Современное состояние логистики является весьма противоречивым. С одной стороны, ее необходимость для правительства и частного бизнеса, с другой недостаточное представление о ней в обществе. Высока нехватка дипломированных специалистов и научных работ по изучению логистики в целом, а также ее узких направлений. Однако, опыт зарубежных государств показывает, что логистической науке принадлежит важнейшая роль в создании современной фирмы [1].
Логистика - это эффективное управление материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками, с оптимальными затратами всех ресурсов, для полного удовлетворения требования потребителей. Логистика объединяет производство, информационный обмен, транспортировку, управление закупками и запасами, складирование, грузопереработку, упаковку и т.д.
Современная логистика обеспечивает комплексный результат, за счет внутренней и внешней интеграции. Примером применения такого способа интегрированной логистики, являются ведущие зарубежные и российские корпорации, такие как «Тойота», «Форд», «Данон», «Кока-кола», «Икеа», «Нестле», «Газпром», «Джонсон и Джонсон» и др.
Внедрение логистического менеджмента позволяет фирмам сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении, сбыте, ускорить оборот капитала, снизить себестоимость продукции и затраты на поставки.
Преимущество зарубежных стран заключается в выходе большого количества научных работ и периодики по логистике, и, как следствие, в наличии большого количества подготовленных кадров .
Признание наука получила в два последних десятилетия, тогда и возникли современные маркетинговая и интегральная концепции логистики. В Российской Федерации в данный момент, на фоне кризиса, экономика находится на спаде. Выходом из непростой ситуации может явиться формирование и развитие производственных, торговых, транспортных и иных логистических систем [2].
Участие в международных проектах TEDIM, TACIS, UNCTAD по созданию транспортно-логистических и телекоммуникационных систем, сети логистических центров в торговле и на транспорте, позволяет ускорить внедрение нашей страны в мировое экономическое пространство. Существуют также и российские программы с элементами логистической системы: «Возрождение Волги», «Верфи России», «Дороги России».
Отечественные фирмы достаточно настороженно относятся к внедрению логистических концепций. В основном на российском рынке их продвигают иностранные предприятия и фирмы с долевым участием зарубежного капитала.
Логистика позволяет повысить экономическую устойчивость фирмы или предприятия на рынке, с помощью оптимизации ресурсов. Именно это является первоочередным для отечественного бизнеса в нынешних условиях экономического кризиса, то есть логистика становится инструментом антикризисного управления.
Повышение экономической устойчивости предприятия реализуется посредством межорганизационного логистического менеджмента, устраняющего конфликты между подразделениями предприятия и обеспечивающего взаимодействие с бизнеспартнерами, а так же усиливающего конкурентоспособность на рынке.
Резюмирую, можно сказать, что логистика обладает интегрирующим потенциалом, способным связать воедино и улучшить взаимодействие таких разнообразных сфер, как снабжение, производство, маркетинг, поставки, продажи. Например, обрабатывая информацию, логистический менеджмент оптимизирует производство и продуктовые характеристики. Управляя запасами, рационализирует объем продукции для снабжения, производства и сбыта, тем самым снижая общие затраты, цены товаров и, как результат, повышая позицию предприятия на рынке.
Таким образом, логистика поддерживает устойчивость предприятия на рынке, устраняя противоречия между маркетингом, финансами и производством.
Логистический менеджмент предназначен для обслуживания потребителей на конкурентно высоком уровне, оптимизируя при этом издержки, т.е. позволяет оказывать услуги потребителю, максимально используя возможности фирмы для надлежащей и своевременной поставки продукции или услуг. Для этого необходима подготовка персонала предприятия, получения им систематизированных знаний по логистике.
В заключении хотелось бы отметить, что целенаправленная деятельность государства по внедрению современных логистических систем и концепций может явиться путем повышения конкурентоспособности отечественного бизнеса даже в условиях существующего кризиса.
Литература:
Григорьев М. Н., Уваров С.А. Логистика. Базовый курс: учебник для бакалавров / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. – М.: Юрайт, 2012.- 818с.
Кузьбожев Э.Н., Тиньков С.А. Логистика / Электронный учебник.- КноРус, 2010.