, достаточно высокий уровень развития самой системы как интегрального субъекта;
- во-вторых, обозначились пределы развития системы, обусловленные состоянием ее участников.
Данный вывод позволяет понять стратегические возможности и ограничения социально-экономической политики, обусловленные взаимодействием социально-экономической системы как интегрального субъекта и ее участников как индивидуальных субъектов. Региональная социально-экономическая политика воздействует как на население региона, так и на внешних субъектов, относящихся к инорегиональным общностям.
При этом наибольшее воздействие социально-экономической политики испытывают жители самого региона. Здесь уместна аналогия с корпорацией, которая определяет условия и характер развития всех своих субъектов, но в гораздо большей степени тех субъектов, которые не только доверили ей свои денежные средства, но и предоставили ей свой созидательный потенциал, то есть работают в корпорации.
На основе обобщения результатов анализа развития социально-экономической системы региона Большого Сочи можно предложить оптимальную для нее стратегию – стратегию диверсификации, ориентированную на достижение следующих перспективных целей и результатов:
- повышение эффективности использования имеющихся ресурсов и факторов хозяйственного процесса;
- формирование новых конкурентоспособных видов бизнеса в регионе;
- комплексное использование возможностей национального и международного разделения труда;
- ускорение социально-экономического развития региона.
Стратегия диверсификации детально разработана в зарубежной и отечественной научной литературе.
Прежде всего, отметим, что диверсификация той или иной пространственной системы позволяет решить следующий комплекс задач:
- преодолеть сложившуюся одностороннюю ориентацию ее развития;
- модернизировать технологический базис промышленного производства и других отраслей региона;
- сформировать эффективную по своим функциям и структуре модель региональной системы;
- обеспечить адекватный вклад данной системы в формирование глобальной стратегической конкурентоспособности отечественной экономики в целом.
Опираясь на приведенную выше трактовку, можно определить диверсификацию как форму удовлетворения изменяющихся потребностей общества в товарах и услугах на основе организации многоотраслевого производства и рассредоточения капитала. Отсюда вытекают следующие целевые функции диверсификации:
- повышение конкурентных возможностей бизнеса на развивающихся рынках региона;
- возможность рассредоточения конъюнктурных рисков во времени и в пространстве региона;
- интенсификация использования ресурсов и производственного потенциала предприятий региона.
Исходя из приведенных выше целевых функций диверсификации, выделим фундаментальные причины данного процесса:
- стремление бизнеса защититься от конъюнктурных рисков, которые является следствием конкуренции и активного государственного регулирования рынков региона;
- необходимость повышения экономической эффективности использования имеющихся в пространстве региона бизнес - ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных), которая обусловлена как ростом их дефицитности, так и ужесточением конкуренции по поводу доступа к ресурсам.
Поскольку процессы разделения и обобществления труда лежат в основе развития производительных сил и производственных отношений, многие исследователи раскрывают содержание диверсификации через диалектическое противоречие между производительными силами и производственными отношениям [2].
Исходным пунктом в данном отношении стала подготовка региона к участию в зимних Олимпийских играх, начавшая процесс формирования горно-спортивного комплекса в пос. Красная Поляна, а также инициировавшая строительство дорог и других элементов региональной инфраструктуры. Даже если Сочи не удастся одержать победу в конкурсе на проведение зимних Олимпийских игр, созданная в процессе подготовки общехозяйственная инфраструктура сыграет роль ускорителя диверсифицированного развития системы региона.
Однако первое приближение недостаточно. Стратегия диверсификации предполагает интенсивное развитие не только общехозяйственной, но и социальной инфраструктуры. В. Гончаренко справедливо отмечает, что феномен социальной инфраструктуры сложился в середине ХХ века в процессе обобществления (социализации) экономических отношений. Его развитие было во многом обусловлено опытом СССР, где на всех уровнях хозяйствования сложились инфраструктурные образования, ориентированные на удовлетворение совместных, то есть имеющих признанную общественную форму, потребностей трудовых коллективов предприятий, отраслевых и территориальных форм общности людей и т.п.
Социальная инфраструктура обеспечивает стратегию диверсификации в следующих отношениях:
- подготовки и переподготовки квалифицированных работников для получающих развитие новых видов бизнеса;
- формирования своеобразных «узлов» социальной инфраструктуры, обеспечивающих потребности в социальных услугах для субъектов малого бизнеса региона;
- роста социальной привлекательности региона для иностранных инвесторов.
Поэтому социальная инфраструктура предприятия может быть квалифицирована как определенный результат особой ветви стратегии диверсификации - социальной диверсификации капитала, который позволяет:
- снизить риски разрастания социальных конфликтов в коллективной структуре персонала;
- оптимизировать совокупные издержки за счет управления издержками воспроизводства совокупной рабочей силы на уровне предприятия;
- с помощью использования социальных инструментов извлечь дополнительный экономический эффект за счет комбинирования, комбинирования и синергии созидательных потенциалов имеющихся на предприятии факторов производства.
Любая предлагаемая стратегия нуждается в специальных инструментах своей реализации. Комплекс тактических инструментов развития социально-экономической системы региона в условиях действия факторов пространственного обособления и асимметрии хозяйственного процесса во времени должен быть адекватен избранной стратегии. Он включает следующие группы инструментов:
- инструменты мониторинга;
- аналитические инструменты;
- оперативные инструменты;
- инструменты контроля.
Специфика инструментов, обеспечивающих стратегию диверсификации, состоит в том, что они призваны оценивать и практически обеспечивать основной экономический эффект от стратегии диверсификации, который заключается в ускорении и катализации дальнейшего развития бизнеса, снижении совокупных рисков, а также снижении трансакционных издержек, обусловленных воздействием внешней среды[2].
Выделим группу оперативных инструментов стратегии диверсификации в пространстве региона. В состав данной группы инструментов входят:
1 Региональный бюджет развития - Объединяя в своем составе множество инвестиционных программ, региональные бюджеты развития предполагают получение следующих форм социально-экономического эффекта:
- прямой экономии инвестиционных ресурсов;
- снижения трансакционных издержек инвестиционного процесса;
- уменьшения фрикционного эффекта во взаимодействии различных инвестиционных программ в пространстве региона;
- извлечения синергетического результата, обусловленного интеграцией ресурсных возможностей нескольких комплементарных друг к другу инвестиционных программ.
2 Налоговые преференции, находящиеся в распоряжении органов региональной власти и управления. Значение таких преференций возрастает в случае разработки регионом своего курса налоговой политики.
3 Режимы ведения хозяйственной деятельности в особой экономической зоне. В регионе Большого Сочи, в частности, могут быть созданы две специальные особые экономические зоны туристско-рекреационного профиля: приморская и горная.
4 Специальные региональная и федеральная программы диверсификации.
5 Изменение одностороннего имиджа региона. Имидж региона в условиях развития виртуальных экономических отношений становится самостоятельным активом, участвующим в инвестиционном процессе.
6 Договора о сотрудничестве между регионами, заинтересованными в реализации стратегии диверсификации.
7 Фонды поддержки региональных предпринимательских и общественных инициатив.
8 Договора, заключаемые органами власти региона со стратегическими инвесторами, заинтересованными в процессе диверсификации.
Литература:
1 Болотов С.П. Разработка стратегии предприятия. Сыктывкар: Изд-во СГУ, 2013;
2 Беломестнова И.В. Структурные уровни воспроизводства человеческого капитала Научно-методический электронный журнал «Концепт». - № 3 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85757.htm-download (01.06.15). – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2015