Применение проектного метода наиболее результативно в подростковом возрасте, так как его отвечает основным психологическим особенностям подростков, их мотивам и потребностям и позволяет наиболее полно раскрывать их личность. Прежде всего, это обусловлено:
- проблемным характером проектной деятельности, ее интегративностью: в основе метода лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью, решение которой требует от участников знаний не только в рамках данного предмета, но и в других областях;
- автономным характером проектной деятельности: проектный метод предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем самоорганизации и возможности проявления инициативы в процессе активно-познавательной деятельности.
Любой проект – это способ организовать совместную деятельность учащихся, согласовать взгляды, идеи, приемы, средства в достижении общей цели. Организация совместной проектной деятельности в процессе которой происходит творческое взаимодействие участников проекта, их взаимоотношение, создание творческих содружеств на пути к достижению практически значимого результата проектной деятельности.
В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип «успеха», который предполагает ориентацию учебного процесса на учащегося: его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
В ученических проектах не важен сам продукт, важен процесс работы над проектом, в котором ученики учатся самостоятельности, ответственности, сотрудничеству. Компоненты системы раскрываются через актуализацию личностных смыслов проектной деятельности, поддержку интересов, способностей учащихся, участие в выборе проекта, использование методов мозговой атаки, алгоритмического поиска, информационной поддержки, освоение способов выполнения и представление результатов проектной деятельности.
Использование метода проектов включает диагностику развития личностных качеств учащихся - активности, ответственности, целеустремлённости, инициативности, самостоятельности, гибкости мышления, фантазии, любознательности, изобретательности.
Базой исследования явилась СОШ № 1, г. Камызяк. Тип проекта: ролево-игровой с элементами исследовательской и творческой деятельности; монопроект с открытой координацией; внутренний, групповой, краткосрочный. Цельпроекта: проверить эффективность проектной методики в процессе обучения. Оборудование и оформление: фотоматериалы с изображениями различных жилищ, карта земного шара, фломастеры, клей, ножницы, ватман и другие необходимые «строительные» материалы.
Формы презентации такие, как фотоколлаж, фильм, доклад, инсценировка, слайд-фильм класс выбирал самостоятельно. Продолжительность проведения: три урока.
В основе проекта лежит исследовательская работа подростков и выявление основных проблем социального характера, связанных с созданием нравственных установок в современных условиях.
Учащиеся имели разный уровень духовной зрелости, соответственно, степень готовности к обучению у всех была разная. Таким образом, в сложившихся условиях перед нами стояли трудные стратегические задачи по выполнению проекта. Поскольку каждый ученик класса принимал участие в подготовке проекта, то «спящих» и равнодушных не было.
Пытаясь установить актуальность проекта, учащиеся провели опрос с целью определить наиболее актуальные проблемы пространства, в котором живем. Участниками опроса стали бабушки и дедушки, мамы и папы, учителя, сверстники учащихся. Они называли следующие проблемы: отсутствие перспективных предприятий в городе; экономический спад; демографический кризис; рост преступности, в том числе и детской; социальная незащищенность пенсионеров и инвалидов; проблемы благоустройства города; проблемы, связанные с трудоустройством молодежи и получением ею высшего образования. Кроме того, мы решили проанализировать именно эту проблему, так как:
• курс «Обществознание» для 9 класса предполагает знакомство учащихся с ценностями общества. Следовательно, они уже имеют начальные представления, необходимые для изучения проблемы;
• мы и сами считаем эту проблему важной, так как сегодняшние дети – это взрослые завтра. И если их поведение сегодня направлено не на укрепление ценностей общества, то и завтра они будут, скорее всего, решать не проблемы общества, а только свои, причем за счет общества;
• Именно в этом возрасте человек сталкивается с множеством проблем, которые не понимает и не умеет правильно решать, но, считая себя взрослым, делает это часто неправильно, нарушая моральные нормы.
Модель проектного занятия: Занятия нацелены на формирование нравственного отношения к проблемам реальной жизни.
Занятия строятся по типу ролевой игры и предполагает деление класса на 2 микрогруппы (в классе 17 человек). Каждая микрогруппа представляет собой собрание знатоков: дизайнеров, юристов и социологов.
В ходе ролевой игры учащимися обсуждаются преимущества и недостатки как современных, так и старинных домов, даже составляются совместные проекты «Дома Будущего», которые предполагают план строительства, макет дома (плакатное изображение) и представление (защиту) конечного результата каждым из участников проекта. На заключительном этапе проектного занятия проводится его анализ, формулируются соответствующие выводы
Проект состоит из трех этапов (уроков): подготовительный, основной, заключительный, организуемых в определенной последовательности.
Каждое из занятий планируется по следующей схеме:
1. Введение;
2. Основные задачи занятия;
3. Необходимая информация;
4. Пошаговое описание действий;
5. Факультативные задачи.
Подготовительный этап. Занятие начинается с краткого введения учителя: учитель приветствует всех участников проекта, знакомит учащихся с основными особенностями проектной деятельности, определяет тему проекта.
Задачи занятия:
1.Сформулировать проблему исследования;
2.Выдвинуть гипотезы и определить направления поиска информации поработе с гипотезами;
3.Организовать группы учащихся, определить роли каждого члена группы.
