ПРОБЛЕМЫ МОНОПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ МОНОПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Новиков К.А. 1
1Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня, в силу различных обстоятельств, граждане вынуждены всё чаще и плотнее углубляться в различные сферы политической и экономической жизни. В попытке найти решение, люди начинают интересоваться тем, как те или иные аспекты влияют на их повседневность. Именно сюда можно отнести монополии. Одни видят в них будущее экономики государства, а другие обвиняют в торможении развития рынка из-за снижения конкуренции.

Сама по себе монополия представляет собой исключительное право производства, торговли и т.д., которое может принадлежать одному лицу, некоторой группе лиц или государству. Также монополей называют крупную фирму, занимающую доминирующее положение в одной или нескольких сферах деятельности.

Говоря о положительных факторах монополий можно отметить, что продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Также крупные масштабы производства позволяют снижать издержки производства. За счёт большого количества средств именно крупные фирмы имеют возможность вкладывать в средства в научные исследования создание новых разработок, тем самым не только повышая эффективности своего производства, но и давая возможность для научного прогресса. В случае экономического кризиса крупные монополистические объединения обладают наибольшей устойчивостью среди прочих компаний и первыми начинают выходить из кризиса [1].

Но с другой стороны имеет месть быть и ряд отрицательных факторов. Корпорациям, достигнувшим монополии на рынке больше не нужно снижать свои цены, чтобы добиться лучших продаж. Они вправе устанавливать свои собственные цены, зачастую выше, чем в условиях конкурентного рынка. Исследовательское финансирование проводится в основном относительно небольшими организациями, так как крупные компании, добившиеся абсолютной монополии, больше не заинтересованы в усовершенствовании своего производства. Также монополии представляют собой в некотором роде угрозу для конкуренции и для предпринимательства в частности.

Итак, можно отметить, что монополии сегодня представляют собой крупные предприятия с высокой эффективностью производства и при минимальных затратах. При этом монополии способны отрицательно воздействовать конкуренцию в целом, создавая застой в развитии рынка.

Монополии в современной России

Пожалуй, важнейшей проблемой антимонопольного регулирования является высокая степень административного монополизма, в первую очередь, монополизма центральных государственных органов управления.

Одним из специфических обстоятельств, характерных для современного периода развития России, является то, что решение задачи преодоления элементов чрезмерного государственного административного монополизма предполагает в ближайшей перспективе определённое оживление самого же этого монополизма. Так получается потому, что хотя чрезмерный административный монополизм - большое зло, но становление эффективных рыночных структур, ускоренный выход страны из состояния глубокого кризиса не могут быть осуществлены без усиления прямого вмешательства государства в экономику.

Все предприятия, имеющие на рынке определенного товара долю более 35%, заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок). Изучая реестр можно прийти к выводу, что российские монополисты федерального уровня - это, в основном, узкоспециализированные производства. Их специфика заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям.

На данный момент в российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги – тепло- и водоснабжение, канализация. Такие отрасли либо регулируются государством, либо они находятся в его собственности. Следует отметить, что в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков в связи с технологическими нововведениями во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились [2].

В российской экономике очень распространено такое явление как «локальный» монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах (Например:Группа лиц в составе ОАО «Калужский хлебокомбинат», ЗАО «Хлебокомбинат», ООО «Хлеб»>65%) Реестры хоз. Субъектов от 27.09.2010, в % указаны доли хоз. субъекта на рынке. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства - также локальные монополии (АО «Калугаоблгаз»>65%, Обнинское МП «Горэлектросети»>65%, КГУП «Хабаровскводтранс» >65%).

Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Четыре главных естественных монополиста России:

  • РАО «ЕЭС» (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

  • ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);

  • МПС (железнодорожные перевозки);

  • «Ростелеком» (услуги междугородной и международной электрической связи).

Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Полномасштабное исследование методов борьбы с монополизмом в России началось относительно недавно. В теории существуют два варианта антимонопольной политики. Первый предусматривает заблаговременное создание условий для конкурентного рынка. Второй вариант представляет собой путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям.

В марте 1991 г. был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Его цель - определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков. Закон дает определение таких понятий как «товар», «рынок», «хозяйствующий субъект», «конкуренция», «доминирующее положение», «монополистическая деятельность».

Также, согласно этому закону, фирма занимает «доминирующее положение» при условии, что ее доля на рынке превышает 35% - величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике. В декабре 1991 г. ГКАП утвердил «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов», включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества [3].

Однако приходится констатировать, что принятый закон используется явно недостаточно. Практика его применения показала необходимость внесения в него существенных изменений и дополнений.

Таким образом, на данном этапе главной проблемой монополизации является сосредоточение большой власти, негативно влияющей на конкуренцию на рынке и устанавливающуюся на нём цену. И самое главное то, что влияние монополистических компаний зачастую становиться не только экономическим, но и политическим. Именно поэтому государству необходимо уделить большое внимание контролю над крупными монополиями и созданию благоприятных условий для развития конкурентной среды.

Литература

1 Дж. Вильсон, Цапелик В. “Естественные монополии России” //Вопросы

экономики № 11, 2014.

2 Матвеева Н. «О правовом регулировании естественных монополий». Общество и Экономика №1, 2015.

3 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2009. С.-386.

Просмотров работы: 6002