В ходе рассуждений учащиеся сами логически подходят к обозначению проблем и выдвижению гипотез для их успешного решения. Учитель при этом играет роль консультанта-координатора.
Далее учитель совместно с учащимися определяют направления поиска по работе с гипотезами.
Первый урок заканчивается выбором рабочих групп и распределением ролей в командах.
Основной этап. Занятие начинается с краткого введения учителя: учитель приветствует всех участников, формирует цели урока.
На данном этапе происходит актуализация уже известного материала по выбранной теме, а также ознакомление с новыми единицами.
1.Организовать работу в малых группах по сбору необходимой информации, анализа и синтеза идей.
2.Обсудить методы проверки принятых гипотез в малых группах: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.
3.Определить формы и способы представления результатов проектов.
Далее учитель организует небольшую дискуссию.
В конце занятия учащиеся определяют форму и способ представления результатов проекта (интервью, реклама, ролевая игра, устный доклад), а также обсуждают методы проверки принятых гипотез в малых группах: интервью, опрос, наблюдение и т.д.
Заключительный этап. Вводное слово учителя: Учитель приветствует всех учащихся, формирует цели урока.
1.Завершить отбор информации и ее обсуждение в группах.
2.Оформить проектную работу (конечный результат в виде фотоколлажа, стенгазеты, дневника, журнала, записей интервью, доклада).
3.Защитить проект, проанализировать результаты проектной деятельности.
Процедура
1. Подготовка.
Учитель предоставляет время учащимся (20 мин) для завершения проектной работы, ее оформления и подготовки к защите (презентации) результатов. Наблюдает, координирует деятельность учащихся.
2. Защита проекта
3. Оценка результатов
4. Разработка собственного варианта решения проблемы.
Во время защиты проектов была проведена оценка результатов как самими
учащимися, так и учителем.
Измерение уровней воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности.
Критерии оценок и показатели воспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха.
Для выявления состояния уровня сформированности нравственного воспитания в учебной деятельности мы использовали диагностические опросы учащихся 9 класса.
Анализ результатов исследования позволил выделить группу школьников с низким уровнем нравственного опыта. В классе они составили 43%. Далее, из оставшейся выборки выделяются испытуемые, у которых знания, отношения и способы поведения отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низким уровнем нравственного опыта. Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков в переживаниях, хотя в целом, нравственные знания у этих учащихся по степени соответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем нравственного опыта. Но при этом обобщенность их знаний довольно низка.
Знания о способах поведения у испытуемых также достаточно развиты. У учащихся рассматриваемых групп эти показатели 2,8 и 3,6. Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта.
Далее мы выделили группу испытуемых со средним уровнем нравственного опыта. Она составляет 50% от выборки. Оставшиеся испытуемые образовали самую немногочисленную группу с высоким уровнем нравственного опыта – 7%. Все проявления нравственных знаний у этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах и высказываниях представлялось 3-4 существенных признака.
Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм. Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания норм. На основе сказанного мы выделяем этих учащихся в отдельную группу с высоким уровнем нравственного опыта.
На втором этапе исследования мы формировали у учеников ответственность и доброжелательность в процессе обучения.
Формирование ответственности проводилось по следующим направлениям: - организация взаимной деятельности учащихся на уроках; - анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов учебных заданий с нравственной точки зрения; - организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной работы. Доброжелательность формировалась следующим образом: - организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий; - систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время учебных заданий. Как видно из указанных направлений формирования мы старались избегать прямого научения, создавали условия только для расширения и углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания учащихся.
На втором этапе исследования учащимся предлагались такие ситуации, в которых они должны были помочь товарищу.
Прежде всего, проанализируем изменения нравственного опыта. Как и на первом этапе исследования учащиеся разделились на три группы – с низким, средним, и высоким уровнем нравственного опыта.
В то же время изменился их количественный состав. Так, количество учащихся с низким уровнем нравственного опыта составил 16%, со средним уровнем – 57%, и с высоким – 27%. При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 27%, со средним увеличилась на 7%, и с высоким увеличилась на 20%. Помимо количественного изменения, у некоторых испытуемых подростков отмечались и некоторые качественные особенности нравственного опыта. Прежде всего, школьники, обосновывая свои ответы, стали чаще ориентироваться на содержание нравственной нормы. Повысилась способность выделять нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе.
Однако работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей.
Поэтому повторение и обобщение необходимого материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с материалом.
Итоговый срез выявил следующее: по большинству показателей проектная методика является эффективной технологией, которая обеспечивает: 1. значительное повышение уровня владения материалом; 2. повышение уровня внутренней мотивации учащихся; 3. повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности
коллектива. Повысился уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательский, творческой работы.
Повысились сплоченность коллектива, ответственность, воображение, толерантность, смекалка в процессе деятельности.
Правильно организованная проектная работа оказывает положительное воспитательное воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию опыта из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию.
О практической значимости проекта учащиеся поделилась в газетной заметке школьной прессы.
Новожилова М. М., Воровщиков С. Г., Таврель И. В. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию. М.: 5 за знания, 2008. – 160 с.
Сериков В.В. Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества // Образование и наука. 2015;(7):4-23. DOI:10.17853/1994-5639-2015-7-4-23